Утвержденные Саморегулируемыми организациями Стандарты и Правила могут привести к ограничению конкуренции

В соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы Курским УФАС была проведена проверка деятельности саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих проектные работы, и лиц, осуществляющих строительство, на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства.

В ходе выполнения данного поручения исследованы документы, регламентирующие деятельность НП «СРО «Объединение проектировщиков города Курска и Курской области» (Партнерство) - саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации объектов капитального строительства.

В соответствии с законодательством о саморегулируемых организациях (СРО) для получения свидетельства о допуске к определенным видам проектных работ каждый член Партнерства должен обеспечить заключение и надлежащее исполнение договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Партнерством утверждены Правила саморегулирования. Разделом 5 указанных Правил установлены требования к страховой организации, не предусмотренные законодательством РФ, которые могут создать угрозу раздела страхового рынка, привести к экономически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными страховыми компаниями, созданию препятствий доступу на рынок страховым компаниям. В частности, установлены следующие требования к страховщикам: наличие у страховой организации опыта страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам при осуществлении строительно-монтажных работ и страховании профессиональной ответственности строителей не менее 8 лет; отсутствие судебных процессов, имеющих существенное значение для деятельности; наличие рейтинга одного из следующих рейтинговых агентств: «Эй.Эм.Бест Ко», «Стэндард энд Пурс», «Фитч Инк», «Мудис Инвестор Сервис», «Эксперт РА», «Национальное рейтинговое агентство», не ниже: «А», «ВВВ», «Ваа3», «В+», «В». Также Партнерством предумотрено формирование списка страховых организаций, рекомендованных для страхования гражданской ответственности членов Партнерства, аккредитация страховых компаний, одобрение Партнерством договора страхования, заключенного членом Партнерства.

Кроме того, решением Общего собрания членов Партнерства от 26.06.09 г. утверждены Правила Партнерства, Правила профессиональной (предпринимательской) деятельности архитекторов и проектировщиков – членов Партнерства, в которых содержатся рекомендации членам Партнерства руководствоваться едиными расценками, разработанными и утвержденными Партнерством, а также не конкурировать друг с другом при получении заказов. Данные рекомендации Партнерства могут привести к установлению (поддержанию) цен, разделу рынка услуг по проектированию.

Действующее законодательство не предусматривает права СРО разрабатывать и устанавливать требования к страховым организациям, осуществляющим страхование ответственности членов СРО.

Кроме того, согласно ч 4. ст. 55.5 Градостроительного Кодекса РФ документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации и не должны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.

Согласно ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» № 4015-1 от 27.11.92 г. право на осуществление страхования предоставляется субъекту страхового дела, имеющему лицензию. Данным законом уже установлены необходимые требования к страховщикам и порядок осуществления страховой деятельности.

Установление вышеперечисленных требований Партнерства к страховым организациям (таких, как опыт работы не менее 8 лет, наличие определенного рейтинга определенных рейтинговых агентств, отсутствие судебных процессов, имеющих существенное значение для деятельности страховщика), равно как и аккредитация страховых компаний, не предусмотрены действующим законодательством. Сами критерии соответствия страховщика требованиям Партнерства произвольны и не отражают уровня надежности страховой компании, исключают возможность новых участников рынка страхования побороться за клиентов, ограничивают право членов СРО на свободный выбор страховщика. Так, получение рейтинга является правом, а не обязанностью страховщика; законодательство РФ не содержит понятия «судебного процесса, имеющего значение для деятельности» какого-либо юридического лица, в том числе страховой компании; «временной ценз» в восемь лет установлен произвольно и ничем не обоснован. Между тем законодательством РФ установлены четкие нормативные требования к страховым компаниям, несоответствие которым страховой компании влечет для нее неблагоприятные последствия вплоть до прекращения деятельности (отзыва лицензии). Так, ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» предусмотрено, что страховщики обязаны соблюдать установленные данным законом и нормативными правовыми актами органа страхового регулирования требования финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий.

Таким образом, установление Партнерством вышеуказанных требований, обязательных для членов Партнерства при страховании гражданской ответственности, относительно выбора страховых компаний, аккредитация страховых компаний для страхования гражданской ответственности членов СРО, ограничивают возможность новых участников рынка страхования побороться за клиентов, ограничивают право членов СРО на свободный выбор страховщика, что свидетельствует о нарушении Партнерством ч. 3 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» (координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая приводит или может привести к ограничению конкуренции: к разделу страхового рынка, необоснованному отказу от заключения договоров с определенными страховщиками, созданию препятствий доступу на рынок определенным страховщикам). Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено право СРО устанавливать для членов СРО единые расценки, правила расчетов с заказчиками, а также запрещать членам СРО конкурировать друг с другом. Более того, данные требования СРО прямо запрещены ч. 4 ст. 55.5 Градостроительного Кодекса РФ, ч. 3 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку могут привести к установлению (поддержанию) цен (тарифов), установлению условий членства, которые приводят к ограничению конкуренции. Таким образом, вышеуказанные условия Правил нарушают ч. 3 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции».


Справочно:
- Согласно п. 14 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» координация экономической деятельности – согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.
- Частью 3 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» физическим лицам, коммерческим организациям, некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в ч . 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», в частности: к установлению или поддержанию цен, разделу товарного рынка, необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами, созданию препятствий доступу на рынок.