Решение по делу № 04-05/06-2014

Номер дела: № 04-05/06-2014
Дата публикации: 7 июля 2014, 16:22

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» июня 2014 года                                   г. Курск

В полном объеме решение изготовлено «04» июля 2014 года

                                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 04-05/06-2014 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго» (далее — ОАО «МРСК Центра»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов собственников помещений в многоквартирных жилых домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги по энергоснабжению указанных домов, предоставленные на общедомовые нужды в сентябре, октябре 2013 года, в присутствии заявителя — депутата Представительного Собрания Курчатовского района П, представителя (по доверенности) ОАО «МРСК Центра» Д

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступило заявление собственников помещений в многоквартирных жилых домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им.               К.Либкнехта Курчатовского района Курской области с жалобой на действия ОАО «МРСК Центра», выразившиеся в неправильном расчете платы за услуги по снабжению указанных домов электрической энергией, предоставленной на общедомовые нужды в сентябре, октябре 2013 года, переданное для рассмотрения депутатом Представительного Собрания Курчатовского района П.

При рассмотрении указанного заявления и дополнительно представленной информации Курским УФАС России было установлено, что ОАО «МРСК Центра» при определении стоимости электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им.               К.Либкнехта Курчатовского района Курской области в сентябре, октябре 2013 года, применяло порядок расчета, не соответствующий требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее — Правила).

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке соответствующего товара более 35% (приказ Курского УФАС России № 64 от                 21.03.2014 г.).

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по продаже электроэнергии потребителям Курской области обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела № 04-05/06-2014 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра», выразившегося в применении для определения объема и стоимости электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов № 5 по                    ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области в сентябре, октябре 2013 года, порядка расчета, не соответствующего требованиям законодательства РФ, а именно требованиям Правил.

Рассмотрение дела откладывалось определением от 11.04.2014 г. в связи с необходимостью получения дополнительных сведений от депутата Представительного Собрания Курчатовского района П и Государственной жилищной инспекции Курской области и определением от 20.05.2014 г. в связи с отсутствием кворума для рассмотрения.

На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства представитель ОАО «МРСК Центра» пояснил, что порядок расчета объема и стоимости электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды многоквартирных жилых домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им.               К.Либкнехта Курчатовского района Курской области соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.

В ходе рассмотрения дела депутат Представительного Собрания Курчатовского района П пояснил, что объемы потребления в жилых многоквартирных домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области электроэнергии на общедомовые нужды, выставленный для оплаты ОАО «МРСК Центра», не соответствуют фактическому потреблению электроэнергии на общедомовые нужды.

Государственной жилищной инспекцией Курской области на определение Комиссии Курского УФАС России были предоставлены материалы проведенной инспекцией проверки правильности начисления стоимости услуг электроснабжения жилым многоквартирным домам № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке соответствующего товара более 35% (приказ Курского УФАС России № 64 от                 21.03.2014 г.).

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по продаже электроэнергии потребителям Курской области обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как подтверждается материалами дела, решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах  № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова                пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области от 05.02.2009 г. в качестве способа управления данными домами было избрано непосредственное управление.

В соответствии с ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Электроснабжение указанных домов до февраля 2013 года осуществлялось                             ОАО «Курскрегионэнергосбыт».

В соответствии с приказом Минэнерго России от 24 января 2013 года № 25 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации» с 01.02.2013 г. статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности           ОАО «Курскрегионэнергосбыт» был присвоен ОАО «МРСК Центра». В связи с этим, на основании п. 20, 24, 25 «Основных положений функционирования розничных рынков  электрической энергии», утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее — Основные положения), ОАО «МРСК Центра» были приняты от                              ОАО «Курскрегионэнергосбыт» на обслуживание потребители, в том числе собственники помещений в многоквартирных домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области.

