Покупатели попали в сети (статья, фото)

 

Реклама – двигатель торговли. Спорить с этим утверждением сложно, но и надо ли? Гораздо важнее, как эта реклама отражается на кошельке каждого из нас. Зачастую мы сами и не замечаем, как невольно оплачиваем чужие расходы на популяризацию товара. И речь в данном случае не идет о вложении в "натуральные" виды – баннеры, ТВ-ролики или что-то подобное. Крупные магазины умело играют на желании поставщиков представить свою продукцию в наилучшем виде, предлагая сопутсвующие услуги. Разумеется, не бесплатно.

Закон есть


 

Закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (известный всем как Закон о торговле) начал действовать три года назад. Его нормы устанавливают целый перечень антимонопольных требований к деятельности торговых сетей. Это и запрет дискриминации поставщиков продуктов, и навязывание невыгодных условий поставки, запрет всех дополнительных выплат поставщиков торговым сетям, ограничение роста крупных торговых сетей, имеющих долю более 25 процентов.

На сегодня в городе Курске пока нет таких сетей, которые бы имели товарооборот более 25 процентов от общего. Но в Курчатов мы уже предпреждали торговую сеть "Европа", а в муниципальных образованиях — торговую сеть "Тандер" (магазины "Магнит"), - пояснил на пресс-конференции руководитель Курского УФАС Юрий Комов.

В идеале самым ощутимым эффектом, на фоне прекращения неуемных поборов, должно было стать сдерживание цен на основные продукты питания. Однако, любой из нас легко может убедиться в том, что цены не только не снизились, но и продолжают расти как на дрожжах.

Разумеется, причины подорожания продуктов питания кроются не только "под прилавками" розничной торговли. Влияет на подорожание огромный перечень факторов, одним из которых остается политика торговых сетей. 

Проверка рубль бережет?

Несмотря на то, что руководство страны неоднократно говорило о недопустимости "закошмаривания" бизнеса, антимонопольщики держат руку на пульсе. По поручению правительства РФ антимонопольные органы регулярно проводят проверки торговых сетей. Не остаются в стороне и курские специалисты этой службы. Так, в 2012 году проведены проверки договорной практики федеральных торговых сетей "Магнит", "Билла", "Перекресток", которые являются одними из самых крупных в стране.

С одной стороны, в целом количество нарушений закона о торговле, касающихся договоров поставки, существенно снизилось по сравнению с 2010 – 2011 годами (в 2010 г. – 18, в 2011 г. – 13, в 2012 г. - 4). Из подавляющего количества договоров поставки исключены условия, противоречившие новому законодательству о торговле.

С другой стороны за то же время увеличилось количество заключенных между торговыми сетями и поставщиками договоров на оказание разнообразных платных услуг. В основном это рекламные и иные мероприятия, направленные на продвижение товаров поставщиков в торговых сетях, а также маркетинговые и иные исследования. Поставщики "с удовольствием" пользуются дополнительным сервисом.

По мнению специалистов, платные услуги стали для многих торговых сетей способом взимания с поставщиков дополнительных денежных средств - тех самых пресловутых "бонусов", которые запретил закон о торговле.

Такой "наваристый" хлеб

Некоторые фокусники от торговли пошли еще дальше — взимают деньги за услуги, существующие на бумаге. Причем оценивают их в солидный процент от товарооборота. В настоящее время по большинству таких дел продолжаются судебные споры. Среди самых громких засветилась и Курская область - региональное УФАС России возбудило производство против сети "Европа".


 

В частности, в 2012 году Курским УФАС России было установлено нарушение в отношении одного из магазинов в рамках статьи 13 Закона о торговле (дискриминация).

Торговое предприятие заключило договоры на оказание "услуг по оптимизации поставки" товаров в магазины сети с поставщиками хлеба и хлебобулочных изделий.В общей сложности, его подписали шесть хлебопекарных предприятий, в том числе крупнейшие хлебозаводы региона. Услуга - предоставлении торговой сетью поставщику ежемесячного графика поставок. Если говрить просто, то это перечень магазинов "Европа" и слово "ежедневно". За это пекари оплачивали вознаграждение от 3 до 7 процентов от товарооборота. В 2011 год общая сумма вознаграждения превысила 18 миллионов рублей.

