Антиконкурентные декларации запрещены

01 октября текущего года Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курского УФАС) рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении 10 хозяйствующих субъектов – участников Консорциума легкой промышленности города Курска.

 

Консорциум легкой промышленности (далее – Консорциум) был создан в августе 2012 года на базе Курского городского бизнес-инкубатора «Перспектива» инициативной группой курских предпринимателей, занимающихся преимущественно производством и реализацией детской одежды. Основными целями создания Консорциума являлись развитие производственной кооперации между участниками, продвижение их продукции, совместное внедрение инноваций, подготовка квалифицированных кадров в отрасли, информационный обмен, и тому подобное.

В ходе постоянного мониторинга предпринимательской активности в рамках деятельности антимонопольных органов по развитию конкуренции специалисты Курского УФАС изучили основные документы, определяющие порядок организации и деятельности Консорциума и его участников, и обнаружили, что Кодекс этики и чести Консорциума (это письменное соглашение участников Консорциума, определяющее основные принципы взаимоотношений членов Консорциума между собой, а также с партнерами по бизнесу и с потребителями) содержит антиконкурентные положения, которые могут привести к ограничению ценовой конкуренции между членами Консорциума.

Так, пунктом 4 Кодекса предусмотрено, что «Партнеры объединения рассматривают друг друга как друзей и коллег, а не как конкурентов. Поэтому продукция и услуги должны реализовываться не дешевле рекомендованной объединением цены. Ценовая конкуренция недопустима. Продажа по более низким ценам подрывает работу других партнеров и признается несовместимой со званием партнера – участника Консорциума.»

Между тем Федеральный закон «О защите конкуренции» прямо запрещает конкурентам какие-либо соглашения о ценах, не только прямые, но даже те, которые потенциально, в будущем, могут привести к установлению или поддержанию единых цен. Такого рода нарушения закон квалифицирует как картель и относит к наиболее существенным нарушениям антимонопольного законодательства, поскольку они способны ограничить ценовую конкуренцию между участниками рынка, тогда как она является основным ценовым регулятором, способным сдерживать цены в условиях свободного рынка.

Внеплановая проверка, проведенная Курским УФАС в августе текущего года, показала, что участники Консорциума за прошедший год не совершили фактических действий по установлению единых (или рекомендованных) цен на свою продукцию, как это было предусмотрено Кодексом. Таким образом, письменный отказ участников Консорциума от ценовой конкуренции между собой в указанный период оставался лишь декларацией «на бумаге». Тем не менее, закон (а именно пункт 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции») запрещает любые соглашения конкурентов, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В ходе рассмотрения дела Комиссией до вынесения решения участники Консорциума добровольно прекратили нарушение, исключив из Кодекса антиконкурентные нормы.

 

Комментарий руководителя Курского УФАС Комова Юрия Алексеевича: «Антимонопольное законодательство ни в какой мере не ограничивает любые формы лояльной предпринимательской кооперации в рамках партнерств, консорциумов и тому подобных видов объединений. Однако при этом антимонопольные органы пресекают попытки деформации законного взаимовыгодного сотрудничества предпринимателей в ценовой сговор».