О ситуации на рынке нефтепродуктов Курской области

           В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступают многочисленные обращения граждан по вопросу значительного роста цен на автомобильные бензины (обращения поступают на сайт управления по системе «обратная связь», передаются для рассмотрения обращения граждан в Администрацию Президента Российской Федерации, в администрацию Курской области).

           Относительно имевшей место в конце апреля – начале мая текущего года ситуации с существенным повышением цен на нефтепродукты и обеспеченности  Курской области моторным топливом управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курское УФАС) сообщает следующее.

          Рост цен на нефтепродукты в Курской области обусловлен прежде всего объективными факторами, влияющими на российский рынок нефтепродуктов в целом, а также региональной спецификой рынка. 

 Факторы, влияющие на федеральный рынок в целом.

 Сведения, опубликованные Федеральной службой госстатистики, данные Федеральной антимонопольной службы, Минэкономразвития, Минэнерго, мнения, высказываемые независимыми экспертами и аналитиками (Российская топливная ассоциация, исследовательские центры и др.), указывают на следующие основные причины удорожания.

Снизившиеся объемы предложения нефтепродуктов на мировом рынке стимулируют повышение цен. «Значительная привлекательность экспортных операций на фоне увеличения цен на европейском рынке приводит к ограничению предложения свободных объемов нефтепродуктов на внутреннем рынке России. Продолжающийся рост мировых цен обеспечивает привлекательность бензинового экспорта, гарантирующего высокую прибыль для российских нефтяных компаний» -  утверждают эксперты.

По мнению аналитиков, вследствие этих факторов произошел «перекос» поставок крупными вертикально интегрированными компаниями в сторону экспорта (с начала года по разным данным рост экспорта составил от 50 до 67%), что привело к недостатку топлива на внутреннем рынке, перебоям поставок, ажиотажному спросу и росту цен на бензин.

По словам вице-премьера Игоря Сечина (интервью в «Известиях»), на ситуацию повлияли разные причины, в качестве примеров он назвал остановки на ремонт нефтеперерабатывающих заводов и в целом увеличение экспорта нефтепродуктов.

Дополнительный фактор, который повлиял на удорожание - сезонное увеличение потребности в бензине.

Кроме того, до настоящего времени недостаточно развиты биржевые механизмы торговли нефтепродуктами, что также не позволяет стабилизировать цены. 

В целях насыщения внутреннего рынка Правительством РФ принято решение об ограничении с 01 мая 2011 года экспорта нефтепродуктов (экспортная пошлина увеличена на 44 процента).

С 01 июня повышается экспортная пошлина на прямогонный бензин, т.е. сырье для последующей перегонки в высокооктановые сорта топлива, равна она будет 90 % от пошлины на нефть в целом.

Федеральной антимонопольной службой в настоящее время проводятся комплексные проверки в отношении крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний; в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства компаниям грозит серьезная  ответственность, вплоть до уголовной.

         Одновременно для разрешения текущей сложной ситуации ФАС России предлагает снизить налоговую нагрузку для потребителей автомобильного топлива впериод повышения мировых цен на нефть свыше 90 долларов за баррель за счет снижения размеров ставок акцизов на автобензин и дизельное топливо. Кроме этого, предлагается отказаться от дальнейшего ступенчатого повышения акцизов на автотопливо в 2012 и 2013 годах, ограничившись индексацией акцизов с темпо инфляции с коэффициентом 0,9. Такие меры, по мнению ФАС России, позволят сгладить влияние роста мировых цен на нефть на ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов, снизив темпы роста цен, не допустить резких колебаний внутренних цен на автотопливо, повысить привлекательность поставок топлива на внутренний рынок. ФАС России подготовила соответствующий проект федерального закона, который направлен в Правительство РФ.

         Предлагаемые меры по решению проблемы на будущее

         Федеральная антимонопольная служба направила на согласование в заинтересованные ведомства проекты законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов РФ». Затем документы будут направлены в Правительство России.

        Напомним, что сегодня цены на нефть и нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, а ценообразование в этой сфере полностью зависит от нефтяных компаний, в связи с чем оно остается непрозрачным для участников рынка и часто даже для контролирующих органов.    В результате у участников рынка нет адекватной информации о ценах, в том числе об отпускных ценах с нефтеперерабатывающих заводов. Вследствие этого участники рынка часто не могут на недискриминационных условиях получать соответствующие продукты, а это в свою очередь ведет к неравным условиям конкуренции и к необоснованному росту цен на автозаправках.

        В соответствии с законопроектами необходимо обеспечить прозрачное ценообразование на рынках нефти и нефтепродуктов, которое основывалось бы на механизмах конкуренции. Рыночные принципы позволят обеспечить потребности внутреннего рынка высококачественным топливом по доступным ценам.

       В законопроекте о рыночном ценообразовании предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен. Первое – это сопоставимые цены зарубежных рынков. Второе – это биржевые котировки. И третье – внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты, такие как бензин, дизельное топливо и топливо мазут.

       Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов РФ» дополнительно сформулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на рынке. В частности, речь идет о том, чтобы не допускать монополизации рынков розничной реализации нефтепродуктов. Надо не допускать сделок слияний и приобретений, а также не допустить выделения земельных участков под постройку автозаправочных станций (АЗС) тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает 35 процентов.

        В законе также идет речь о том, чтобы гарантировать недискриминационный доступ к услугам по хранению нефтепродуктов. Если на региональных рынках имеются хозяйствующие субъекты, владеющие нефтебазами, и их доля на рынке оказания услуг по хранению топлива превышает 25 процентов, то другие участники топливного рынка должны иметь возможность на недискриминационных условиях получать эту услугу. Предлагается принимать соответствующие правила, аналогичные тем, которые мы сейчас принимаем в отношении субъектов естественных монополий, где четко расписываются все процедуры, связанные с взаимоотношением с этими нефтебазами в рамках этих правил.

        Есть еще требование по организационному обособлению по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой реализацией и розничной реализацией нефтепродуктов. Это необходимо для того, чтобы создать недискриминационные условия деятельности на товарных рынках. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании – владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК. Будут равные условия конкуренции – будет и стабильное ценообразование.

Регуляторами обсуждаются и другие меры стабилизации топливного рынка, такие, как модернизация существующих нефтеперерабатывающих заводов и строительство новых.

               Ситуация на рынке нефтепродуктов Курской области

Курское УФАС с 2000 года осуществляет оперативный мониторинг цен на нефтепродукты.

На рынке Курской области действует вертикально-интегрированная нефтяная компания (ВИНК) - ТНК-ВР, в лице дочернего предприятия ООО «Курскоблнефтепродукт», осуществляющего как  оптовую  реализацию нефтепродуктов, так и розничную реализацию через собственные автозаправочные станции (АЗС). В собственности ООО «Курскоблнефтепродукт» находятся также крупные  нефтебазы региона.

ООО «Курскоблнефтепродукт» занимает доминирующее положение по хранению нефтепродуктов в Курской области, а также на рынке оптовой  реализации нефтепродуктов Курской области и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов.

Также оптовую и розничную реализацию нефтепродуктов в регионе осуществляет большое количество хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей).

В регионе действует около 170 автозаправочных станций, из них 39 принадлежат ООО «Курскоблнефтепродукт».

Существенный рост розничных цен на бензин (на 2-7 рублей) зафиксирован в регионе с 27.04.11 г.

В то же время на значительном количестве АЗС цены сохранялись на уровне 24-50 руб. за 1 литр АИ92.

Рост розничных цен субъекты рынка мотивируют значительным увеличением оптовых закупочных цен на моторное топливо у всех продавцов в связи с создавшимся в стране дефицитом нефтепродуктов.

По данным мониторинга, с 13.05.11 г. началось небольшое снижение розничных цен на бензин.

Однако сохраняющийся дефицит топлива на внутреннем рынке Российской Федерации продолжает негативно влиять на цены, в том числе в Курской области. 

Меры для стабилизации ситуации

 

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование оптовых и розничных цен на нефтепродукты, в том числе на автомобильные бензины.

 

Действующим антимонопольным законодательством Российской Федерации антимонопольному органу не предоставлены полномочия по регулированию (установлению, ограничению) цен (тарифов, наценок) на товары (работы, услуги).

Ввиду того, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, территориальные органы власти существенно ограничены в своей возможности оказывать влияние на ценовую политику хозяйствующих субъектов.

Федеральным законом от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрены меры антимонопольного реагирования в следующих случаях:

- установление монопольно высокой цены хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке (ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»);

- соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, которые могут привести к ограничению конкуренции, например, ценовой сговор участников рынка
(ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции»);

- акты (действия) органов государственной власти (местного самоуправления), а также соглашения органов власти с хозяйствующими субъектами, ограничивающие конкуренцию (ст. 15, 16 ФЗ «О защите конкуренции»).

 Курское УФАС в пределах предоставленных законодательством полномочий принимает меры по выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства.

 В апреле текущего года в адрес Курского УФАС поступило заявление о согласованном, по мнению заявителя, повышении розничных цен на нефтепродукты в г. Суджа. По заявлению в настоящее время возбуждено дело по признакам нарушения ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении нескольких хозяйствующих субъектов (согласованное повышение цен на бензин). 

28.04.11 г. в адрес Курского УФАС поступило заявление Правительства Курской области о существенном росте розничных цен на бензин в г. Курске. Настоящее заявление принято управлением к рассмотрению и начато расследование.  

В марте 2011 года Курским УФАС возбуждено дело в отношении ООО «Курскоблнефтепродукт» по признакам нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в установлении монопольно высоких цен на дизельное топливо. Антимонопольное расследование до настоящего времени не завершено, очередное заседание Комиссии состоится 03.06.11 г.  