Эмоциональных красок этому эпизоду прибавляет и тот факт, что такая услуга распространялась и на социальные" сорта хлеба ("Сеймский", "Дарницкий"), производство которых дотируется из регионального бюджета.

На фоне этого в конце 2011 года повысились цены на хлеб крупнейшими хлебозаводами региона. Одной из причин роста, по мнению Курского УФАС России, стали в том числе и затраты хлебозаводов на выплаты торговой сети.

В настоящее время дело рассматривается в суде — решение УФАС арбитражный суд первой инстанции отменил, но управление обжаловало судебный акт в апелляционную инстанцию. А буквально на днях УФАС направило предписание о перечислении более 18 миллионов полученных, по их мнению, незаконно доходов в федеральный бюджет.

Сети на выдумки хитры

Взимание процентов с товарооборота — не единственный "окольный путь". Во время проверки торговой сети "Перекресток" фактов взимания с поставщиков денежных средств в процентах от товарооборота не было выявлено. Торговая сеть оказывает своим поставщикам большое количество рекламных и маркетинговых услуг, на которые имеются соответствующие расценки.


 

Однако при этом реальная востребованность некоторых платных услуг со стороны поставщиков вызвала серьезные сомнения у специалистов Курского УФАС России. В их числе - "услуги по предоставлению права доступа в магазины торговой сети мерчандайзеров поставщика", "услуги по контролю за полнотой выкладки товаров", "услуги по организации эффективного товарного запаса", "логистические услуги по операционной обработке товаров". Как показала проверка, реальные денежный результат для поставщиков отсутствует, либо подобный сервис вообще не нужен.

На основании материалов проведенной проверки инспекция Курского УФАС пришла к выводу, что выплата поставщиками вознаграждения за вышеперечисленные услуги в ряде случаев не обусловлена их фактическим оказанием, и может рассматриваться как выплата вознаграждения торговой сети (бонуса). Материалы проверки будут переданы в Федеральную антимонопольную службу (в связи с тем, что торговая сеть "Перекресток" действует более чем в 40 регионах России).

Справочновыборочная проверка всего по 51 поставщику (хлеб, молоко и молочная продукция, алкоголь, напитки) сети "Перекресток" за 9 месяцев 2012 года показала, что сумма выплаченного этими поставщиками вознаграждения за все услуги торговой сети за указанный период достигла почти 3 миллиардов рублей (по всем торговым объектам сети в РФ).

Молчание — золото

Как поясняют в ведомстве, закон о торговле предусматривает подобные ситуации и запрещает навязывание поставщику различных "услуг", плата за которые фактически является дополнительным вознаграждением торговой сети. Однако жалоб больше не становится. Почему?

По мнению специалистов Курского УФАС России, этому обстоятельству существует несколько объяснений. Первое из них — поставщики не хотят спорить с торговыми сетями. Второе — в большинстве случаев сам поставщик не несет реальных денежных расходов. Их тяжкое бремя ложится на плечи обычных покупателей. Приходя в магазин и оплачивая стоимость того или иного продукта по ценнику, мы вносим деньги в том числе и за понесенные расходы "по оптимизации" или "логистике". Как говрится, с миру по нитке — торговой сети внушительный "бонус".

Ведь поставщик, неся затраты по договорам оказания тех самых платных услуг, неизбежно стремится включить эти затраты в себестоимость продукции, уменьшая тем самым налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Таким образом, бонусы торговых сетей оказывают влияние на рост себестоимости продукции. Многочисленные бонусы неизбежно приводят к подорожанию продуктов – именно это и послужило в свое время причиной разработки и принятия специального Закона о торговле, запрещающего бонусы.

Комментарий специалиста:


 

Юрий Комов, руководитель Курского УФАС России:

Наше управление высказало свое мнение по некоторым фактам. В настоящее время часть из них рассматривается в суде, часть приостановлена. Поступают жалобы и от поставщиков на сети магазинов "Линия", Билла, Перекресток, Европа и другие. Чаще всего это жалобы на нераскрытие информации. Тогда мы рекомендуем дать ответ или разместить в свободном доступе правила для контрагентов. Кроме того, поставщики жалуются на необходимость выплаты вознаграждений сетям.

 

Олеся Роговская, фото автора