К вопросу о гречке...

В связи с многочисленными обращениями граждан в адрес Курского УФАС с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию с повышением цен на крупу гречневую управление сообщает следующее.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование оптовых и розничных цен на продукты питания, в том числе на крупу гречневую.
Действующим антимонопольным законодательством Российской Федерации антимонопольному органу не предоставлены полномочия по регулированию (установлению, ограничению) цен (тарифов, наценок) на товары (работы, услуги).
Федеральным законом от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрены меры антимонопольного реагирования в следующих случаях:
- установление монопольно высокой цены хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке (ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»)
- соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, которые могут привести к ограничению конкуренции, например, ценовой сговор участников рынка
(ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции»);
- акты (действия) органов государственной власти (местного самоуправления), а также соглашения органов власти с хозяйствующими субъектами, ограничивающие конкуренцию (ст. 15, 16 ФЗ «О защите конкуренции»).
В целях выявления возможных нарушений антимонопольного законодательства, как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны органов власти, Курским УФАС России проводится мониторинг нормативных актов, а также цен (оптовых, розничных) на социально значимые продовольственные товары. В августе 2010 года отмечен рост цен на крупу гречневую.
Аномальные погодные условия, сложившиеся летом 2010 года и повлекшие за собой гибель значительной части посевов гречихи, вызвали резкое повышение стоимости крупы гречневой и дефицит данного продукта на всей территории РФ (в 2010 году урожай гречихи в 2,5 раза меньше чем в 2009 году).
В Российской Федерации гречиха выращивается всего в 10 регионах, наибольшие объемы данной культуры производятся в Алтайском крае (в 2010 году в Алтайском крае произведено более 50% гречихи в целом по РФ).
В 2010 году в Курской области в условиях засухи посевы гречихи пострадали в наибольшей степени по сравнению с другими зерновыми. На площади 21,3 тыс. гектаров, или 39% посевной площади, гречиха полностью погибла. В этих условиях общий валовой сбор гречихи прогнозируется в пределах 12-13 тыс. тонн, или в 2 раза меньше по сравнению с предыдущим годом.
В связи с низким урожаем гречихи в Курской области значительные объемы гречихи, крупы гречневой поступают в область из других регионов. Рост цен на крупу гречневую обусловлен существенным повышением сельхозтоваропроизводителями цены на сырье (гречиху) и мотивируется её дефицитом.
К настоящему времени Федеральной антимонопольной службой в регионах, являющихся основными поставщиками гречихи в РФ (Алтайский край, Татарстан и др.) возбуждены административные дела в отношении десяти крупнейших поставщиков гречневой крупы. С результатами рассмотрения дел можно ознакомиться на сайте
ФАС России www.fas.gov.ru.
В случае подтверждения фактов незаконного согласованного повышения цен виновным грозят значительные суммы штрафов (до 15% годовой выручки) и в ряде случаев уголовное преследование.
В сентябре 2010 года управлением была проведена проверка ООО «Европа», осуществляющего реализацию продовольственных товаров через торговую сеть «Европа». В ходе проверки было выявлено, что в августе-сентябре средняя торговая наценка в розничной сети «Европа» на крупу гречневую выросла по сравнению с прошлым периодом.
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации антимонопольному органу не предоставлены полномочия по регулированию торговой наценки на продукты питания.
Материалы проведённой проверки переданы Курским УФАС России в Прокуратуру Курской области для анализа и возможного применения мер прокурорского реагирования в случае выявления нарушения законодательства РФ.
Согласно ч.5 ст.8 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, если в течение тридцати календарных дней на территории отдельного субъекта Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней.
В период повышения цен на крупу гречневую, в августе 2010 года, Правительство Российской Федерации посчитало нецелесообразным ограничивать цены на продукты питания, в том числе и на крупу гречневую.

По состоянию на середину ноября текущего года, по оценке заместителя руководителя Российского зернового союза Александра Корбута, «…основные объемы гречихи — около половины — производятся в Центральном и Приволжском федеральных округах, которые пострадали летом текущего года от засухи. Есть надежды на Алтай, этот регион производит более 40% от общего объема (234 тысячи тонн в 2009 году), но он, скорее всего, не сумеет компенсировать то снижение, которое произойдет в других регионах. Между тем, даже если урожай на Алтае будет хорошим, возникает вопрос транспортировки. Дорога очень дорогая. Но, несмотря на все эти обстоятельства, никакой критической ситуации нет».
Алтайский край - единственный регион, где в этом году собрали хороший урожай гречихи - почти 300 тысяч тонн. Притом что потребление гречки в России составляет 500 тысяч тонн в год.
Стабилизировать ситуацию с резким повышением розничной стоимости гречки могла бы закупка сырья в Китае, но в октябре 2010 года отпускные цены на гречиху у китайских производителей также повысились.
(«Российская газета» - Федеральный выпуск № 5334 (255) от 11 ноября 2010г.)

По оперативным данным Министерства экономического развития Российской Федерации, за период с октября по декабрь, темпы роста на крупу гречневую снизились и стоимость гречки стабилизировалась. Отмечается возможность незначительного роста цен, связанного с недостатком сырья на внутреннем рынке и увеличением закупочных цен на импортную гречиху.
Вместе с тем, необходимо отметить и роль антимонопольных органов. Так, в процессе проведения Федеральной антимонопольной службой и территориальными управлениями проверок производителей крупы гречневой и торговых сетей, отмечено, что цены на гречку стабилизировались и начали незначительно снижаться.
По данным за 11 месяцев 2010 год по признакам нарушения статей 10,11 Закона о защите конкуренции на рынках продовольствия ФАС России и её территориальными органами возбуждено 134 дела, в том числе и 21 дело на товарном рынке гречки.
По данным Курского управления, на сегодняшний день стоимость крупы гречневой, расфасованной в пакеты по 900 г., в розничных торговых сетях в г. Курске составляет в среднем от 42-51 рубля до 70 рублей.