В письменном виде с указанными потребителями договоры энергоснабжения не заключались. В силу п. 1 ст. 540 ГК РФ, абз. 2 п. 72, 73 Основных положений между                 ОАО «МРСК Центра» и собственниками помещений в многоквартирных домах № 5 по            ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области сложились фактические договорные отношения.

Расчет платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

Порядок расчета платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, в соответствии с Правилами зависит от наличия (отсутствия) коллективного (общедомового) прибора учета, индивидуальных (квартирных) приборов учета в помещениях многоквартирного дома, а также от наличия (отсутствия) у субъекта, осуществляющего начисление и сбор платежей, информации о фактических показаниях индивидуальных приборов учета за расчетный период.

Многоквартирные жилые дома № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области оборудованы общедомовыми приборами учета (Меркурий 230 №№ 258017, 01414768, 01091207, 014133402, 01413409).

Факт снятия показаний общедомовых приборов учета многоквартирных жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области в сентябре, октябре 2013 г. подтвержден актами снятия показаний с приборов коммерческого учета электроэнергии № 22, 2, 3, 4, 5.

Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 10 (приложение № 2 к Правилам) как произведение объема коммунального ресурса, приходящегося на конкретное жилое (или нежилое) помещение (квартиру), предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Piодн = Viодн × Tкр

где:

 

Piодн — размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения;

Viодн — объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

Tкр — тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12 (приложение № 2 к Правилам).

 

Viодн.2 = (Vд – ΣVuнеж. – ΣVvжил.н. – ΣVwжил.п. – Vкр) × Si / Sоб

                                            u                      v                         w

где:

 

Vд — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса;

Vuнеж. — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

Vvжил.н. — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

Vwжил.п. — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета;

Vкр — определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

Si — общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Как подтверждается материалами дела (акт проверки государственной жилищной инспекции Курской области № 1561 от 18.03.2014 г.), при расчете платы за электроэнергию, предоставленную в сентябре-октябре 2013 года на общедомовые нужды жилых многоквартирных домов № 5 по ул. Мира, № 26 по ул. Кирова пос. им.                            К. Либкнехта Курчатовского района Курской области ОАО «МРСК Центра» не учитывалась площадь жилых помещений ряда квартир, что повлекло неправомерное увеличение стоимости указанных услуг для собственников помещений в данных домах.

В январе 2014 года ОАО «МРСК Центра» был осуществлен перерасчет стоимости услуг электроснабжения за период с февраля по декабрь 2013 года исходя из скорректированной общей площади вышеназванных многоквартирных жилых домов.

Кроме того, в соответствии с документированной информацией, имеющейся в материалах дела, ОАО «МРСК Центра» не производилось начисление за индивидуальное потребление электроэнергии ряду квартир, к примеру, в сентябре 2013 года не начислялась плата за индивидуальное потребление электрической энергии собственникам квартир  №№ 1, 6, 21 многоквартирного дома № 5 по ул. Мира пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области, квартир №№ 9, 24, 45, 61, 70, 109, 122, 141, 145, 206 многоквартирного дома № 24 по ул. Кирова, квартир №№ 63, 90, 92, 99, 146, 156, 173, 185 многоквартирного дома № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области.

Надлежащих доказательств того, что собственники указанных квартир сообщали показания (которые в соответствии с пояснениями ОАО «МРСК Центра» составили                 0 кВт.ч) по телефону, обществом Комиссии не представлено.

В соответствии с пп. «б» п. 59 Правил в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, — начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3.

Согласно п. 60 Правил по истечении вышеназванного предельного количества расчетных периодов (за которые плата за коммунальную услугу определяется исходя из среднемесячного объема потребления) плата за коммунальную услугу рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра» в нарушение вышеприведенных пунктов Правил в сентябре-октябре 2013 года не производило начисления ряду квартир жилых многоквартирных домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им.                            К. Либкнехта Курчатовского района Курской области.

В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

П. 38 которых установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам), установленным для ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Как предусмотрено п. 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к данным Правилам.

 То есть, способы определения месячного объема и стоимости поставленной электрической энергии, конечными потребителями которой являются граждане, установлены императивными нормами действующего законодательства, в соответствии с которыми количество потребляемой электрической энергии должно определяться исходя из фактических показаний индивидуального и общедомового приборов учета электрической энергии.

При этом, в результате правильного применения ресурсоснабжающей организацией данного способа расчета формируется обоснованная итоговая цена (стоимость) электрической энергии, которая подлежит применению при оказании услуг по электроснабжению потребителям.

Нарушение установленного императивными нормами порядка расчета цены (стоимости) оказываемых услуг и её применение влечет неправомерное изменение (увеличение) такой цены (стоимости) и является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ОАО «МРСК Центра» при оказании услуг электроснабжения жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области обязано было руководствоваться вышеуказанными императивными нормами действующего законодательства, определяющими расчет размера платы за коммунальные услуги гражданам.

Как установлено Курским УФАС России при рассмотрении дела № 04-05/06-2014, при определении месячного объема и стоимости оказанных в сентябре-октябре 2013 года услуг по электроснабжению, предоставленных на общедомовые нужды жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, ОАО «МРСК Центра» нарушило требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, что повлекло ущемление законных интересов жильцов данных домов.

ОАО «МРСК Центра» не был соблюден определенный императивными нормами Правил порядок расчета стоимости электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды жилых многоквартирных домов, что свидетельствует о нарушении ОАО «МРСК Центра» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг электроснабжения.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10 ч. 1).

ОАО «МРСК Центра» является доминирующим хозяйствующим субъектом, расчеты за оказание услуг по электроснабжению потребителей (граждан) осуществляет по регулируемым тарифам (ценам), в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере электроснабжения.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В этой связи Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО «МРСК Центра»                 п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно в неправильном определении месячного объема и стоимости оказанных в сентябре-октябре 2013 года услуг энергоснабжения, предоставленных на общедомовые нужды жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей указанных многоквартирных домов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 49, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго» нарушившим п. 10 ч. 1. ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно в неправильном определении месячного объема и стоимости оказанных в сентябре-октябре 2013 года услуг энергоснабжения, предоставленных на общедомовые нужды жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей указанных многоквартирных домов.

2. В связи с тем, что ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго» с 01 апреля 2014 года вследствие утраты статуса гарантирующего поставщика не осуществляет поставку электрической энергии жилым многоквартирным домам № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области, предписание по результатам рассмотрения дела № 04-05/06-2014 не выдавать.

3. Рассмотрение дела № 04-05/06-2014 прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                       

 

Члены Комиссии                                                     

stdClass Object ( [vid] => 9498 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-05/06-2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9498 [type] => solution [language] => ru [created] => 1412166220 [changed] => 1412166296 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1412166296 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» июня 2014 года                                   г. Курск

В полном объеме решение изготовлено «04» июля 2014 года

                                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 04-05/06-2014 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго» (далее — ОАО «МРСК Центра»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов собственников помещений в многоквартирных жилых домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги по энергоснабжению указанных домов, предоставленные на общедомовые нужды в сентябре, октябре 2013 года, в присутствии заявителя — депутата Представительного Собрания Курчатовского района П, представителя (по доверенности) ОАО «МРСК Центра» Д

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступило заявление собственников помещений в многоквартирных жилых домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им.               К.Либкнехта Курчатовского района Курской области с жалобой на действия ОАО «МРСК Центра», выразившиеся в неправильном расчете платы за услуги по снабжению указанных домов электрической энергией, предоставленной на общедомовые нужды в сентябре, октябре 2013 года, переданное для рассмотрения депутатом Представительного Собрания Курчатовского района П.

При рассмотрении указанного заявления и дополнительно представленной информации Курским УФАС России было установлено, что ОАО «МРСК Центра» при определении стоимости электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им.               К.Либкнехта Курчатовского района Курской области в сентябре, октябре 2013 года, применяло порядок расчета, не соответствующий требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее — Правила).

