Решение и предписание в отношении ООО «Железногорская МСО»

Номер дела: 04-05/02-2012
Дата публикации: 23 апреля 2012, 11:02

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» апреля 2012 года                                         г.Курск

В полном объеме решение изготовлено «19» апреля 2012 года                                       

                                                                        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Комов Ю.А. - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

Волкова М.В. - заместитель руководителя Управления,

Исаенко Н.В. - начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

рассмотрев дело №04-05/02-2012 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Железногорская МСО», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при определении стоимости услуг теплоснабжения помещений в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: Курская область, г.Железногорск, ул.Никитина, №8, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей в этом  доме, в присутствии представителя (по доверенности) ООО «Железногорская МСО» К., представителя (по доверенности) Комитета по тарифам и ценам Курской области З.,

УСТАНОВИЛА:

02.02.2012г. в Курское УФАС России поступило заявление граждан, проживающих по адресу: Курская область, г.Железногорск, ул.Никитина, дом №8, с жалобой на неправомерные действия ООО «Железногорская МСО», выразившиеся в препятствовании использованию жильцами указанного дома объектов (крышной котельной), посредством которых осуществляется теплоснабжение принадлежащих им жилых помещений в этом доме, а также выставлению необоснованной платы за оказываемые им услуги теплоснабжения.

При рассмотрении данного заявления было установлено, что ООО «Железногорская МСО» с использованием крышной котельной, расположенной в жилом многоквартирном доме №8 по ул.Никитина г.Железногорска, оказывало в 2011 году и оказывает в 2012 году жильцам данного дома услуги теплоснабжения, стоимость которых определяет по тарифу, не утвержденному в установленном порядке уполномоченным органом.

ООО «Железногорская МСО», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Железногорская МСО» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела №04-05/02-2012 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Железногорская МСО» (307150, Курская область, Железногорский р-н, сл.Михайловка, ул.Строительная, 3а, ИНН 4633011913, ОГРН 1024601215330), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при определении стоимости услуг теплоснабжения помещений в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: Курская область, г.Железногорск, ул.Никитина, №8, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей в этом  доме.

На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, состоявшемся 13 апреля 2012 года, представитель ООО «Железногорская МСО» пояснила, что общество оказывает жильцам дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска услуги теплоснабжения с использованием котельной, расположенной на крыше данного дома. Данная котельная предназначена для теплоснабжения нескольких домов, образующих единый жилой комплекс. В связи с тем, что строительство входящих в такой комплекс жилых домов на сегодняшний момент не завершено, ООО «Железногорская МСО» не может зарегистрировать право собственности на соответствующую котельную установку и, как следствие, утвердить в установленном порядке тариф на оказываемые услуги теплоснабжения тем жителям, которые уже проживают в жилом доме №8 по ул.Никитина. В этой связи ООО «Железногорское МСО» взимало за оказанные услуги плату, размер которой рассчитывало самостоятельно исходя из понесенных расходов на обслуживание котельной. В марте 2012 года общество обратилось в Комитет по тарифам и ценам Курской области для утверждения тарифа на соответствующие услуги в установленном порядке. Однако Комитет указал на необходимость представления дополнительных документов для рассмотрения вопроса об утверждении такого тарифа. В настоящий момент ООО «Железногорская МСО» предпринимает все необходимые действия для скорой регистрации права собственности на крышную котельную и утверждения тарифа на оказываемые услуги теплоснабжения жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска.

