Анализ рынка хлеба за 2014 год

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа ОПТОВОГО РЫНКА ХЛЕБА Курской области

за 2014 год

 

Анализ рынка хлеба Курской области проведен в целях  осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, в том числе занимающими доминирующее  положение, а также в связи с поступлением заявлений ОАО «Курскхлеб» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ЗАО «Курскхлеб», ЗАО «Железногорский хлебозавод» в части государственного контроля за экономической концентрацией, выразившегося в приобретении акций ОАО «Курскхлеб» без предварительного согласия антимонопольного органа в нарушение требований ст. 28 Федерального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Анализ рынка проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок).

Согласно п. 1.3 Порядка проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

и) составление аналитического отчета.

 

а) Определение временного интервала исследования товарного рынка.

 

         Временной интервал исследования – 2014 год, обусловлен необходимостью проведения анализа состояния конкуренции, расчета долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке хлеба, выявления причин их изменения в зависимости от уровня концентрации соответствующего рынка. 

Согласно ч. 8, 9 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении анализа состояния конкуренции антимонопольный орган дает оценку обстоятельствам, влияющим на состояние конкуренции, в том числе условиям доступа на товарный рынок, долям хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношению долей покупателей и продавцов товара, периоду существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке. Временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно п. 2.1, 2.2 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Ранее Курским УФАС России оптовый рынок хлеба был исследован за 2012, 2013 годы.

В этой связи, для решения вопроса о наличии/отсутствии ограничения конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения, в том числе в результате сделок по приобретению акций ОАО «Курскхлеб», Курским УФАС России проводится анализ рынка хлеба Курской области за 2014 год.

 

 б) Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности данный товар представляет собой самостоятельную товарную группу, которая включает изделия хлебобулочные недлительного хранения из различных сортов ржаной и пшеничной муки и их смесей; изделия хлебобулочные и мучные кондитерские, хлеб и булочные изделия из ржаной, пшеничной муки различных сортов и их смесей.

Вне рассматриваемой товарной группы заменителей хлебу и хлебобулочным изделиям по цели потребления нет. Хлеб является товарами первой необходимости. Несмотря на имеющий место рост цен на хлеб в последние годы, потребление хлеба населением не сокращается.

Крупнейшими хлебозаводами региона выпускаются такие сорта хлеба, как: «Коренской», «Столичный», «Слободской», «Подовый» (ОАО «Курскхлеб»); «Богородский», «Целебный», «Спасский», «Крестьянский», «Покровский», «Сельский», «Курский», «Старорусский», «Целебный», «Успенский», «Колос», «Горняцкий», «Подовый» (ЗАО «Курскхлеб», ЗАО «Рыльский хлебозавод», ЗАО «Железногорский хлебозавод»), и другие, буханки развесом 0,5 кг, 0,6 кг, 0,65 кг, 0,7 кг, в том числе без упаковки и упакованные, целые и в нарезке.

В состав исследуемой товарной группы входят и регулируемые сорта хлеба (хлеб «Сеймский», «Дарницкий», «Сеяный» и «Майский»), на производство которых по фиксированным ценам предусмотрено выделение хлебопекарным предприятиям субсидий из областного бюджета.

По данным Комитета пищевой и перерабатывающей промышленности Курской области, доля регулируемых сортов хлеба курируемых Комитетом предприятий в общем объеме произведенного хлеба в Курской области составляет 27,8%; по данным, полученным управлением в ходе опроса участников рынка, доля регулируемых сортов в общем объеме хлеба в области составляет  34,8%.

       Оптово-отпускные цены в 2014 году составили:

- хлеб «Сеймский» за одну буханку развесом 0,65 кг – 10,80 руб;

- хлеб «Дарницкий» за одну буханку развесом 0,65 кг – 10,20 руб;

- хлеб «Сеяный» за одну буханку развесом 0,65 кг – 10,80 руб;

- хлеб «Майский» за одну буханку развесом 0,65 кг – 10,70 руб;

Торговая надбавка при реализации данного хлеба составляет 10%  в административных центрах муниципальных районов, 15% - в других муниципальных образованиях. На производство данных сортов хлеба предусмотрено выделение субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов между экономически обоснованными затратами на производство регулируемых сортов хлеба и оптовой (отпускной) ценой при отпуске в торговую сеть Курской области.

По данным Комитета пищевой и перерабатывающей промышленности и продовольствия  Курской области в 2014 году произведено 14 тыс. тонн регулируемых сортов хлеба, выплачено 77,35 млн. руб. субсидий.

 

В структуре продукции,  выпускаемой  крупными хлебозаводами, преобладает производство традиционных  ржано-пшеничных сортов хлеба, в т.ч. регулируемого, пользующихся наибольшим спросом у населения.

        

Продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены как хлеб ржано-пшеничный (хлебобулочные изделия недлительного хранения из ржаной и пшеничной муки различных сортов и их смесей). Далее по тексту анализа – хлеб, ржано-пшеничный хлеб.

Предметом настоящего исследования является оптовый рынок хлеба.

 

в) Определение географических границ товарного рынка.

 

         В начале исследования географические границы рынка в соответствии с п. 4.1 Порядка предварительно были определены в административных границах Курской области.

В ходе исследования, при анализе состава продавцов, покупателей, информации о производстве и каналах реализации продукции, о ввозе и вывозе продукции, после выявления условий обращения товара согласно п. 4.2 Порядка были уточнены географические границы рынка.

В соответствии с п. 4.2, 4.3 Порядка при определении географических границ рынка учтены следующие факторы:

-  ценообразование на рынке рассматриваемого товара имеет особенности по сравнению с другими регионами РФ (в составе рассматриваемой товарной группы есть сегмент с регулируемым ценообразованием (регулируемые сорта хлеба), составляющий почти 40% объема товарной массы;

- структура товаропотоков  характеризуется низкими объемами вывоза (менее 5 % всей товарной массы);

- транспортировка товара ограничена краткими сроками хранения и реализации;

- существуют отработанные организационно-транспортные схемы приобретения товара, сложившиеся хозяйственные связи;

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (потребительские предпочтения): сорта хлеба курских производителей наиболее популярны у потребителей, представлены во всех торговых сетях.

При определении географических границ  с учетом цели проводимого анализа, применялся метод установления фактических районов производства и поставок хлеба, а именно местоположения хлебозаводов, осуществляющих производство товара на рассматриваемом рынке, а также наличие многолетних хозяйственных связей между участниками рынка.

         Территория в административных границах Курской области  является зоной частично регулируемого ценообразования. В целях обеспечения населения области хлебом и хлебобулочными изделиями по фиксированным ценам в случае возникновения диспропорции между спросом и предложением в Курской области с 2002 по 2010 год формировался страховой фонд продовольственного зерна в объеме 30 тыс. тонн. Заложенного резерва, который составлял примерно 25-30 процентов от годового рыночного потребления, было достаточно для корректировки зернового рынка и стабилизации цен на хлеб в случае их роста. С 2010 года страховой фонд зерна не формируется в связи с тем, что Администрацией Курской области было принято решение о выделении субсидий хлебозаводам Курской области, осуществляющим выпечку социальных сортов хлеба.

          В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 20.10.2010г. № 491-па «О мерах по стабилизации цен на хлеб»[1] с 1 января 2011г. на выпечку сортов хлеба «Сеймский», «Майский», «Дарницкий» и «Сеяный» хлебозаводам предоставляются  субсидии в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на текущий финансовый год. Правила предоставления субсидий из областного бюджета хозяйствующим субъектам на компенсацию выпадающих доходов между экономически обоснованными затратами на производство регулируемых сортов хлеба и оптовой (отпускной) ценой при отпуске в торговую сеть Курской области утверждены постановлением Администрации Курской области от 24.12.2010г. № 641-па.[2]   

         При проведении анализа товаропотоков установлено, что на уровне оптовых поставок основными покупателями хлеба являются непосредственно крупные торговые сети, хозяйствующие субъекты различных форм собственности, потребительские общества, индивидуальные предприниматели, расположенные на территории Курской области. За пределы Курской области вывозится незначительная часть производимой продукции.