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке соответствующего товара более 35% (приказ Курского УФАС России № 64 от                 21.03.2014 г.).

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по продаже электроэнергии потребителям Курской области обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела № 04-05/06-2014 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра», выразившегося в применении для определения объема и стоимости электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов № 5 по                    ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области в сентябре, октябре 2013 года, порядка расчета, не соответствующего требованиям законодательства РФ, а именно требованиям Правил.

Рассмотрение дела откладывалось определением от 11.04.2014 г. в связи с необходимостью получения дополнительных сведений от депутата Представительного Собрания Курчатовского района П и Государственной жилищной инспекции Курской области и определением от 20.05.2014 г. в связи с отсутствием кворума для рассмотрения.

На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства представитель ОАО «МРСК Центра» пояснил, что порядок расчета объема и стоимости электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды многоквартирных жилых домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им.               К.Либкнехта Курчатовского района Курской области соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.

В ходе рассмотрения дела депутат Представительного Собрания Курчатовского района П пояснил, что объемы потребления в жилых многоквартирных домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области электроэнергии на общедомовые нужды, выставленный для оплаты ОАО «МРСК Центра», не соответствуют фактическому потреблению электроэнергии на общедомовые нужды.

Государственной жилищной инспекцией Курской области на определение Комиссии Курского УФАС России были предоставлены материалы проведенной инспекцией проверки правильности начисления стоимости услуг электроснабжения жилым многоквартирным домам № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке соответствующего товара более 35% (приказ Курского УФАС России № 64 от                 21.03.2014 г.).

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по продаже электроэнергии потребителям Курской области обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как подтверждается материалами дела, решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах  № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова                пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области от 05.02.2009 г. в качестве способа управления данными домами было избрано непосредственное управление.

В соответствии с ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Электроснабжение указанных домов до февраля 2013 года осуществлялось                             ОАО «Курскрегионэнергосбыт».

В соответствии с приказом Минэнерго России от 24 января 2013 года № 25 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации» с 01.02.2013 г. статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности           ОАО «Курскрегионэнергосбыт» был присвоен ОАО «МРСК Центра». В связи с этим, на основании п. 20, 24, 25 «Основных положений функционирования розничных рынков  электрической энергии», утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее — Основные положения), ОАО «МРСК Центра» были приняты от                              ОАО «Курскрегионэнергосбыт» на обслуживание потребители, в том числе собственники помещений в многоквартирных домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области.

В письменном виде с указанными потребителями договоры энергоснабжения не заключались. В силу п. 1 ст. 540 ГК РФ, абз. 2 п. 72, 73 Основных положений между                 ОАО «МРСК Центра» и собственниками помещений в многоквартирных домах № 5 по            ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области сложились фактические договорные отношения.

Расчет платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

Порядок расчета платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, в соответствии с Правилами зависит от наличия (отсутствия) коллективного (общедомового) прибора учета, индивидуальных (квартирных) приборов учета в помещениях многоквартирного дома, а также от наличия (отсутствия) у субъекта, осуществляющего начисление и сбор платежей, информации о фактических показаниях индивидуальных приборов учета за расчетный период.

Многоквартирные жилые дома № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области оборудованы общедомовыми приборами учета (Меркурий 230 №№ 258017, 01414768, 01091207, 014133402, 01413409).

Факт снятия показаний общедомовых приборов учета многоквартирных жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области в сентябре, октябре 2013 г. подтвержден актами снятия показаний с приборов коммерческого учета электроэнергии № 22, 2, 3, 4, 5.

Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 10 (приложение № 2 к Правилам) как произведение объема коммунального ресурса, приходящегося на конкретное жилое (или нежилое) помещение (квартиру), предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Piодн = Viодн × Tкр

где:

 

Piодн — размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения;

Viодн — объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

Tкр — тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12 (приложение № 2 к Правилам).

