Решение и предписание по делу №257/2018

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

 
  

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №257/2018

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы

по Курской области

 

Резолютивная часть объявлена 20 ноября 2018 года

Изготовлено в полном объеме 23 ноября 2018 года                                                                                г.Курск                                                                                          

Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия):

 

Председатель  Комиссии

 

Член Комиссии

 

Член Комиссии

Заявитель

Индивидуальный предприниматель  

Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя

 Отсутствуют, надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.

Заказчик

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Курский монтажный техникум»

Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика

(личности удостоверены)

Способ определения поставщика

Запрос котировок

Закупка №

0344100004918000011

Объект закупки

Компьютеры и периферийное оборудование

Начальная (максимальная) цена контракта

487 402,93 рублей

 

Доводы жалобы:

           

            По мнению заявителя, Извещение о проведении запроса котировок №0344100004918000011 противоречит требованиям Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. № 44-ФЗ (далее – ФЗ «О контрактной системе...»), а именно: установленным заказчиком в извещении о проведении запроса котировок требованиям к характеристикам закупаемых товаров соответствует только одна модель товара – СМС – С 502 производителя CROWN, что ограничивает круг участников определения поставщика, создает преимущественные условия для участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, нарушает требования ст.33 ФЗ «О контрактной системе…».

             По результатам рассмотрения жалобы, проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе...» внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с извещением о проведении запроса котировок №0344100004918000011:

- дата размещения извещения - 31.10.2017г.;

- дата окончания подачи заявок на участие в запросе котировок – 16.11.2017г.;

- на дату рассмотрения дела контракт с победителем запроса котировок не заключён.

            1. Частями 1 и 2 ст.8 ФЗ «О контрактной системе…» установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

            В соответствии с п.1 ч.1 ст.73 ФЗ «О контрактной системе…», в извещении о проведении запроса котировок  должна содержаться, в том числе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 ФЗ «О контрактной системе…».

            В соответствии с требованиями ч.1 ст.33 ФЗ «О контрактной системе…», в описании в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом, как установлено ч.2 ст.33 ФЗ «О контрактной системе…», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, заказчики, осуществляющие закупку по правилам ФЗ «О контрактной системе…», при описании объекта закупки должны установить такие требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Из совокупного анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в извещение о проведении запроса котировок такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учебного учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.

В разделе «Техническое задание» Извещения о проведении запроса котировок  заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям.

На заседании Комиссии представителями заказчика даны объяснения, из которых следует, что заказчик, формируя описание объекта закупки, руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением основной деятельности учебным учреждением, учитывал необходимость конечного результата – обеспечение учебного учреждения необходимым техническим оборудованием.

Кроме того, предметом запроса котировок является поставка компьютеров и периферийного оборудования, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения о проведении запроса котировок и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких – либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц,  а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Указанные выводы Комиссии подтверждаются Определением Верховного Суда РФ от 27. 02.2018 г. №310-КГ17-23534 по делу №А08-8751/2016.

Заявитель явку представителя для участия в заседании Комиссии не обеспечил, доказательств ограничения возможности участия в определении поставщика не представил. При таких обстоятельствах, довод заявителя об ограничении количества участников закупки не нашёл своего подтверждения материалами дела.

В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика Комиссией также было установлено:

1. В соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ «О контрактной системе…» в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд " (далее - Постановление N 968) установлены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как подтверждается материалами дела, объект закупки отнесён заказчиком к коду 26.20.11.110 КТРУ и  входит в Перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением №968, в связи с чем на него распространяются ограничения, установленные п.3 Постановления N 968.

            В соответствии с п.3 Постановления №968, для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

            содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза;

            не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.

            Согласно п.7 Постановления №968, подтверждением производства товара на территории РФ является копия одного из следующих документов :

     а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 настоящего постановления;

     б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 настоящего постановления;

     в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 настоящего постановления;

     г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 настоящего постановления.

            В силу требований п.10 ст.42, п.1 ст.73 ФЗ «О контрактной системе…», извещение о проведении запроса котировок должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 ФЗ «О контрактной системе…»

            Вместе с тем, извещение о проведении запроса котировок не содержит информации об ограничениях допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением №968.

            Таким образом, действия заказчика, не установившего в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с Постановлением №968 ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, нарушают ч.3 ст.14, п. 10 ст.42, п.1 ст.73 ФЗ «О контрактной системе…».

             2.Правила определения размера штрафа и пени, начисляемого в установленных законом случаях, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 Г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 Г. N 1063 (далее – Постановление №1042).

   Как было установлено Комиссией, в пп. 9.3, 9.4 и 9.5 проекта контракта, пени и штрафы «Поставщика» и «Заказчика» установлены заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 Г. N 1063  "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее – Постановление №1063).

   Постановление №1063 утратило силу в связи с изданием Постановления №1042 от 30 августа 2017 г.

   При таких обстоятельствах, пп. 9.3, 9.4 и 9.5 раздела 9 проекта контракта заказчика не соответствуют требованиям ч.ч.5 и 8 ст.34 ФЗ «О контрактной системе...», п.п.4 и 9 Постановления №1042.

            3. Комиссией установлено, что в нарушение ч.1, ч.8 ст.78 ФЗ «О контрактной системе...» котировочной комиссией заказчика в срок, установленный извещением о проведении запроса котировок (согласно извещению дата вскрытия конвертов с заявками установлена – 16.11.2018г. 10-00), не вскрыты поступившие конверты с заявками, не составлен и не размещен в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.

Учитывая, что допущенные заказчиком нарушения носят неустранимый характер, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99, статьей 106 ФЗ «О контрактной системе…»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП необоснованной.

2.Признать заказчика – Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский монтажный техникум» нарушившим требования ч.3 ст.14, ч.1 ст.34, ст.73 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. №968, Постановления Правительства РФ от 30 августа 2017 г. № 1042.

3. Признать котировочную комиссию заказчика - Областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курский монтажный техникум» нарушившей  требования ч.1,ч.8 ст.78 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Выдать заказчику – Областному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Курский монтажный техникум»   предписание об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

           5.Передать материалы дела №257/2018 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии:                                                                                    

 

 

Члены Комиссии:                                                                                     

 

 

                                                                                                                                   

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

 

 
 


                                                                                                                                                                          

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ       

            П Р Е Д П И С А Н И Е

             по делу №257/2018

об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

 

Резолютивная часть объявлена 20 ноября 2018 г.

Изготовлено в полном объеме 23 ноября 2018 г.                                                                                 г. Курск

 

Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

              – председатель Комиссии,

-  член Комиссии,

              –  член Комиссии,

на основании решения от 20 ноября 2018 года по делу №257/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП на действия заказчика – ОБПОУ «Курский монтажный техникум» и проведенной на основании ч.15 ст.99,  ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе...») внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) способом запроса котировок №0344100004918000011, руководствуясь п.2 ч.22 ст.99 ФЗ «О контрактной системе…»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ

  1. Заказчику – ОБПОУ «Курский монтажный техникум» в течение 1 (одного) рабочего дня с даты получения настоящего предписания в целях устранения нарушений ч.3 ст.14, ч.1 ст.34, ст.73, ч.1,ч.8 ст.78 ФЗ «О контрактной системе…», отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) способом запроса котировок №0344100004918000011.
  2. В течение одного рабочего дня с даты исполнения п.1 настоящего предписания представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения (подписанные заверенные копии приказа, распоряжения, протокола и т.п. и распечатку с сайта).
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии –

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.7 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                                                           

 

 

Члены Комиссии: