Монополии ограничат уступками

Глава ФАС Игорь Артемьев вчера официально представил позицию службы по разрабатываемому ею второму пакету поправок к антимонопольному законодательству. Предполагалось, что поправки будут внесены в правительство в сентябре, сейчас в ведомстве уже не исключают, что обсуждение пакета может затянуться. Тем не менее самые скандальные положения законопроекта ФАС продолжает отстаивать, поясняя, что служба снизила риски сопротивления, пойдя на эксклюзивные уступки госкомпаниям, в первую очередь, «Газпрому» и «Роснефти».

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев вчера раскрыл позицию службы по наиболее спорным положениям «второго антимонопольного пакета», обсуждаемого сейчас в профильных ведомствах. Один из ключевых разделов пакета посвящен доступу к инфраструктуре, в том числе естественных монополий. Разработанный ФАС проект постановления о рамочных правилах недискриминационного доступа внесен в правительство, ожидает решения премьера и проект правил доступа производителей газа к трубопроводной системе «Газпрома». «За создание дискриминационных условий предусмотрен штраф от 1% до 15% от оборота. Правила призваны определить, что именно является дискриминационными условиями. Потому что, когда в «Газпроме» вам говорят, что один разъем не подходит к другому, то вы это не можете проверить никак»,-- сказал «Ъ» господин Артемьев, отметив, что новые правила под угрозой штрафа обязывают «Газпром» раскрывать необходимую техническую информацию. В службе уже разрабатывают аналогичные правила для авиакомпаний, портов, предприятий электросвязи и других естественных монополий.

ФАС также подтвердила, что предлагает не ограничивать антимонопольное регулирование госмонополиями и распространить его на любую инфраструктуру при наличии дефицита. «Если есть дефицит, то независимо, естественная это монополия или нет, должны быть реализованы некие антимонопольные меры»,-- полагает господин Артемьев.

Последняя редакция «второго антимонопольного пакета» по-прежнему содержит норму об отмене порога доминирования и оборотных штрафов за «злоупотребление рыночной властью», которые могут быть наложены на любую компанию, даже не занимающую доминирующего положения на рынке. «Существуют ситуации, когда временный дефицит позволяет компаниям взвинчивать цены в сотни раз. Мы считаем, что в соответствии с десятой статьей закона «О защите конкуренции», то есть в соответствии с принципом добропорядочности, разумности и соразмерности, компания не должна в этом случае заниматься дискриминацией»,-- заявил глава ФАС, отметив, что подобные формулировки присутствуют в законодательстве Европы и США. При этом он признал, что существующая формулировка законопроекта несовершенна и должна быть дополнена «закрытым перечнем запрещенных дискриминационных практик».

Следующий блок предложений ФАС предусматривает внесение поправок в закон «О недрах», которые запретят участвовать в аукционах по распределению месторождений тем компаниям, которые уже имеют право разрабатывать более 35% полезных ископаемых этого вида. «Сегодня одному-двум физическим лицам может принадлежать право на разработку 70-80% национального достояния по конкретному полезному ископаемому»,-- заявил глава ФАС, подчеркнув, что это автоматически приводит к установлению монопольных цен на сырье. Кроме того, многие компании набрали массу месторождений в расчете на рост капитализации, не имея ресурсов для их разработки. В августе премьер поручил ФАС и Минприроды рассмотреть эту проблему под руководством вице-премьера Игоря Сечина. «В целом они не возражают, но считают, что, так, как написано у нас, нельзя. Но как можно, они не знают»,-- пояснил позицию смежников глава ФАС.

Ограничения ФАС не распространяются на месторождения, перечисленные в законе об иностранных инвестициях в стратегические отрасли. В ФАС признали, что исключили из закона нефть, газ, золото и алмазы потому, что лоббистских возможностей разрабатывающих их компаний «хватит на то, чтобы этот закон никогда не был принят». Напомним, в наибольшей степени «стратегические» исключения касаются, в первую очередь, «Газпрома» и «Роснефти» и их шельфовых проектов.
В ФАС планировали завершить согласование «второго антимонопольного пакета» и внести его в правительство до конца сентября. Тем не менее вчера Игорь Артемьев признал, что процесс согласования «может затянуться» -- по данным «Ъ», ряд концептуальных наработок ФАС встретили настороженное отношение не только в Минэкономики, но и в Минпромторге и в аппарате правительства, которые сложно упрекнуть в излишне либеральных взглядах на антимонопольное регулирование.