 

Viодн.2 = (Vд – ΣVuнеж. – ΣVvжил.н. – ΣVwжил.п. – Vкр) × Si / Sоб

                                            u                      v                         w

где:

 

Vд — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса;

Vuнеж. — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

Vvжил.н. — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

Vwжил.п. — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета;

Vкр — определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

Si — общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Как подтверждается материалами дела (акт проверки государственной жилищной инспекции Курской области № 1561 от 18.03.2014 г.), при расчете платы за электроэнергию, предоставленную в сентябре-октябре 2013 года на общедомовые нужды жилых многоквартирных домов № 5 по ул. Мира, № 26 по ул. Кирова пос. им.                            К. Либкнехта Курчатовского района Курской области ОАО «МРСК Центра» не учитывалась площадь жилых помещений ряда квартир, что повлекло неправомерное увеличение стоимости указанных услуг для собственников помещений в данных домах.

В январе 2014 года ОАО «МРСК Центра» был осуществлен перерасчет стоимости услуг электроснабжения за период с февраля по декабрь 2013 года исходя из скорректированной общей площади вышеназванных многоквартирных жилых домов.

Кроме того, в соответствии с документированной информацией, имеющейся в материалах дела, ОАО «МРСК Центра» не производилось начисление за индивидуальное потребление электроэнергии ряду квартир, к примеру, в сентябре 2013 года не начислялась плата за индивидуальное потребление электрической энергии собственникам квартир  №№ 1, 6, 21 многоквартирного дома № 5 по ул. Мира пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области, квартир №№ 9, 24, 45, 61, 70, 109, 122, 141, 145, 206 многоквартирного дома № 24 по ул. Кирова, квартир №№ 63, 90, 92, 99, 146, 156, 173, 185 многоквартирного дома № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области.

Надлежащих доказательств того, что собственники указанных квартир сообщали показания (которые в соответствии с пояснениями ОАО «МРСК Центра» составили                 0 кВт.ч) по телефону, обществом Комиссии не представлено.

В соответствии с пп. «б» п. 59 Правил в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, — начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3.

Согласно п. 60 Правил по истечении вышеназванного предельного количества расчетных периодов (за которые плата за коммунальную услугу определяется исходя из среднемесячного объема потребления) плата за коммунальную услугу рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра» в нарушение вышеприведенных пунктов Правил в сентябре-октябре 2013 года не производило начисления ряду квартир жилых многоквартирных домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им.                            К. Либкнехта Курчатовского района Курской области.

В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

П. 38 которых установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам), установленным для ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Как предусмотрено п. 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к данным Правилам.

 То есть, способы определения месячного объема и стоимости поставленной электрической энергии, конечными потребителями которой являются граждане, установлены императивными нормами действующего законодательства, в соответствии с которыми количество потребляемой электрической энергии должно определяться исходя из фактических показаний индивидуального и общедомового приборов учета электрической энергии.

При этом, в результате правильного применения ресурсоснабжающей организацией данного способа расчета формируется обоснованная итоговая цена (стоимость) электрической энергии, которая подлежит применению при оказании услуг по электроснабжению потребителям.

Нарушение установленного императивными нормами порядка расчета цены (стоимости) оказываемых услуг и её применение влечет неправомерное изменение (увеличение) такой цены (стоимости) и является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ОАО «МРСК Центра» при оказании услуг электроснабжения жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области обязано было руководствоваться вышеуказанными императивными нормами действующего законодательства, определяющими расчет размера платы за коммунальные услуги гражданам.

Как установлено Курским УФАС России при рассмотрении дела № 04-05/06-2014, при определении месячного объема и стоимости оказанных в сентябре-октябре 2013 года услуг по электроснабжению, предоставленных на общедомовые нужды жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, ОАО «МРСК Центра» нарушило требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, что повлекло ущемление законных интересов жильцов данных домов.

ОАО «МРСК Центра» не был соблюден определенный императивными нормами Правил порядок расчета стоимости электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды жилых многоквартирных домов, что свидетельствует о нарушении ОАО «МРСК Центра» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг электроснабжения.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10 ч. 1).