<…>

Таким образом, на уровне оптовых поставок рынок хлеба  Курской области является региональным, что обусловлено потребительскими свойствами и условиями реализации и хранения товара, наличием информации о ценах на товар в регионе.

Анализ вышеприведенных факторов позволяет рассматривать рынок хлеба в административных границах региона.

         Таким образом, географическими границами исследуемого рынка хлеба являются административные границы Курской области.

 

  г) Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.

        

Продавцы.

 

Основными производителями хлеба и хлебобулочных изделий являются хлебозаводы. Кроме того, производство хлеба осуществляют районные потребительские союзы и общества (райпо), подсобные хозяйства при промышленных сельхозпредприятиях, организациях торговли и бытового обслуживания, частные пекарни и минипекарни (юридические лица и индивидуальные предприниматели). Количество и ассортимент выпускаемой продукции варьирует, однако объектом исследования, в первую очередь, являются хозяйствующие субъекты, выпекающие необходимый минимум  видов хлеба, т.н. социально-значимые (ржано-пшеничные) сорта хлеба. Наибольшими возможностями по обеспечению постоянного широкого ассортимента и высокого качества продукции обладают крупные хлебозаводы города Курска и области.  Так, в 2014 году максимальные  суммы средств, вложенных в модернизацию производства составили <…>

 

          Крупнейшими участниками рынка являются: ОАО «Курскхлеб» (г. Курск, ул. Димитрова, д. 100),  ЗАО «Курскхлеб» (г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 169), ЗАО «Железногорский хлебозавод» (г. Железногорск).

Также участниками рынка являются:  ЗАО «Рыльский хлебозавод» (г. Рыльск, ул. Р.Люксембург, д. 81-Б), ООО «Обояньхлеб Плюс» (г. Обоянь, ул. Курская, д. 138), ООО «Глушковский хлебозавод» (п. Глушково, ул. Ленина, д. 261), ОАО «Льговский хлебозавод» (г. Льгов, ул. Горького, д. 3), ООО «Дмитриевский КХП» (г. Дмитриев, ул. Промышленная, д. 1-В), ОАО «Курчатовский хлебокомбинат» (г. Курчатов), ООО «Интерколос-П» (Курский р-н, п. Подлесный), ООО «Седеф ААА» (Курск, ул. К.Маркса), и др., см. таблицы 1, 5 приложение к анализу рынка) <…>

 

Группы лиц участников рынка.

Ранее, при анализе рынка хлеба за 2013 год, принималось во внимание следующее.

Перечень группы лиц Хандурина Ф.Г., в которую входили в том числе ЗАО «Железногорский хлебозавод», ЗАО «Курскхлеб», а также  другие юридические и физические лица, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был в установленном порядке представлен ими в Федеральную антимонопольную службу и опубликован на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru 25.07.13 г. Согласно данного перечня, в указанную группу лиц входило в том числе и ОАО «Курскхлеб».

<…>

03.07.14 г. ОАО «Курскхлеб» обратилось в ФАС России с заявлением об исключении ОАО «Курскхлеб» из состава группы лиц ЗАО «Курскхлеб», ЗАО «Железногорский хлебозавод».

<…>

13.10.14 г. (вх. № 5424) в Курское УФАС России поступил ответ ФАС России, из которого следует, что представленные ОАО «Курскхлеб» материалы могут свидетельствовать о неправомерности  отнесения ОАО «Курскхлеб» к группе лиц ЗАО «Курскхлеб» по основанию п. 6 ч. 1 ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции».

