«Цены должны складываться конкурентно»

Интервью с руководителем Управления антимонопольной службы по Курской области Юрием Комовым

Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России в этом году исполняется 20 лет. В 2004 году, когда ведомство было образовано, в российском законодательстве о конкуренции практически не было ответственности за его нарушение.

Кропотливая «штучная» работа по демонополизации и стимулированию конкуренции постепенно принесла свои плоды. О том, как и над чем сейчас работает одно из структурных подразделений антимонопольной службы России – Курское управление ФАС, рассказал его руководитель Юрий КОМОВ.

– Юрий Алексеевич, сколько нарушений антимонопольного законодательства фиксируется в Курской области?

– В целом, как показывает практика, в Управление в течение года поступает более 2000 различных обращений по всем направлениям работы службы. Примерно четверть из них становится основанием для возбуждения дел, выдачи предупреждений. Что касается непосредственно антимонопольного законодательства, в 2023 году по результатам самостоятельного выявления сотрудниками и рассмотрения поступивших обращений было установлено 47 фактов его нарушения, в 2024 году таких случаев зафиксировано уже более 30.

Регулярно выявляются факты недобросовестной конкуренции в действиях предпринимателей. Это и введение потребителей в заблуждение, и некорректное сравнение своих товаров и услуг с товарами конкурентов, а также использование чужих товарных знаков, их элементов. Все выявленные нарушения пресекаются, нарушители привлекаются к административной ответственности. УФАС осуществляет свою деятельность в тесном контакте с правоохранительными органами.

– Недавнее резонансное решение антимонопольной службы – возбуждение дела в отношении АО «Газпром газораспределение Курск» по признакам нарушения антимонопольного законодательства. На какой стадии сейчас находится расследование, какие нарушения удалось обнаружить?

– В связи с поступлением многочисленных заявлений потребителей газа, связанных с жалобами на необоснованное (от 1,5 до 3,3 раза) завышение АО «Газпром газораспределение Курск» стоимости выполнения работ по договорам технического обслуживания и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах, Курским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

АО «Газпром газораспределение Курск» вменяется нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчётов за выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах, что привело к значительному росту стоимости работ (оказания услуг) и ущемлению интересов неопределённого круга потребителей Курской области.

Дело находится в стадии рассмотрения.

Очередное заседание состоялось 17 июня 2024 года. Учитывая, что газовщиками предоставлены сведения и информация, требующие дополнительного изучения и анализа, а комиссией затребованы многочисленные материалы, в том числе из профильных федеральных министерств и ведомств и у компании ПАО «Газпром», заседание было отложено, расследование продолжается.

– Проходила информация о включении компании «Кварта-Л» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), но позже её опровергали. Расскажите подробнее о ситуации с этой компанией.

– Курским УФАС России включено в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) 12 курских организаций – из 51-й, находящейся в настоящее время в реестре. В основном это подрядные организации, которые либо не выполнили работы на объектах в полном объёме и согласно проектной документации, либо выполнили работы ненадлежащим образом (некачественно и с нарушением сроков). Есть ещё те, кто уклонился от заключения контракта (т. е. не подписали по итогам торгов).

Согласно действующему законодательству, сведения в РНП включаются сроком на два года. Что касается ООО «Кварта-Л», в отношении этой компании заказчиками Курской области было подано пять обращений. Основания схожие – в связи с односторонним отказом заказчиков от исполнения контрактов, заключённых с ООО «Кварта-Л» по результатам торгов. Решение Курским УФАС России при рассмотрении таких обращений принимается на коллегиальной основе.

Комиссия Курского УФАС включила «Кварта-Л» в реестр недобросовестных поставщиков по нескольким обращениям. Два из них – от администрации Горшеченского района Курской области в связи с расторжением контрактов на выполнение работ по строительству жилого дома в посёлке Горшечное. Ещё два обращения – от МКУК «Конышёвский РДК» и МКУК «Золотухинский РДК» в связи с расторжением контрактов на капитальный ремонт зданий районных домов культуры – Конышёвского и Тазовского. ООО «Кварта-Л» обжалует все эти решения о включении в РНП в Арбитражном суде Курской области, поскольку не согласно с такими результатами.

По одному обращению – МКУ «УКС города Курска» в связи с расторжением в одностороннем порядке по инициативе заказчика контракта по строительству объекта «Насосная станция канализации ЮЗЖР» – было принято решение не включать компанию ООО «Кварта-Л» в РНП.

– В середине мая появилась информация от ФАС России о том, что в стране прослеживается тенденция на снижение стоимости куриных яиц, резко подорожавших в конце 2023 года. Как складывается ситуация в Курской области?

– Рынки товаров, работ и услуг в настоящее время являются высококонкурентными, с большим количеством участников, действующих на них. На таких рынках рост цены на те или иные товары объясняется объективными причинами (рост затрат на основные виды сырья, повышение логистических расходов, повышение стоимости перевозки, рост стоимости упаковки).