Представитель Комитета по тарифам и ценам Курской области пояснила, что впервые за утверждением тарифа на услуги теплоснабжения ООО «Железногорская МСО» обратилось в Комитет в марте 2012 года. В связи с отсутствием в заявлении и представленных документах необходимой для утверждения тарифа информации Комитет отказал ООО «Железногорская МСО» в рассмотрении заявления и сообщил о том, что заявление будет рассмотрено после представления документов в необходимом объеме. В соответствии с действующим законодательством не представление заявителем свидетельства о праве собственности на используемые объекты энергоснабжения не является безусловным основанием для отказа в рассмотрении документов. В тоже время для утверждения тарифа Комитет обычно истребует у заявителя документы, подтверждающие законное право на такие объекты, так как это подтверждает правомерность их использования. В случае отсутствия у ООО «Железногорское МСО» свидетельства о праве собственности на котельную установку по объективным причинам Комитет готов рассмотреть вопрос об утверждении тарифа для данного общества на основании других документов, подтверждающих правомерность использования объектов теплоснабжения.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Как подтверждается материалами дела, ООО «Железногорская МСО» с использованием крышной котельной, расположенной в жилом многоквартирном доме №8 по ул.Никитина г.Железногорска, на основании договоров теплоснабжения, заключенных с жильцами указанного дома (далее — договоры теплоснабжения), оказывало в 2011 году и оказывает в 2012 году данным потребителям услуги теплоснабжения (поставка тепловой энергии).

В приложении №1 к договору теплоснабжения, который в силу ст. 426 Гражданского кодекса РФ носит типовой характер, то есть, условия которого одинаковы для всех потребителей, установлено, что тариф на оказываемые ООО «Железногорская МСО» услуги  для жильцов дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска, определяется по факту потребления исходя из сложившихся затрат.

Данные обстоятельства подтверждаются представленной ООО «Железногорская МСО» в Курское УФАС России документированной информацией (вх.№1111 от 06.03.2012г., вх.№1961 от 13.04.2012г.), согласно которой общество осуществляет расчет тарифа на оказываемые жильцам дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска услуги теплоснабжения самостоятельно исходя из сложившихся затрат на обслуживание котельной, расположенной на крыше этого дома.

ООО «Железногорская МСО», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Железногорская МСО» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Исходя из системного толкования законодательства, регламентирующего правоотношения субъектов при государственном регулировании тарифов, процесс ценообразования включает в себя расчет размера тарифа и его установление, а также порядок применения соответствующего тарифа организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении» регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно части 1 статьи 8 ФЗ «О теплоснабжении» регулированию подлежат, в частности, следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям;

- тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктом 1 части 3 статьи 7 ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что установление вышеуказанных тарифов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии с постановлением администрации Курской области от 04.08.2011г. №366-па, органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен), является Комитет по тарифам и ценам Курской области.

Таким образом, расчеты на территории Курской области за товары, услуги в сфере теплоснабжения (поставка тепловой энергии, оказание услуг по передаче тепловой энергии) должны осуществляться по ценам (тарифам), утвержденным в установленном порядке уполномоченным органом в сфере государственного регулирования цен (тарифов) — Комитетом по тарифам и ценам Курской области.

ООО «Железногорская МСО» является доминирующим хозяйствующим субъектом, в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере теплоснабжения путем осуществления расчетов за оказание услуг по теплоснабжению потребителей по регулируемым тарифам (ценам).

Как подтверждается материалами дела, ООО «Железногорская МСО» с использованием крышной котельной, расположенной в жилом многоквартирном доме №8 по ул.Никитина г.Железногорска, оказывало в 2011 году и оказывает в 2012 году жильцам данного дома услуги теплоснабжения по тарифам, не утвержденным в установленном порядке уполномоченным органом.

Согласно документированной информации, представленной в Курское УФАС России Комитетом по тарифам и ценам Курской области (вх.№1908 от 11.04.2012г.), ООО «Железногорская МСО» впервые обратилось в Комитет для утверждения тарифа на тепловую энергию в марте 2012 года. Однако Комитет возвратил ООО «Железногорская МСО» поданные заявления в связи с тем, что к ним не была приложена необходимая для утверждения тарифа документированная информация. По состоянию на дату принятия решения тариф на услуги теплоснабжения для ООО «Железногорская МСО» уполномоченным органом не утвержден.

Таким образом, ООО «Железногорская МСО» при осуществлении в 2011 году и 2012 году деятельности по теплоснабжению помещений жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска применялся тариф на тепловую энергию, не утвержденный в установленном порядке уполномоченным органом — Комитетом по тарифам и ценам Курской области, что свидетельствует о несоблюдении ООО «Железногорская МСО» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

При этом факт отсутствия у ООО «Железногорская МСО» свидетельства о государственной регистрации права собственности на крышную котельную жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска не является основанием для нарушения требований действующего законодательства и не имеет в этой связи правового значения.