Информация о группе лиц ЗАО «Курскхлеб», ЗАО «Железогорский хлебозавод», в которую было включено ОАО «Курскхлеб», с официального сайта ФАС России снята.

 

Таким образом, в 2014 году крупнейшими участниками рассматриваемого рынка являются:

- группа лиц: ЗАО «Курскхлеб», ЗАО «Железногорский хлебозавод», ЗАО «Рыльский хлебозавод»;

- ОАО «Курскхлеб» (в данную группу не входит).

        

ОАО «Курскхлеб», ЗАО «Курскхлеб», ЗАО «Железногорский хлебозавод»  являются  аффилированными лицами в соответствии  со ст. 4  Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

 

         Покупатели.

Реализация продукции производителями (продавцами) осуществляется по различным каналам, а именно:

- прямая розничная реализация продукции через собственные торговые объекты<…..> ;

- оптовая реализация (поставка) продукции предприятиям общепита государственных и муниципальных учреждений;

- оптовая реализация продукции по договорам поставки с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

- оптовая поставка в торговые сети: ЗАО «Тандер» (торговая сеть «Магнит»), ООО «Европа», ООО «Группа компаний Промресурс» (торговая сеть «Европа»), ООО «Корпорация «ГриНН» (торговая сеть «Линия»,) ЗАО ТД «Перекресток», ООО «Билла». В 2014 году у хлебозаводов объемы поставок хлеба в торговые сети остаются стабильными и сохраняются на уровне 2013 года.

Объемы оптовых поставок хлеба в разрезе основных групп покупателей представлены в таблице 2 (приложение к анализу).

<…>

         д) Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

При расчете объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, действующих на нем, в соответствии с п. 6.1 Порядка использовались показатели объема производства, объема реализации, а также производственных мощностей.

При этом  в соответствии с п. 6.1 Порядка основным показателем для расчета доли хозсубъекта на рынке использован объем продаж (объем реализации), а объем производства и производственных мощностей использованы как вспомогательные показатели.

Сведения об объеме производства и реализации хлеба участниками рынка представлены в таблице 1 (приложение к анализу).

<…>

Объем рынка рассчитан согласно имеющимся сведениям об исследуемом рынке, представленным профильными комитетами областной администрации – Комитетом пищевой и перерабатывающей промышленности Курской области, Комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, хозяйствующими субъектами – участниками рынка, территориальным органом статистики, с учетом специфики производственного и статистического учета. Предприятиями ведется учет производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий в целом, в том числе хозсубъекты  выделили объем ржано-пшеничного хлеба (<…..>), поэтому объем и доли рассчитаны следующим образом: по хлебобулочным изделиям всего, в том числе по ржано-пшеничному хлебу (данный показатель и является ключевым в настоящем исследовании). Учет производственных мощностей ведется по производству хлеба и хлебобулочных изделий в целом (без выделения мощностей для производства ржано-пшеничного хлеба), поэтому показатель по мощностям рассчитан по хлебобулочным изделиям в целом (как вспомогательный).

Доли участников рынка представлены в таблице 5 (приложение к анализу).

<…>

В 2014 году доли 3 крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке хлеба Курской области по объемам производства и реализации распределились следующим образом:

<…>

Доля ОАО «Курскхлеб» превышает 40%, доля группы лиц ЗАО «Курскхлеб», ЗАО «Железногорский хлебозавод», ЗАО «Рыльский хлебозавод» менее 30%.

<…..>

Согласно п. 6.4 Порядка доля группы лиц на соответствующем товарном рынке определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции».

 

С учетом состава групп лиц, действующих на рынке, в 2014 году доли 2  крупнейших участников рассматриваемого рынка составили:

<…..>

 

В соответствии с п. 6.5 Порядка совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», (коллективное доминирование) определяется как сумма долей таких хозяйствующих субъектов или их групп лиц на соответствующем товарном рынке.

 

Согласно ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов;

2) в течение длительного периода (не менее чем одного года) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

 

Поскольку совокупная доля двух крупнейших участников рынка (ОАО «Курскхлеб» и группы лиц) превышает 50%, доли в течение не менее чем одного года подвержены малозначительным изменениям, доступ на товарный рынок новых конкурентов затруднен; хлеб как товар не имеет заменителей, с ростом цены хлеба спрос не снижается, информация о цене на хлеб доступна неопределенному кругу лиц, имеет место коллективное доминирование ОАО «Курскхлеб», ЗАО «Курскхлеб», ЗАО «Железногорский хлебозавод», ЗАО «Рыльский хлебозавод» на оптовом рынке хлеба Курской области.

 

         Расчет долей крупнейших производителей хлеба и хлебобулочных изделий (без выделения ржано-пшеничного хлеба в силу особенностей учета) по показателю производственных мощностей произведен дополнительно. Крупнейшими по производственным мощностям также являются ОАО «Курскхлеб», ЗАО «Курскхлеб», ЗАО Железногорский хлебозавод». Совокупная доля указанных хозяйствующих субъектов по показателю производственных мощностей в 2014 году составила  57,1%.

<…..>

 

Доли хозяйствующих субъектов, действующих на оптовом рынке хлеба Курской области, являются стабильными в течение длительного периода (более 1 года), кроме того, сохраняется ранжирование хозяйствующих субъектов по долям, занимаемым на рынке. За период с 2013 по 2014 годы доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке хлеба Курской области  практически не изменились (см. таблицу 5 приложение к отчету).

<…..>

 

ЗАО «Железногорский хлебозавод», ЗАО «Рыльский хлебозавод» и ОАО «Курскхлеб» включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, с 26.06.1996 года.

Приказом Курского УФАС России от 26.11.2013 г. №425  ОАО «Курскхлеб», ЗАО «Курскхлеб», ЗАО «Железногорский хлебозавод», ЗАО «Рыльский хлебозавод» были включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, как группа лиц.

В связи с изменением состава группы лиц, по результатам данного анализа рынка необходимо рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в указанный Реестр, в соответствии с Административным регламентом ФАС России по ведению Реестра, утв. приказом ФАС РФ от 17.01.2007 г. N 6.

Так, поскольку ОАО «Курскхлеб» не входит в группу лиц, и его доля на рынке превышает 35%, указанное общество подлежит включению в Реестр по позиции «оптовая торговля хлебом» на территории Курской области; группа лиц ЗАО «Курскхлеб», ЗАО «Железногорский хлебозавод», ЗАО «Рыльский хлебозавод», имеющая совокупную долю менее 35%, подлежит исключению из Реестра. 

 

е) Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

         Для определения уровня концентрации и типа рынка по уровню концентрации используются: 

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке

<…..>

 

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

        

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, за 2014 г.           

<…..>

 

Согласно п. 7.2 Порядка в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <=  <= 100%  или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <=  < 70%  или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при  < 45%   или HHI < 1000.

        

Рассчитанные индикаторы рыночной концентрации указывают на высокий уровень концентрации исследуемого товарного рынка, с  низко развитой конкуренцией. Количество действующих на рынке крупных  продавцов менее 5, индекс рыночной концентрации CR3 более 70%, а индекс Герфиндаля – Гиршмана:  2000 < HHI <10000.

 

        ж)  Барьеры входа на товарный рынок.

