О мерах антимонопольного контроля рынка лекарственных препаратов.

 

   

В соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы России от 26.02.2015г. № 107/15 управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области осуществляется контроль  за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке лекарственных препаратов Курской области.  Курским УФАС России были проанализированы цены на лекарственные препараты, реализуемые девятью крупнейшими  аптечными  учреждениями Курской области, имеющими более 80 аптечных  пунктов в разных муниципальных образованиях,  в целях выявления возможных нарушений антимонопольного законодательства, а также установленного порядка ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на территории Курской области (ЖНВЛП).

         Следует учитывать, что действующим антимонопольным законодательством Российской Федерации антимонопольному органу не предоставлены полномочия по контролю наличия и ассортимента в аптечных учреждениях  лекарственных препаратов, а также по регулированию (установлению, ограничению) цен (тарифов, наценок) на лекарственные препараты.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») меры антимонопольного реагирования предусмотрены в следующих случаях:

- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке определенного товара (ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»);

- соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такое соглашение приводит к установлению или поддержанию цен (ст.11 ФЗ «О защите конкуренции»).

Курским УФАС России были проанализированы  оптовые закупочные и розничные цены на лекарственные препараты,  не включенные в перечень ЖНВЛП, реализуемые крупными аптечными учреждениями на территории Курской области за период с декабря 2014г. по март 2015г. Для объективной оценки ценовой ситуации на указанном рынке были выбраны лекарственные препараты среднего ценового сегмента, пользующиеся наибольшим потребительским спросом у покупателей, как отечественных, так и импортных производителей, различных лекарственных форм (таблетки, мази, капли), в соответствующих дозировках  и упаковках.

Кроме того, была проанализирована динамика закупочных цен аптечных организаций на импортные и отечественные лекарственные препараты, не имеющие в соответствии с Государственным реестром лекарственных средств в рамках международного непатентованного наименования (МНН) аналогов, с динамикой роста бивалютной  корзины за соответствующий период.

По результатам проверки установлено, что темпы роста розничных цен на лекарственные препараты, выбранные для проверки,  у вышеназванных хозяйствующих субъектов не превышают темпов роста закупочных цен на соответствующие лекарственные препараты,  а в некоторых случаях незначительно отстают от них.

В настоящее время рынок розничной торговли лексредствами, изделиями медицинского назначения в целом по области является конкурентным, умеренно концентрированным, со значительным количеством  действующих на нем хозяйствующих субъектов различных форм собственности.  Признаков установления монопольно высоких цен, согласованных действий участников рынка лексредств, ограничивающих конкуренцию, а также иных нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

При проверке Курским УФАС России цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на территории Курской области, превышения размеров фактических розничных надбавок над установленным в регионе предельным уровнем розничных надбавок не установлено. Кроме того, на большое количество препаратов в ходе проверки в аптечных учреждениях были зафиксированы розничные цены ниже допустимых в соответствии с государственным реестром предельных отпускных, розничных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

Перечень ЖНВЛП утверждается правительством РФ и корректируется на уровне субъектов в целях государственного регулирования цен на лекарства. Его задачей является повышение доступности медикаментов для населения и лечебно-профилактических учреждений.

В соответствии  с действующим законодательством контроль за деятельностью всех аптечных учреждений в регионе, мониторинг цен на реализуемые ими лекарственные препараты порядок формирования предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные  в  перечень ЖНВЛП, а также наличия и ассортимента лекарственных препаратов осуществляют Комитет здравоохранения Курской области, Росздравнадзор по Курской области, Роспотребнадзор по Курской области

При проверке Курским УФАС темпов роста закупочных цен на отечественные и импортные лекарственные препараты, не имеющие аналогов в соответствии с Государственным реестром лекарственных средств в рамках международного непатентованного наименования (МНН) и темпов роста стоимости бивалютной корзины были установлены случаи превышения роста закупочных цен отдельными крупными федеральными поставщиками на некоторые лекарственные препараты по сравнению с ростом стоимости  бивалютной корзины  

В соответствии с поручением ФАС России  указанная информация  направлена Курским УФАС России  в Центральный аппарат ФАС  России, для выяснения причин роста отпускной цены на препараты у изготовителей и возможного принятия мер, в случае установления нарушений антимонопольного законодательства.

В настоящее время разработан проект  постановления Правительства Российской Федерации,  в соответствии с которым будет проведена индексация цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Указанная мера позволит производителям лекарственных препаратов сохранить рентабельность и дешевые препараты на рынке. Разовая индексация цен на лекарственные препараты дешевого и среднего ценового сегмента сдержит рост цен на них на фоне увеличения доли на рынке лекарственных препаратов, произведенных в России, до 90-95%. В ходе импортозамещения цены на лекарственные препараты могут существенно снизяться, так как аналоги зарубежных лекарств, выпуск которых налаживается в России, стоят на 20% дешевле оригинальных препаратов.