Антимонопольным органом раскрыта очередная схема взимания торговой сетью с поставщиков продовольственных товаров замаскированных бонусов за доступ в сеть

01 марта 2012 года управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курским УФАС) рассмотрено дело № 03-05/38-2011 в отношении ООО «Европа-5». По результатам рассмотрения дела установлен факт нарушения части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.09 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (далее – закон о торговле). Нарушение выразилось в создании дискриминационных (то есть неравных) условий поставки товара в магазины торговой сети «Европа» для поставщиков хлебобулочных изделий.

Ни для кого не секрет, что взимание торговыми сетями с поставщиков продовольствия различных (и весьма крупных) денежных сумм за право поставки товара в сеть – сложившаяся постоянная, хотя и порочная практика. Многочисленные «бонусы» торговых сетей  стали одной из главных причин разработки и принятия специального федерального закона, запретившего несправедливые поборы. Однако прямой запрет, установленный законом, торговые сети всячески пытаются обойти. Плата за право доступа в сеть маскируется под оплату различных дополнительных платных услуг, которые торговая сеть оказывает поставщику.

При этом в настоящее время статьей 9 закона о торговле запрещено включать  дополнительные платные услуги (рекламные, маркетинговые, и иные, направленные на продвижение товаров) в договор поставки, для этого необходимо заключить отдельный договор.

Такие договоры и были заключены шестью хлебозаводами с ООО «Европа-5»: об оказании услуг по оптимизации поставки товаров (хлебобулочных изделий) в магазины торговой сети «Европа».

Проанализировав содержание этих договоров, Комиссия Курского УФАС пришла к выводу, что указанные договоры устанавливают для поставщиков однородного товара (то есть конкурентов) дискриминационные (неравные) условия поставки в торговую сеть «Европа», выразившиеся в следующем:

 

- заключение с поставщиками договоров на оказание платных услуг, согласно которым перечень, количество и сроки предоставления этих услуг исполнитель (ООО «Европа-5») фактически определяет самостоятельно;

 

- установление в договоре стоимости оказываемых ООО «Европа-5» услуг для разных поставщиков однородного товара дифференцированно, в зависимости от объема поставок в  торговую сеть «Европа», а также в зависимости от видов поставленных товаров, при этом вне зависимости от цены, состава и количества оказанных ООО «Европа-5» услуг;

 

- создание непрозрачной системы заключения договоров на оказание услуг ООО «Европа-5» с поставщиками, в частности, отсутствие информации о содержании и о стоимости данных услуг в абсолютных показателях (стоимость услуг определяется как проценты от объема поставляемого товара и является разной для каждого поставщика).

 

Необходимо отметить, что услуги ООО «Европа-5» обходились поставщикам дорого: стоимость услуг для некоторых хлебозаводов превышала 2,5 миллиона рублей за квартал; всего за год хлебозаводами были уплачены различные суммы от десятка тысяч до почти десятка  миллионов рублей. Обращает на себя внимание такая существенная разница в стоимости одних и тех же услуг для различных поставщиков (в десятки и тысячи раз). Всего оплата услуг по оптимизации поставки товаров за 2011 год обошлась всем хлебозаводам более чем в 18 миллионов рублей.

Что же это за дорогостоящие услуги?

Под услугами по оптимизации поставок стороны понимали прогноз объема поставок, составление графика поставок, разработку и обеспечение выполнения графика разгрузки товаров, анализ выполнения заказов и графиков. Между тем вышеуказанные вопросы, регулирующие сам процесс поставки товара в магазины, фактически относятся к договору поставки и урегулированы им. Приведем пример: график поставки, за составление которого с хлебозавода взимается плата в сотни тысяч рублей, представляет собой перечень магазинов торговой сети и слово «ежедневно». Причем стоимость составления такого графика для разных поставщиков различна и обусловлена не затратами исполнителя на его составление, а напрямую увязана с объемами  поставок в сеть (взимается в процентах от объема поставки каждого поставщика в денежном выражении за определенный период). Таким образом, экономически обоснованная цена услуги, которая, естественно, должна быть одинаковой для всех контрагентов (ведь услуга одна и та же) отсутствует. Вместо нее поставщик платит процент от своего оборота.

 Необходимо отметить, что закон о торговле в принципе не запрещает торговой сети оказывать поставщикам платные услуги на основании соответствующего договора. Однако статьей 13 указанного закона запрещено создавать дискриминационные условия, при которых один или несколько хозсубъектов поставлены в неравные условия  по сравнению с другими или друг другом (в частности, когда за одинаковые услуги с разных хозсубъектов взимается плата, отличающаяся в сотни раз). Следовательно, исходя из требований закона и логики разумного делового оборота, на оказываемые торговой сетью услуги должен быть соответствующий прейскурант, единый и доступный для ознакомления для всех контрагентов. Взимание же платы за оказанные услуги в процентах от товарооборота, по мнению антимонопольного органа, это не что иное, как замаскированный бонус торговой сети.

По результатам рассмотрения дела ООО «Европа-5» было выдано предписание о выполнении экономических и информационных требований, направленных на устранение дискриминационных условий и предупреждение их создания, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Кроме того, ООО «Европа-5» было выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере более 18 миллионов рублей (18 378 423 руб. 44 коп.)

 

Комментарий руководителя Курского УФАС Комова Ю.А.: «Рассмотренные  нами договоры с хлебозаводами в настоящее время прекращены и не возобновлены на новый срок. По нашему мнению, пресечение антимонопольными органами таких недобросовестных практик во взаимоотношениях между поставщиками социально значимых продуктов питания и торговыми сетями является одним из реальных рычагов предотвращения необоснованного роста цен на продукты. Кто фактически платит бонусы торговой сети? В конечном итоге это граждане – потребители, которые приходят в торговую сеть за хлебом, молоком и прочим. Ведь поставщики, которые уплачивают торговым сетям крупные суммы, включают их  в себестоимость своей продукции. Так что торговые «бонусы» дорого обходятся прежде всего покупателям товаров.»