Неконкурентные закупки регионального оператора по обращению с отходами вызвали претензии антимонопольного органа

АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Северо-Восточной зоне Курской области. В этой связи тарифы на услуги регионального оператора регулируются государством. На величину тарифа оказывают влияние в том числе расходы АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» по приобретению товаров, работ, услуг для своих нужд.

В этой связи закупочная деятельность регоператора регулируется специальным Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Поскольку издержки и затраты АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» учитываются при расчете тарифов на его услуги, неконкурентные закупки регоператора могут повлечь рост тарифа для потребителей услуг регионального оператора – жителей и предприятий Курской области.

В соответствии с Законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" заказчики (в том числе АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска») при закупках товаров, работ и услуг руководствуются специальным документом - Положением о закупках.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее – Курское УФАС России) проверено Положение о закупках и закупочная деятельность АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска». По итогам анализа установлено, что в Положении о закупках АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» предусмотрен необоснованно широкий перечень закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика; закупка у единственного поставщика является преимущественным способом закупки, перечень случаев закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, без конкурентных процедур, является фактически открытым; заказчик имеет возможность принимать решение о неконкурентных закупках по своему усмотрению, фактически произвольно, без наличия объективных оснований, препятствующих конкурентной закупочной процедуре.

Кроме того, такая закупочная деятельность создает предпосылки для необоснованного роста тарифов предприятия, что затрагивает интересы жителей Курской области.

Всего в период с 2017 по 2019 годы АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» были проведены закупки у единственного поставщика на сумму более 2,6 миллиардов рублей; доля конкурентных закупок АО «САБ по уборке г. Курска» составляет всего 5 % от общего числа закупок общества.

Учредителем и собственником 100% акций АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» является муниципальное образование – город Курск, интересы которого в качестве акционера представляет Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска.

В этой связи Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области вынесло Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Курска предупреждение о необходимости приведения Положения о закупках АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.

Срок исполнения предупреждения – 02 марта 2020 года.

Таким меры направлены на сдерживание тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

 

Комментарий руководителя Курского УФАС России Юрия Алексеевича Комова:

«Положение о закупках в действующей редакции противоречит целям и принципам закупочной деятельности, не обеспечивает эффективное использование денежных средств, ограничивает возможность участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика, создает условия для ограничения конкуренции, не обеспечивает гласности и прозрачности закупок, создает условия для возможности  злоупотреблений, не обеспечивает мер, направленных на сокращение издержек заказчика, может нарушить интересы граждан.

Согласно статье 39.1 Закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается. В этом случае орган местного самоуправления и должностные лица, выполнившие предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в течение десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.»