ООО «Железногорская МСО», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Железногорская МСО» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Исходя из вышеизложенного, как нарушение антимонопольного законодательства могут быть квалифицированы любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, независимо от того, повлекли ли они ущемление интересов других лиц или только могут повлечь.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Железногорская МСО» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц — жильцов дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска Курской области, а именно в определении и предъявлении для оплаты стоимости оказанных в 2011 и 2012 годах услуг теплоснабжения с применением тарифа, не утвержденного в установленном порядке уполномоченным органом — Комитетом по тарифам и ценам Курской области.   

В связи с чем Комиссия считает необходимым выдать ООО «Железногорская МСО» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 37 ФЗ «О защите конкуренции» лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

В этой связи вопрос о возмещении собственникам жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска убытков либо восстановлении их нарушенных прав в результате незаконных действий ООО «Железногорская МСО» подлежит рассмотрению в судебном порядке. 

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.48, ст.49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Железногорская МСО» нарушившим п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц — жильцов дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска Курской области, а именно в определении и предъявлении для оплаты стоимости оказанных в 2011 и 2012 годах услуг теплоснабжения с применением тарифа, не утвержденного в установленном порядке уполномоченным органом — Комитетом по тарифам и ценам Курской области.    

2. Выдать ООО «Железногорская МСО» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии Свиридова Д.В.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                           

Члены Комиссии              

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть предписания оглашена «13» апреля 2012 года                                 г.Курск

В полном объеме предписание изготовлено «19» апреля 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Комов Ю.А. - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

Волкова М.В. – зам. руководителя Управления, 

Исаенко Н.В. - начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №04-05/02-2012 о нарушении ООО «Железногорская МСО» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Железногорская МСО» прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего при осуществлении расчетов за оказанные услуги теплоснабжения жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска Курской области не применять тариф, не утвержденный в установленном порядке уполномоченным органом — Комитетом по тарифам и ценам Курской области.

2. В срок до 01 июня 2012 года представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

                                                                               

stdClass Object ( [vid] => 7115 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении ООО «Железногорская МСО» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7115 [type] => solution [language] => ru [created] => 1336110400 [changed] => 1368702290 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368702290 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» апреля 2012 года                                         г.Курск

В полном объеме решение изготовлено «19» апреля 2012 года                                       

                                                                        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Комов Ю.А. - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

Волкова М.В. - заместитель руководителя Управления,

Исаенко Н.В. - начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

рассмотрев дело №04-05/02-2012 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Железногорская МСО», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при определении стоимости услуг теплоснабжения помещений в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: Курская область, г.Железногорск, ул.Никитина, №8, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей в этом  доме, в присутствии представителя (по доверенности) ООО «Железногорская МСО» К., представителя (по доверенности) Комитета по тарифам и ценам Курской области З.,

УСТАНОВИЛА:

02.02.2012г. в Курское УФАС России поступило заявление граждан, проживающих по адресу: Курская область, г.Железногорск, ул.Никитина, дом №8, с жалобой на неправомерные действия ООО «Железногорская МСО», выразившиеся в препятствовании использованию жильцами указанного дома объектов (крышной котельной), посредством которых осуществляется теплоснабжение принадлежащих им жилых помещений в этом доме, а также выставлению необоснованной платы за оказываемые им услуги теплоснабжения.

При рассмотрении данного заявления было установлено, что ООО «Железногорская МСО» с использованием крышной котельной, расположенной в жилом многоквартирном доме №8 по ул.Никитина г.Железногорска, оказывало в 2011 году и оказывает в 2012 году жильцам данного дома услуги теплоснабжения, стоимость которых определяет по тарифу, не утвержденному в установленном порядке уполномоченным органом.

ООО «Железногорская МСО», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Железногорская МСО» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела №04-05/02-2012 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Железногорская МСО» (307150, Курская область, Железногорский р-н, сл.Михайловка, ул.Строительная, 3а, ИНН 4633011913, ОГРН 1024601215330), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при определении стоимости услуг теплоснабжения помещений в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: Курская область, г.Железногорск, ул.Никитина, №8, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей в этом  доме.

