Федеральное селекторное совещание о торговле

12 декабря Ириной Анатольевной Яровой – главой Мониторинговой группы «Честная цена» и главным идеологом новаций Федерального закона   от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" проведено селекторное совещание по вопросам, связанным с вступлением в силу указанного федерального закона.

Участие в селекторном совещании в Курском региональном отделении ВПП «Единая Россия» приняла и.о. заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области Е.А. Лихушина.

В ходе совещания обсуждались первые результаты изменений государственного регулирования розничной торговли продовольственными товарами, результаты опросов отечественных поставщиков и торговых сетей, а также вопросы переходного периода вступления закона в силу.

Напомним, что изменения, внесенные в Закон О торговле летом текущего года, вступят в силу в полном объеме с 01.01.2017 г.

 

К основным новациям закона можно отнести следующие положения:

 

 - из-под действия антимонопольных норм настоящего закона выведены хозяйствующие субъекты (поставщики, торговые сети, их группы лиц), чья выручка от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей. Это существенное ослабление административной нагрузки на малый бизнес.

 

- все правила, требования и запреты закона теперь распространяются не только на действия хозяйствующих субъектов, но и на лиц, входящих с ними в одну группу.

- в новую редакцию закона введено определение понятия «услуги по продвижению товаров». Это «услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров». Все эти услуги могут оказываться торговыми сетями на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

- согласно новой редакции закона, торговая сеть должна обеспечивать поставщикам доступ к информации об условиях отбора контрагентов, с которыми заключаются договора о поставках товаров, а также о качестве и безопасности продукции. Эту информацию необходимо размещать на официальном интернет-сайте сети. Исключена норма, обязывающая отвечать на письменный запрос в течение 14 дней.

- новый закон снизил максимальный размер вознаграждения сетям за продажу товаров (ретро-бонус) с 10 до 5%. Теперь за приобретение, продвижение, логистические услуги, хранение, обработку и упаковку (при необходимости) товаров поставщик будет выплачивать сети вознаграждение, составляющее не более 5% от стоимости данных товаров. При этом не будут учитываться НДС и акциз. Выплата иных видов вознаграждения не допускается.

- выплата, которую поставщик делает сети за приобретение товаров, должна быть указана в договоре поставки. Плата за продвижение, логистические услуги, хранение, обработку и упаковку товара указывается в другом документе — договоре возмездного оказания соответствующих услуг.

- сокращены сроки оплаты товаров:

- не позднее 8 рабочих дней для товаров со сроком годности менее 10 дней;
- не позднее 25 календарных дней для товаров со сроком годности от 10 до 30 дней;
- не позднее чем 40 календарных дней для товаров со сроком годности свыше 30 дней, а также для алкогольной продукции, произведенной на территории РФ.

- введены новые запреты на взимание платы: за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты; за изменение ассортимента продовольственных товаров; возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика; возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки.

 

В ходе селекторного совещания было отмечено, что закон не вызвал роста цен на продовольственные товары, прогнозируемого некоторыми экспертами и торговыми сетями, недовольными изменениями государственного регулирования.

Курская область была отмечена как регион, в котором в торговых сетях представлен  широкий ассортимент товаров местных производителей, с низким уровнем цен на основные социально значимые продукты.