Таким образом, цены должны складываться на основании конкурентной борьбы, но так бывает не всегда. Иногда рост цен связан с недобросовестным поведением участников рынка. Такое поведение запрещено антимонопольным законодательством, именно такие случаи выявляет и пресекает антимонопольная служба.

В 2023 году в связи с обращениями граждан по поводу цен на яйцо куриное ФАС России проводила ряд проверок на данном рынке. Проверялись производители, поставщики, конечные продавцы (магазины, крупные торговые сети). В Курской области производителей куриного яйца нет. Управлением проверялись наценки на данный товар, установленные в торговых сетях региона.

В результате проверок ФАС России было установлено, что повышение цен произошло в оптовом сегменте, то есть цены повысили не конечные продавцы (торговые сети, магазины), а производители. Был выявлен случай злоупотребления доминирующим положением, а также признаки картельных соглашений. Компании – производители яйца куриного единовременно повысили цены на продукцию при отсутствии объективных причин.

Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию на рынке.

Также ФАС работает с торговыми сетями, чтобы они добровольно ограничивали наценки на социально значимые товары на уровне 5-10 процентов. В Курской области крупные федеральные торговые сети, а также наши местные сетевые магазины: «Европа», «Линия» – приняли на себя и соблюдают такие обязательства.

– Не так давно вступил в силу закон о рекламных звонках и СМС-рассылках. Обращались ли уже к вам куряне по этому поводу и как правильно понимать этот закон – на кого можно жаловаться и как это грамотно сделать?

– Закон о рекламе прямо закрепляет, что реклама по сетям электросвязи (телефонные звонки, СМС-сообщения) допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на её получение. Согласие может быть выражено в любой форме, достаточной для идентификации лица.

Нарушения этих положений закона о рекламе очень распространены – по статистике ФАС России, они составляют около трети всех нарушений в сфере рекламы. В 2023 году в Курское УФАС поступило более 80 обращений граждан с жалобами на спам-звонки и СМС-сообщения, а за 5 месяцев 2024 года – более 50.

В апреле этого года был подписан закон об увеличении штрафов за спам-звонки. Он вступил в силу, и на данный момент за распространение рекламы через СМС-сообщения или звонки без согласия абонента верхний порог штрафа для юридических лиц составит 1 млн рублей, для должностных лиц – 100 тысяч рублей.

Практика спам-звонков широко распространена среди кредитных и микрофинансовых организаций, главной целью которых часто является незаконное обогащение при условии получения гражданином информации не в полном объёме, а частично. Лидерами антирейтинга спама остаются банки. Курское УФАС России в текущем году уже признало несколько банков нарушившими Закон о рекламе за спам. Самостоятельно или через посредников они предлагали услуги по открытию счетов, оформлению кредитных карт, оказанию услуг на льготных условиях.

Все заявители указали, что своего согласия на получение таких рекламных предложений не давали. Банки и компании-посредники не смогли представить доказательств получения надлежащего предварительного согласия абонента на рекламные сообщения.

Курское УФАС России признало АО «АЛЬФА-БАНК», АО «Банк Русский Стандарт», АО «Банк ВТБ», а также ряд организаций-посредников нарушившими Закон о рекламе и выдала предписания о прекращении нарушения законодательства и прав граждан. На данный момент предписания исполнены – абонентские номера заявителей удалены из баз указанных банков.

Обращение в ФАС России или её территориальные органы можно направлять по почте, в электронном виде или лично. Перед подачей заявления о распространении незаконной рекламы по сетям электросвязи вспомните, не давали ли вы ранее согласия на получение рекламной рассылки. Стоит помнить, что такое согласие очень часто содержится в разнообразных договорах (в т.ч. с оператором связи), формах, правилах и т.д.

В таком случае вам необходимо сначала направить распространителю рекламы требование о прекращении подобных действий и лишь в случае игнорирования этого требования и продолжения спам-звонков или рассылки в ваш адрес обратиться в антимонопольный орган. Последнему для рассмотрения поступившего заявления потребуются документы, подтверждающие факт звонка или СМС-сообщения, а также содержание поступившей рекламы.

СПРАВКА «КП»

Задачей антимонопольных органов страны, в том числе Курского УФАС России, является формирование благоприятной конкурентной среды на товарных и финансовых рынках, равный доступ к товарам (работам, услугам) естественных монополий, контроль установления тарифов, пресечение антиконкурентного вмешательства в распределение государственного и муниципального заказа.

В современных условиях антимонопольные органы зачастую исполняют ещё и функцию регулятора экономики, обеспечивая недопущение дефицита товаров, сдерживание цен на социально значимых товарных рынках и одновременно – поддержание бизнеса в нестабильных социально-экономических условиях.

В настоящее время в РФ сформировано современное антимонопольное законодательство, которое постоянно совершенствуется: например, недавно вступил в силу «пятый антимонопольный пакет», направленный на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ в сфере интернет-торговли.

Татьяна ЛАСТОЧКИНА,
Фото автора