 

Согласно п. 8.2 Порядка к барьерам входа на рассматриваемый товарный рынок относятся:

 

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений (для хлебозаводов; для минипекарен данный барьер отсутствует);

- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозсубъектами, действующими на рассматриваемом рынке (высокая стоимость кредитов);

- издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу (например, один из самых популярных сортов хлеба «Сеймский» является интеллектуальной собственностью ОАО «Курскхлеб»);

- транспортные издержки (доставка в торговые объекты, в торговые сети);

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозсубъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства, при котором крупные хлебозаводы обеспечивают меньшую себестоимость единицы продукции, чем мелкие пекарни);

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

 

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- квотирование (распределение квот на производство и реализацию регулируемых сортов хлеба в 2014 г. осуществлялось в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 20.10.2010г. № 491-па; постановлением Администрации Курской области от 24.12.2010г. № 641-па).

- предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам (льготы предоставляются субъектам малого предпринимательства в рамках соответствующих государственных программ);

- административные процедуры в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;

- условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд (предусмотрена квота для субъектов МСП);

- стандарты и предъявляемые к качеству требования (наличие ГОСТов, технических регламентов по производству хлеба).

 

         В Курской области число мелких предприятий, производящих хлебобулочные изделия  (не включая  хлебозаводы), ежегодно сокращается. Так, в 2014 году в связи с низкой рентабельностью прекратило производство ржано-пшеничного хлеба ООО «Интерколос-П».

         Кроме того, для рассматриваемого рынка характерны ограничения по спросу в связи с высокой степенью удовлетворенности спроса и существующими нормами потребления хлеба. Крупные хозяйствующее субъекты, действующие на рынке, имеют преимущества по расширению производственных мощностей и увеличению объемов продаж., в т.ч. в крупных торговых сетях (см. таблицу 2).

<…..>

 

3) Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

По результатам проведенного исследования оптового рынка хлеба Курской области за 2014 год  установлено, что  указанный рынок  относится к типу рынка с недостаточно развитой конкуренцией и высоким уровнем рыночной концентрации.

Основную долю ржано-пшеничных сортов хлеба (<…..>) в Курской области реализуют крупные хлебозаводы (ОАО «Курскхлеб»,  группа лиц ЗАО «Курскхлеб», ЗАО «Рыльский хлебозавод», ЗАО «Железногорский хлебозавод).

 

         В течение  2014 года в Курской области цены на хлеб, в том числе на ржано-пшеничные сорта хлеба, пользующиеся наибольшим потребительским спросом, повышались 1 раз в декабре.  Рост цен составил по крупнейшим хлебозаводам в среднем 5% или от 0,50 руб. до 1,30 руб. на 1 буханку 0,65 кг.

Динамика изменения отпускных цен на ржано-пшеничные сорта хлеба, выпекаемые хлебозаводами Курской области в 2014 году представлена в таблице 4 (приложение к анализу).

<…..>

 

Указанное повышение цен  хлебопекарные предприятия объясняют ростом цен на муку пшеничную и ржаную обдирную в ноябре 2014 года, а также низкой рентабельностью производства отдельных сортов ржано-пшеничного хлеба.

В течение всего 2014 года, несмотря на повышение в декабре,  цены на ржано-пшеничные сорта хлеба в Курской области оставались одними из самых низких  в ЦФО. По данным Минэкономразвития РФ о ценовой ситуации на потребительских рынках РФ, по состоянию на 30.12.2014 г. при средней цене по ЦФО на хлеб ржаной и ржано-пшеничный 33,00 руб/кг  указанная цена в Курской области составила 24,72 руб/кг, что на 25,1% меньше.

Цены на регулируемые сорта хлеба в 2014 году не повышались.

 

ОАО «Курскхлеб» 06.04.15 г. обратилось в адрес Федеральной антимонопольной службы с заявлением (передано на рассмотрение в Курское УФАС России) о создании ЗАО «Курскхлеб», ЗАО «Железногорский хлебозавод» дискриминационный условий, препятствий доступу ОАО «Курскхлеб» на рынок, а также о приобретении акций ОАО «Курскхлеб» без предварительного согласия антимонопольного органа в нарушение ст. 28 Федерального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно п. 8 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

 

Признаков создания дискриминационных условий для ОАО «Курскхлеб», а также признаков создания препятствий доступа на рынок в ходе анализа не выявлено. ОАО «Курскхлеб» было и остается крупнейшим хозяйствующим субъектом на оптовом рынке ржано-пшеничного хлеба Курской области, имеющим наибольшую рыночную долю, превышающую 35 процентов.