ОАО «МРСК Центра» является доминирующим хозяйствующим субъектом, расчеты за оказание услуг по электроснабжению потребителей (граждан) осуществляет по регулируемым тарифам (ценам), в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере электроснабжения.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В этой связи Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО «МРСК Центра»                 п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно в неправильном определении месячного объема и стоимости оказанных в сентябре-октябре 2013 года услуг энергоснабжения, предоставленных на общедомовые нужды жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей указанных многоквартирных домов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 49, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго» нарушившим п. 10 ч. 1. ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно в неправильном определении месячного объема и стоимости оказанных в сентябре-октябре 2013 года услуг энергоснабжения, предоставленных на общедомовые нужды жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей указанных многоквартирных домов.

2. В связи с тем, что ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго» с 01 апреля 2014 года вследствие утраты статуса гарантирующего поставщика не осуществляет поставку электрической энергии жилым многоквартирным домам № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области, предписание по результатам рассмотрения дела № 04-05/06-2014 не выдавать.

3. Рассмотрение дела № 04-05/06-2014 прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                       

 

Члены Комиссии                                                     

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» июня 2014 года                                   г. Курск

В полном объеме решение изготовлено «04» июля 2014 года

                                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 04-05/06-2014 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго» (далее — ОАО «МРСК Центра»), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов собственников помещений в многоквартирных жилых домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги по энергоснабжению указанных домов, предоставленные на общедомовые нужды в сентябре, октябре 2013 года, в присутствии заявителя — депутата Представительного Собрания Курчатовского района П, представителя (по доверенности) ОАО «МРСК Центра» Д

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступило заявление собственников помещений в многоквартирных жилых домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им.               К.Либкнехта Курчатовского района Курской области с жалобой на действия ОАО «МРСК Центра», выразившиеся в неправильном расчете платы за услуги по снабжению указанных домов электрической энергией, предоставленной на общедомовые нужды в сентябре, октябре 2013 года, переданное для рассмотрения депутатом Представительного Собрания Курчатовского района П.

При рассмотрении указанного заявления и дополнительно представленной информации Курским УФАС России было установлено, что ОАО «МРСК Центра» при определении стоимости электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им.               К.Либкнехта Курчатовского района Курской области в сентябре, октябре 2013 года, применяло порядок расчета, не соответствующий требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее — Правила).

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке соответствующего товара более 35% (приказ Курского УФАС России № 64 от                 21.03.2014 г.).

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по продаже электроэнергии потребителям Курской области обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела № 04-05/06-2014 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра», выразившегося в применении для определения объема и стоимости электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов № 5 по                    ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области в сентябре, октябре 2013 года, порядка расчета, не соответствующего требованиям законодательства РФ, а именно требованиям Правил.

Рассмотрение дела откладывалось определением от 11.04.2014 г. в связи с необходимостью получения дополнительных сведений от депутата Представительного Собрания Курчатовского района П и Государственной жилищной инспекции Курской области и определением от 20.05.2014 г. в связи с отсутствием кворума для рассмотрения.

На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства представитель ОАО «МРСК Центра» пояснил, что порядок расчета объема и стоимости электроэнергии, предоставляемой на общедомовые нужды многоквартирных жилых домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им.               К.Либкнехта Курчатовского района Курской области соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.

В ходе рассмотрения дела депутат Представительного Собрания Курчатовского района П пояснил, что объемы потребления в жилых многоквартирных домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области электроэнергии на общедомовые нужды, выставленный для оплаты ОАО «МРСК Центра», не соответствуют фактическому потреблению электроэнергии на общедомовые нужды.

Государственной жилищной инспекцией Курской области на определение Комиссии Курского УФАС России были предоставлены материалы проведенной инспекцией проверки правильности начисления стоимости услуг электроснабжения жилым многоквартирным домам № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке соответствующего товара более 35% (приказ Курского УФАС России № 64 от                 21.03.2014 г.).

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по продаже электроэнергии потребителям Курской области обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как подтверждается материалами дела, решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах  № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова                пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области от 05.02.2009 г. в качестве способа управления данными домами было избрано непосредственное управление.

В соответствии с ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Электроснабжение указанных домов до февраля 2013 года осуществлялось                             ОАО «Курскрегионэнергосбыт».

В соответствии с приказом Минэнерго России от 24 января 2013 года № 25 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации» с 01.02.2013 г. статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности           ОАО «Курскрегионэнергосбыт» был присвоен ОАО «МРСК Центра». В связи с этим, на основании п. 20, 24, 25 «Основных положений функционирования розничных рынков  электрической энергии», утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее — Основные положения), ОАО «МРСК Центра» были приняты от                              ОАО «Курскрегионэнергосбыт» на обслуживание потребители, в том числе собственники помещений в многоквартирных домах № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области.

В письменном виде с указанными потребителями договоры энергоснабжения не заключались. В силу п. 1 ст. 540 ГК РФ, абз. 2 п. 72, 73 Основных положений между                 ОАО «МРСК Центра» и собственниками помещений в многоквартирных домах № 5 по            ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области сложились фактические договорные отношения.

Расчет платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

Порядок расчета платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, в соответствии с Правилами зависит от наличия (отсутствия) коллективного (общедомового) прибора учета, индивидуальных (квартирных) приборов учета в помещениях многоквартирного дома, а также от наличия (отсутствия) у субъекта, осуществляющего начисление и сбор платежей, информации о фактических показаниях индивидуальных приборов учета за расчетный период.

Многоквартирные жилые дома № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области оборудованы общедомовыми приборами учета (Меркурий 230 №№ 258017, 01414768, 01091207, 014133402, 01413409).

Факт снятия показаний общедомовых приборов учета многоквартирных жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области в сентябре, октябре 2013 г. подтвержден актами снятия показаний с приборов коммерческого учета электроэнергии № 22, 2, 3, 4, 5.

Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 10 (приложение № 2 к Правилам) как произведение объема коммунального ресурса, приходящегося на конкретное жилое (или нежилое) помещение (квартиру), предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Piодн = Viодн × Tкр

где:

 

Piодн — размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения;

Viодн — объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

Tкр — тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12 (приложение № 2 к Правилам).

 

Viодн.2 = (Vд – ΣVuнеж. – ΣVvжил.н. – ΣVwжил.п. – Vкр) × Si / Sоб

                                            u                      v                         w

где:

 

Vд — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса;

Vuнеж. — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

Vvжил.н. — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

Vwжил.п. — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета;

Vкр — определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

Si — общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Как подтверждается материалами дела (акт проверки государственной жилищной инспекции Курской области № 1561 от 18.03.2014 г.), при расчете платы за электроэнергию, предоставленную в сентябре-октябре 2013 года на общедомовые нужды жилых многоквартирных домов № 5 по ул. Мира, № 26 по ул. Кирова пос. им.                            К. Либкнехта Курчатовского района Курской области ОАО «МРСК Центра» не учитывалась площадь жилых помещений ряда квартир, что повлекло неправомерное увеличение стоимости указанных услуг для собственников помещений в данных домах.

В январе 2014 года ОАО «МРСК Центра» был осуществлен перерасчет стоимости услуг электроснабжения за период с февраля по декабрь 2013 года исходя из скорректированной общей площади вышеназванных многоквартирных жилых домов.

Кроме того, в соответствии с документированной информацией, имеющейся в материалах дела, ОАО «МРСК Центра» не производилось начисление за индивидуальное потребление электроэнергии ряду квартир, к примеру, в сентябре 2013 года не начислялась плата за индивидуальное потребление электрической энергии собственникам квартир  №№ 1, 6, 21 многоквартирного дома № 5 по ул. Мира пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области, квартир №№ 9, 24, 45, 61, 70, 109, 122, 141, 145, 206 многоквартирного дома № 24 по ул. Кирова, квартир №№ 63, 90, 92, 99, 146, 156, 173, 185 многоквартирного дома № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области.