На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, состоявшемся 13 апреля 2012 года, представитель ООО «Железногорская МСО» пояснила, что общество оказывает жильцам дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска услуги теплоснабжения с использованием котельной, расположенной на крыше данного дома. Данная котельная предназначена для теплоснабжения нескольких домов, образующих единый жилой комплекс. В связи с тем, что строительство входящих в такой комплекс жилых домов на сегодняшний момент не завершено, ООО «Железногорская МСО» не может зарегистрировать право собственности на соответствующую котельную установку и, как следствие, утвердить в установленном порядке тариф на оказываемые услуги теплоснабжения тем жителям, которые уже проживают в жилом доме №8 по ул.Никитина. В этой связи ООО «Железногорское МСО» взимало за оказанные услуги плату, размер которой рассчитывало самостоятельно исходя из понесенных расходов на обслуживание котельной. В марте 2012 года общество обратилось в Комитет по тарифам и ценам Курской области для утверждения тарифа на соответствующие услуги в установленном порядке. Однако Комитет указал на необходимость представления дополнительных документов для рассмотрения вопроса об утверждении такого тарифа. В настоящий момент ООО «Железногорская МСО» предпринимает все необходимые действия для скорой регистрации права собственности на крышную котельную и утверждения тарифа на оказываемые услуги теплоснабжения жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска.

Представитель Комитета по тарифам и ценам Курской области пояснила, что впервые за утверждением тарифа на услуги теплоснабжения ООО «Железногорская МСО» обратилось в Комитет в марте 2012 года. В связи с отсутствием в заявлении и представленных документах необходимой для утверждения тарифа информации Комитет отказал ООО «Железногорская МСО» в рассмотрении заявления и сообщил о том, что заявление будет рассмотрено после представления документов в необходимом объеме. В соответствии с действующим законодательством не представление заявителем свидетельства о праве собственности на используемые объекты энергоснабжения не является безусловным основанием для отказа в рассмотрении документов. В тоже время для утверждения тарифа Комитет обычно истребует у заявителя документы, подтверждающие законное право на такие объекты, так как это подтверждает правомерность их использования. В случае отсутствия у ООО «Железногорское МСО» свидетельства о праве собственности на котельную установку по объективным причинам Комитет готов рассмотреть вопрос об утверждении тарифа для данного общества на основании других документов, подтверждающих правомерность использования объектов теплоснабжения.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Как подтверждается материалами дела, ООО «Железногорская МСО» с использованием крышной котельной, расположенной в жилом многоквартирном доме №8 по ул.Никитина г.Железногорска, на основании договоров теплоснабжения, заключенных с жильцами указанного дома (далее — договоры теплоснабжения), оказывало в 2011 году и оказывает в 2012 году данным потребителям услуги теплоснабжения (поставка тепловой энергии).

В приложении №1 к договору теплоснабжения, который в силу ст. 426 Гражданского кодекса РФ носит типовой характер, то есть, условия которого одинаковы для всех потребителей, установлено, что тариф на оказываемые ООО «Железногорская МСО» услуги  для жильцов дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска, определяется по факту потребления исходя из сложившихся затрат.

Данные обстоятельства подтверждаются представленной ООО «Железногорская МСО» в Курское УФАС России документированной информацией (вх.№1111 от 06.03.2012г., вх.№1961 от 13.04.2012г.), согласно которой общество осуществляет расчет тарифа на оказываемые жильцам дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска услуги теплоснабжения самостоятельно исходя из сложившихся затрат на обслуживание котельной, расположенной на крыше этого дома.

ООО «Железногорская МСО», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Железногорская МСО» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Исходя из системного толкования законодательства, регламентирующего правоотношения субъектов при государственном регулировании тарифов, процесс ценообразования включает в себя расчет размера тарифа и его установление, а также порядок применения соответствующего тарифа организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении» регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно части 1 статьи 8 ФЗ «О теплоснабжении» регулированию подлежат, в частности, следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям;

- тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктом 1 части 3 статьи 7 ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что установление вышеуказанных тарифов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии с постановлением администрации Курской области от 04.08.2011г. №366-па, органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен), является Комитет по тарифам и ценам Курской области.