В случае установления фактов нарушений будут приняты соответствующие меры антимонопольного реагирования, а также виновные лица будут привлечены к административной ответственности в виде штрафов.  

Курским УФАС уже неоднократно рассматривались дела о завышенных ценах на нефтепродукты (и о монопольно высоких ценах (ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», и о ценовых сговорах (ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции»)).

Так, в 2008 и в 2009 годах управлением были выявлены согласованные действия хозяйствующих субъектов по повышению розничных цен на топливо в г. Курске, и если в одном случае суд не согласился с мнением антимонопольного органа, то в другом случае решение Курского УФАС осталось в силе и виновные хозсубъекты были привлечены к административной ответственности.

В 2009 году управлением был выявлен факт установления ООО «Курскоблнефтепродукт» монопольно высокой цены на АЗС в п. Конышевка, причем свою позицию  Курскому УФАС удалось доказать в суде. За это нарушение ООО «Курскоблнефтепродукт» было привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 83728 рублей. 

Еще в 2009 году управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курское УФАС) признало ООО «Курскоблнефтепродукт» виновным в установлении монопольно высоких цен на бензин, и до сих пор отстаивает в суде свою позицию. Судебный спор продолжается уже более полутора лет.

Так, решением  Комиссии управления от 09.09.2009 г. по делу № 02/08-32-2009  ООО «Курскоблнефтепродукт» было признано нарушившим п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высоких цен на автомобильный бензин марок АИ-92, АИ-95 в период с 25.05.2009г. по 28.07.2009г.

Решение антимонопольного органа по данному делу было обжаловано ООО «Курскоблнефтепродукт» в Арбитражный суд Курской области.

 Решением Арбитражного суда Курской области от 12.01.10 г. требования заявителя были судом удовлетворены. Суд посчитал недоказанным доминирующее положение ООО «Курскоблнефтепродукт», а также счел недоказанными критерии монопольно высокой цены, установленные антимонопольным законодательством: цена превышает сумму необходимых расходов и прибыли (1-й критерий) и цена превышает цены на сопоставимых рынках (2-й критерий).

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 г. решение Арбитражного суда  Курской области оставлено в силе.

Однако Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.07.2010 г.  указанные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области. При этом ФАС ЦО указал на неправильное применение судами норм законодательства и неправильную правовую оценку доводов антимонопольного органа.

По результатам нового рассмотрения Арбитражным судом Курской области 14.02.2011 г. вновь было принято решение об удовлетворении заявления ООО «Курскоблнефтепродукт».

При этом необходимо отметить, что суд признал, что антимонопольный орган доказал доминирующее положение монополиста, правильно определил сопоставимые рынки для сравнения цен, однако, по мнению суда, не доказал 1-й из критериев монопольно высокой цены.

Курское УФАС снова не согласилось с выводами суда и обжаловало решение в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд. Постановлением от 29.04.11 г. обжалуемое решение оставлено в силе.

 Курское УФАС по-прежнему не согласно с позицией судов по данному делу и готовит кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа. Если суд все же решит рассматриваемое дело в пользу Курского УФАС, ООО «Курскоблнефтепродукт» может заплатить в федеральный бюджет штраф в размере 30408850 рублей. 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области неоднократно предлагались комплексные меры по развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов региона: 

- развитие практики конкурсных и биржевых механизмов организации поставок нефтепродуктов для государственных нужд в Курской области, в частности  создание региональной биржи нефтепродуктов;

- меры, направленные на развитие конкуренции и преодоление регионального раздела рынка нефтепродуктообеспечения, в том числе по привлечению на региональный рынок Курской области иных вертикально интегрированных нефтяных компаний (помимо ТНК-ВР);

- создание резервного фонда земель, предназначенных для размещения нефтехранилищ и АЗС, с указанием  их размещения по территории региона;

- рассмотрение возможности введения в эксплуатацию законсервированных нефтебаз;

- выделение земельных участков для строительства АЗС на конкурсной основе,

- меры по поддержке развития в Курской области сети альтернативных автозаправочных станций, предлагающих в качестве моторного топлива сжиженный углеводородный газ (СУГ), а также баз по хранению СУГ;

- создание резервного (страхового) фонда нефтепродуктов Курской области  для использования в периоды максимального спроса и резкого роста цен на нефтепродукты;

- меры господдержки сельхозтоваропроизводителей для закупки топлива в периоды максимального спроса (посевная и уборочная компании и т.д.). 

Предложения Курского УФАС России о развитии конкуренции на рынке нефтепродуктов Курской области (в том числе привлечение в регион нефтяных компаний, развитие соответствующей инфраструктуры, распространение альтернативных видов топлива (СУГ) и др.), включены в Программу развития конкуренции Курской области на 2010 – 2012 годы, утвержденную Постановлением от 11 июня 2010 года № 253-па Администрацией Курской области.