Вчера в стенах Курского УФАС России состоялась пресс-конференция с представителями местных СМИ

В пресс-конференции принимали участие: телекомпании ГТРК "Курск", "ТАКТ", "ТВ-6 Курск", радио "Курс", печатные издания "Друг для друга", "Курский вестник", "Курск", "Городские известия", "Курская правда" и "Курские известия", информационное агентство "Kurskcity".

На пресс-конференции руководителем Управления были освещены наиболее значимые изменения, внесённые в Федеральный закон "О защите конкуренции", Кодекс об административных правонарушениях РФ и в статью 178 Уголовного кодекса РФ. Данные изменения носят название "Второй антимонопольный пакет".  Руководитель Курского УФАС России отметил, что это не последний комплекс мер и поправок в антимонопольное законодательство. Следующим шагом станет так называемый "Третий антимонопольный пакет".

Основными изменениями, внесёнными в названные законодательные акты, стали:

 

- снижение порога доминирования независимо от рыночной доли хозяйствующего субъекта, если лицо может оказывать решающее воздействие на условия обращения товара на рынке;
- использование при определении монопольно высокой цены товара как затратного метода исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метода сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке). В качестве оценки монопольно высокой цены также может использоваться «ретроспективный метод», позволяющий проанализировать изменение структуры затрат на производство и реализацию товара в течение определенного периода.
- согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о ее проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей).

 

Статьёй 178 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за участие в картелях и неоднократных злоупотреблениях доминированием в течение ограниченного срока. Речь идёт о тех нарушениях антимонопольного законодательства, которые наносят существенный вред экономике страны. Предусмотрена уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путём заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованных отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере. Ответственность: штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью от одного года либо без такового.

 

Относительно поправок в КоАП РФ следует отметить следующее. Данные поправки призваны заметно улучшить ситуацию и с размещением государственных и муниципальных заказов. Государство впервые вводит ответственность должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти, местного самоуправления «за недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности». А именно: ответственность предусмотрена за неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства, за утверждение документации, не соответствующей требованиям законодательства, за нарушение сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, за нарушение прав участников торгов на электронной площадке, за непредставление сведений о заключении или изменении государственного или муниципального контракта, за нарушение требований к содержанию протоколов, составленных в ходе проведения торгов, запроса котировок, за нарушение сроков подписания таких контрактов, за уклонение заказчика от заключения контракта. Совершение указанных действий, либо бездействие, для начала влечет штраф от 15 до 30 тысяч рублей. За повторное нарушение размер санкций возрастает до 30-50 тысяч рублей. Крайняя мера - дисквалификация виновного на срок до трех лет.

По окончании руководитель Комов Ю.А. ответил на вопросы журналистов: о нарушениях, которые были выявлены Курским УФАС России в сфере законодательства о рекламе, о ситуации по ценам на бензин в Курской области и другие вопросы.