Таким образом, расчеты на территории Курской области за товары, услуги в сфере теплоснабжения (поставка тепловой энергии, оказание услуг по передаче тепловой энергии) должны осуществляться по ценам (тарифам), утвержденным в установленном порядке уполномоченным органом в сфере государственного регулирования цен (тарифов) — Комитетом по тарифам и ценам Курской области.

ООО «Железногорская МСО» является доминирующим хозяйствующим субъектом, в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере теплоснабжения путем осуществления расчетов за оказание услуг по теплоснабжению потребителей по регулируемым тарифам (ценам).

Как подтверждается материалами дела, ООО «Железногорская МСО» с использованием крышной котельной, расположенной в жилом многоквартирном доме №8 по ул.Никитина г.Железногорска, оказывало в 2011 году и оказывает в 2012 году жильцам данного дома услуги теплоснабжения по тарифам, не утвержденным в установленном порядке уполномоченным органом.

Согласно документированной информации, представленной в Курское УФАС России Комитетом по тарифам и ценам Курской области (вх.№1908 от 11.04.2012г.), ООО «Железногорская МСО» впервые обратилось в Комитет для утверждения тарифа на тепловую энергию в марте 2012 года. Однако Комитет возвратил ООО «Железногорская МСО» поданные заявления в связи с тем, что к ним не была приложена необходимая для утверждения тарифа документированная информация. По состоянию на дату принятия решения тариф на услуги теплоснабжения для ООО «Железногорская МСО» уполномоченным органом не утвержден.

Таким образом, ООО «Железногорская МСО» при осуществлении в 2011 году и 2012 году деятельности по теплоснабжению помещений жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска применялся тариф на тепловую энергию, не утвержденный в установленном порядке уполномоченным органом — Комитетом по тарифам и ценам Курской области, что свидетельствует о несоблюдении ООО «Железногорская МСО» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

При этом факт отсутствия у ООО «Железногорская МСО» свидетельства о государственной регистрации права собственности на крышную котельную жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска не является основанием для нарушения требований действующего законодательства и не имеет в этой связи правового значения.

ООО «Железногорская МСО», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Железногорская МСО» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Исходя из вышеизложенного, как нарушение антимонопольного законодательства могут быть квалифицированы любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, независимо от того, повлекли ли они ущемление интересов других лиц или только могут повлечь.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Железногорская МСО» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц — жильцов дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска Курской области, а именно в определении и предъявлении для оплаты стоимости оказанных в 2011 и 2012 годах услуг теплоснабжения с применением тарифа, не утвержденного в установленном порядке уполномоченным органом — Комитетом по тарифам и ценам Курской области.   

В связи с чем Комиссия считает необходимым выдать ООО «Железногорская МСО» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 37 ФЗ «О защите конкуренции» лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

В этой связи вопрос о возмещении собственникам жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска убытков либо восстановлении их нарушенных прав в результате незаконных действий ООО «Железногорская МСО» подлежит рассмотрению в судебном порядке. 

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.48, ст.49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Железногорская МСО» нарушившим п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц — жильцов дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска Курской области, а именно в определении и предъявлении для оплаты стоимости оказанных в 2011 и 2012 годах услуг теплоснабжения с применением тарифа, не утвержденного в установленном порядке уполномоченным органом — Комитетом по тарифам и ценам Курской области.    

2. Выдать ООО «Железногорская МСО» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии Свиридова Д.В.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                           

Члены Комиссии              

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть предписания оглашена «13» апреля 2012 года                                 г.Курск

В полном объеме предписание изготовлено «19» апреля 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Комов Ю.А. - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

Волкова М.В. – зам. руководителя Управления, 

Исаенко Н.В. - начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №04-05/02-2012 о нарушении ООО «Железногорская МСО» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Железногорская МСО» прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего при осуществлении расчетов за оказанные услуги теплоснабжения жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска Курской области не применять тариф, не утвержденный в установленном порядке уполномоченным органом — Комитетом по тарифам и ценам Курской области.

