Правила обеспечения имущественной ответственности Саморегулируемой организации строителей могут привести к ограничению конкуренции

В соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы Курским УФАС была проведена проверка деятельности саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих проектные работы, и лиц, осуществляющих строительство, на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства.

В ходе выполнения данного поручения исследованы документы, регламентирующие деятельность НП «СРО «Союз дорожников и строителей Курской области» (Партнерство) - саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

В соответствии с законодательством о саморегулируемых организациях (СРО) для получения свидетельства о допуске к определенным видам строительных работ каждый член Партнерства должен обеспечить заключение и надлежащее исполнение договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Партнерством утверждены Правила обеспечения имущественной ответственности партнерства, согласно которым члены Партнерства обязаны застраховать свою гражданскую ответственность. Указанными Правилами установлены не предусмотренные законодательством требования к страховым организациям, в частности: наличие опыта страхования не менее определенного периода, наличие рейтинга одного из рейтинговых агентств («Стэндард энд Пурс», «Эксперт РА» и др.); отсутствие судебных процессов, имеющих существенное значение; уставный капитал не менее пятисот миллионов рублей.

Партнерство составляет список рекомендованных страховых организаций, публикуемый в Интернет, обновляемый не чаще, чем раз в квартал.

Действующее законодательство не предусматривает права СРО разрабатывать и устанавливать требования к страховым организациям, осуществляющим страхование ответственности членов СРО.

Кроме того, согласно ч 4. ст. 55.5 Градостроительного Кодекса РФ документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации и не должны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.

Согласно ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» № 4015-1 от 27.11.92 г. право на осуществление страхования предоставляется субъекту страхового дела, имеющему лицензию. Данным законом уже установлены необходимые требования к страховщикам и порядок осуществления страховой деятельности.

Установление вышеперечисленных требований Партнерства к страховым организациям (таких, как опыт работы не менее 5 лет, наличие определенного рейтинга определенных рейтинговых агентств, отсутствие судебных процессов, имеющих существенное значение для деятельности страховщика, уставный капитал не менее 500 миллионов рублей), не предусмотрены действующим законодательством. Так, получение рейтинга является правом, а не обязанностью страховщика; законодательство РФ не содержит понятия «судебного процесса, имеющего значение для деятельности» какого-либо юридического лица, в том числе страховой компании; «временной ценз» в пять лет установлен произвольно и не обоснован какими-либо нормативами; федеральным законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений для деятельности страховой компании, уставный капитал которой составляет менее 500 миллионов рублей.

Между тем законодательством РФ установлены четкие нормативные требования к страховым компаниям, соблюдение которых дает компании право на осуществление всех предусмотренных соответствующей лицензией видов страхования, а несоответствие которым страховой компании влечет для нее неблагоприятные последствия вплоть до прекращения деятельности (отзыва лицензии). Так, ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» предусмотрено, что страховщики обязаны соблюдать установленные данным законом и нормативными правовыми актами органа страхового регулирования требования финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий. Указанным федеральным законом предусмотрен и минимальный размер уставного капитала, дающий компании право осуществлять страхование, который составляет 30 миллионов рублей (для страхования гражданской ответственности), а не 500 миллионов рублей.

Таким образом, установление Партнерством вышеуказанных требований, обязательных для членов Партнерства при страховании гражданской ответственности, относительно выбора страховых компаний для страхования гражданской ответственности членов СРО, ограничивают возможность новых участников рынка страхования побороться за клиентов, ограничивают право членов СРО на свободный выбор страховщика, что свидетельствует о нарушении Партнерством ч. 3 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» (координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая приводит или может привести к ограничению конкуренции: к разделу страхового рынка, необоснованному отказу от заключения договоров с определенными страховщиками, созданию препятствий доступу на рынок определенным страховщикам).

Справочно:
- Согласно п. 14 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» координация экономической деятельности – согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.
- Частью 3 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» физическим лицам, коммерческим организациям, некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в ч . 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», в частности: к установлению или поддержанию цен, разделу товарного рынка, необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами, созданию препятствий доступу на рынок.