Курское УФАС доказало в суде факт нарушения антимонопольного законодательства при строительстве детского сада на ул. Подводников в г. Курске

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курским УФАС) установлено, что при реализации Национального проекта «Демография» Администрацией города Курска и Курским заводом КПД в 2020 году было совершено нарушение антимонопольного законодательства.

Для создания мест в детских садах, необходимых жителям микрорайона Северный г. Курска, городской администрацией было принято решение о строительстве детского сада на ул. Подводников. Однако в ходе реализации поставленной задачи администрацией г. Курска и заводом КПД были последовательно осуществлены согласованные действия по строительству детского сада на ул. Подводников заранее определенным хозяйствующим субъектом  - АО «Курский завод КПД», на земельном участке, принадлежащем заводу, и дальнейшему выкупу детского сада вместе с земельным участком в муниципальную собственность, в обход требований законодательства о защите конкуренции и о контрактной системе.

Такие действия исключили возможность для других строительных компаний (кроме Курского завода КПД) получить подряд на строительство этого социального объекта на торгах, не позволили сэкономить бюджетные средства, создали преимущества для АО «Курский завод КПД» на строительном рынке.

Решение антимонопольного органа было обжаловано в судебном порядке и городской администрацией, и заводом. Арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций подтвердили выводы Курского УФАС, указав, что «совокупность согласованных действий администрации и завода свидетельствует о том, что такой объект недвижимости, необходимый для удовлетворения муниципальной нужды, будет возведен конкретным хозяйствующим субъектом – АО «Курский завод КПД» и впоследствии выкуплен посредством проведения электронного аукциона. При проведении аукциона по приобретению здания детского сада и земельного участка возможность участия и конкуренции со стороны иных хозяйствующих субъектов, кроме АО «Курский завод КПД», была заведомо исключена.»

Суды отметили, что результатом согласованных действий стало предоставление АО «Курский завод КПД» необоснованных преимуществ в его предпринимательской деятельности. Завод получил возможность продать построенный объект недвижимости и земельный участок по возможно высокой цене, рассчитанной им самим, а также был освобожден от необходимости конкурировать с иными лицами, желающими осуществить  строительство детских садов для нужд г.Курска, предложив иные ценовые условия. Земельный участок, на котором расположен детский сад на ул. Подводников, был приобретен в муниципальную собственность г. Курска с соблюдением приоритета интересов собственника данного  участка - завода КПД, в том числе оптимизации его налогообложения.

Должностные лица Администрации г. Курска, руководитель АО «Курский завод КПД» привлечены к административной ответственности в виде штрафов. На АО «Курский завод КПД» наложен «оборотный» штраф, исчисляемый в процентах от выручки, в размере 7,93 млн. руб.

Материалы о нарушении антимонопольного законодательства переданы в правоохранительные органы.

Комментарий руководителя Курского УФАС России Юрия Алексеевича Комова: «Приобретенный по муниципальному контракту детский сад фактически был построен по заказу и под контролем органа местного самоуправления. Курский завод КПД был изначально определен Администрацией г. Курска в качестве единственного продавца не построенного на тот момент здания специализированного типа, заводу были предоставлены все условия для строительства детсада с целью его дальнейшей реализации в обход конкурентных процедур. Проведенные Администрацией торги носили формальный характер, в рассматриваемом случае принятию решения о проведении аукциона и заключению контракта предшествовала последовательность согласованных между Администрацией и хозяйствующим субъектом действий, направленных на строительство и выкуп за счет бюджетных средств здания детского сада и земельного участка. Ограничение конкуренции под эгидой реализации Нацпроектов недопустимо, поскольку полностью исключает возможность экономии средств, выделенных из бюджета на эти цели.»

Справочно: статья 16 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает согласованные действия между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, ограничивающие конкуренцию.