Надлежащих доказательств того, что собственники указанных квартир сообщали показания (которые в соответствии с пояснениями ОАО «МРСК Центра» составили                 0 кВт.ч) по телефону, обществом Комиссии не представлено.

В соответствии с пп. «б» п. 59 Правил в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, — начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3.

Согласно п. 60 Правил по истечении вышеназванного предельного количества расчетных периодов (за которые плата за коммунальную услугу определяется исходя из среднемесячного объема потребления) плата за коммунальную услугу рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра» в нарушение вышеприведенных пунктов Правил в сентябре-октябре 2013 года не производило начисления ряду квартир жилых многоквартирных домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им.                            К. Либкнехта Курчатовского района Курской области.

В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

П. 38 которых установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам), установленным для ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Как предусмотрено п. 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к данным Правилам.

 То есть, способы определения месячного объема и стоимости поставленной электрической энергии, конечными потребителями которой являются граждане, установлены императивными нормами действующего законодательства, в соответствии с которыми количество потребляемой электрической энергии должно определяться исходя из фактических показаний индивидуального и общедомового приборов учета электрической энергии.

При этом, в результате правильного применения ресурсоснабжающей организацией данного способа расчета формируется обоснованная итоговая цена (стоимость) электрической энергии, которая подлежит применению при оказании услуг по электроснабжению потребителям.

Нарушение установленного императивными нормами порядка расчета цены (стоимости) оказываемых услуг и её применение влечет неправомерное изменение (увеличение) такой цены (стоимости) и является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ОАО «МРСК Центра» при оказании услуг электроснабжения жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области обязано было руководствоваться вышеуказанными императивными нормами действующего законодательства, определяющими расчет размера платы за коммунальные услуги гражданам.

Как установлено Курским УФАС России при рассмотрении дела № 04-05/06-2014, при определении месячного объема и стоимости оказанных в сентябре-октябре 2013 года услуг по электроснабжению, предоставленных на общедомовые нужды жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, ОАО «МРСК Центра» нарушило требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, что повлекло ущемление законных интересов жильцов данных домов.

ОАО «МРСК Центра» не был соблюден определенный императивными нормами Правил порядок расчета стоимости электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды жилых многоквартирных домов, что свидетельствует о нарушении ОАО «МРСК Центра» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг электроснабжения.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10 ч. 1).

ОАО «МРСК Центра» является доминирующим хозяйствующим субъектом, расчеты за оказание услуг по электроснабжению потребителей (граждан) осуществляет по регулируемым тарифам (ценам), в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере электроснабжения.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В этой связи Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО «МРСК Центра»                 п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно в неправильном определении месячного объема и стоимости оказанных в сентябре-октябре 2013 года услуг энергоснабжения, предоставленных на общедомовые нужды жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей указанных многоквартирных домов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 49, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго» нарушившим п. 10 ч. 1. ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно в неправильном определении месячного объема и стоимости оказанных в сентябре-октябре 2013 года услуг энергоснабжения, предоставленных на общедомовые нужды жилых домов № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей указанных многоквартирных домов.

2. В связи с тем, что ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго» с 01 апреля 2014 года вследствие утраты статуса гарантирующего поставщика не осуществляет поставку электрической энергии жилым многоквартирным домам № 5 по ул. Мира, № 24, № 26 по ул. Кирова пос. им. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области, предписание по результатам рассмотрения дела № 04-05/06-2014 не выдавать.

3. Рассмотрение дела № 04-05/06-2014 прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                       

 

Члены Комиссии                                                     

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 04-05/06-2014 [format] => [safe_value] => № 04-05/06-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-07 12:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-04 12:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1412166220 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курское УФАС России )