В ходе настоящего анализа установлено, что по сравнению с 2013 г. рыночная доля ОАО «Курскхлеб» в 2014 г. возросла <…..>

 

Рыночная доля группы лиц ЗАО «Курскхлеб», ЗАО «Железногорский хлебозавод», ЗАО «Рыльский хлебозавод», напротив, снизилась в 2014 г. по сравнению с 2013 г. <…..>

 

<…..>

 

  В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ «О защите конкуренции»  в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции, лица, являющегося объектом экономической концентрации, превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, превышает двести пятьдесят миллионов рублей либо если одно из указанных лиц включено в реестр, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций зарегистрированного на территории РФ акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций.

 

         ОАО «Курскхлеб» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на определенном товарном рынке более 35 процентов, с 1996 года. В этой связи любые сделки, в результате которых лицо (группа лиц) получит возможность распоряжаться более чем 25 процентами акций ОАО «Курскхлеб», могут осуществляться после получения предварительного согласия Курского УФАС России.

 

  <…..>

 

В этой связи Курским УФАС России возбуждены дела о привлечении ЗАО «Железногорский хлебозавод» и ЗАО «Курскхлеб» (управляющей компании ЗАО «Железногорский хлебозавод») к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ.

 

<…..>

 

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» сделки, указанные в статье 28 данного закона и осуществленные без получения предварительного согласия антимонопольного органа, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Таким образом, закон предусматривает право антимонопольного органа на обращение в суд с требованием о признании оспоримой сделки недействительной только при наличии доказательств того, что данная сделка приводит к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения, при этом бремя доказывания таких обстоятельств закон возлагает на антимонопольный орган.

 

Согласно данным о состоянии конкуренции на рынке хлеба Курской области в 2012, 2013 годах, а также настоящему анализу за 2014 год, состав крупнейших хозяйствующих субъектов и соотношение их рыночных долей за указанный период изменились незначительно. Крупнейшими участниками рынка хлеба Курской области, занимающими коллективное доминирующее положение, как до совершения рассматриваемых сделок, так и после их совершения, являются ОАО «Курскхлеб», ЗАО «Курскхлеб», ЗАО «Железногорский хлебозавод».

<…..>

 

Приобретение <…..>  акций ОАО «Курскхлеб» не позволяет приобретателю осуществлять прямой контроль деятельности ОАО «Курскхлеб», давать обществу обязательные для исполнения указания, в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Также результатом данного приобретения не стало возникновение или усиление доминирующего положения участников рынка (сохранилось существовавшее до сделок коллективное доминирование ОАО «Курскхлеб», ЗАО «Железногорский хлебозавод», ЗАО «Курскхлеб»).

 

Согласно п. 17 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Таким образом, в ходе анализа рынка не установлено фактов, свидетельствующих о том, что приобретение акций ОАО «Курскхлеб» без предварительного согласия антимонопольного органа (с последующим уведомлением, с выдачей предписания) привело к существенным негативным последствиям для состояния конкуренции, в том числе не произошло возникновения или усиления доминирующего положения участников рынка (сохранилось существовавшее до сделок доминирование).

 

Следовательно, оснований, достаточных для обращения в суд с требованием о признании сделок по приобретению акций ОАО «Курскхлеб» недействительными, не установлено.

 

<…..>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Документ утратил силу с 1 июля 2015 года в связи с изданием постановления Администрации Курской области от 29.04.2015 N 244-па.

 

[2] Документ утратил силу с 1 июля 2015 года в связи с изданием постановления Администрации Курской области от 29.04.2015 N 244-па.