2. В срок до 01 июня 2012 года представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

                                                                               

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» апреля 2012 года                                         г.Курск

В полном объеме решение изготовлено «19» апреля 2012 года                                       

                                                                        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Комов Ю.А. - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

Волкова М.В. - заместитель руководителя Управления,

Исаенко Н.В. - начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

рассмотрев дело №04-05/02-2012 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Железногорская МСО», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при определении стоимости услуг теплоснабжения помещений в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: Курская область, г.Железногорск, ул.Никитина, №8, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей в этом  доме, в присутствии представителя (по доверенности) ООО «Железногорская МСО» К., представителя (по доверенности) Комитета по тарифам и ценам Курской области З.,

УСТАНОВИЛА:

02.02.2012г. в Курское УФАС России поступило заявление граждан, проживающих по адресу: Курская область, г.Железногорск, ул.Никитина, дом №8, с жалобой на неправомерные действия ООО «Железногорская МСО», выразившиеся в препятствовании использованию жильцами указанного дома объектов (крышной котельной), посредством которых осуществляется теплоснабжение принадлежащих им жилых помещений в этом доме, а также выставлению необоснованной платы за оказываемые им услуги теплоснабжения.

При рассмотрении данного заявления было установлено, что ООО «Железногорская МСО» с использованием крышной котельной, расположенной в жилом многоквартирном доме №8 по ул.Никитина г.Железногорска, оказывало в 2011 году и оказывает в 2012 году жильцам данного дома услуги теплоснабжения, стоимость которых определяет по тарифу, не утвержденному в установленном порядке уполномоченным органом.

ООО «Железногорская МСО», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Железногорская МСО» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела №04-05/02-2012 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Железногорская МСО» (307150, Курская область, Железногорский р-н, сл.Михайловка, ул.Строительная, 3а, ИНН 4633011913, ОГРН 1024601215330), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при определении стоимости услуг теплоснабжения помещений в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: Курская область, г.Железногорск, ул.Никитина, №8, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей в этом  доме.

На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, состоявшемся 13 апреля 2012 года, представитель ООО «Железногорская МСО» пояснила, что общество оказывает жильцам дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска услуги теплоснабжения с использованием котельной, расположенной на крыше данного дома. Данная котельная предназначена для теплоснабжения нескольких домов, образующих единый жилой комплекс. В связи с тем, что строительство входящих в такой комплекс жилых домов на сегодняшний момент не завершено, ООО «Железногорская МСО» не может зарегистрировать право собственности на соответствующую котельную установку и, как следствие, утвердить в установленном порядке тариф на оказываемые услуги теплоснабжения тем жителям, которые уже проживают в жилом доме №8 по ул.Никитина. В этой связи ООО «Железногорское МСО» взимало за оказанные услуги плату, размер которой рассчитывало самостоятельно исходя из понесенных расходов на обслуживание котельной. В марте 2012 года общество обратилось в Комитет по тарифам и ценам Курской области для утверждения тарифа на соответствующие услуги в установленном порядке. Однако Комитет указал на необходимость представления дополнительных документов для рассмотрения вопроса об утверждении такого тарифа. В настоящий момент ООО «Железногорская МСО» предпринимает все необходимые действия для скорой регистрации права собственности на крышную котельную и утверждения тарифа на оказываемые услуги теплоснабжения жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска.

Представитель Комитета по тарифам и ценам Курской области пояснила, что впервые за утверждением тарифа на услуги теплоснабжения ООО «Железногорская МСО» обратилось в Комитет в марте 2012 года. В связи с отсутствием в заявлении и представленных документах необходимой для утверждения тарифа информации Комитет отказал ООО «Железногорская МСО» в рассмотрении заявления и сообщил о том, что заявление будет рассмотрено после представления документов в необходимом объеме. В соответствии с действующим законодательством не представление заявителем свидетельства о праве собственности на используемые объекты энергоснабжения не является безусловным основанием для отказа в рассмотрении документов. В тоже время для утверждения тарифа Комитет обычно истребует у заявителя документы, подтверждающие законное право на такие объекты, так как это подтверждает правомерность их использования. В случае отсутствия у ООО «Железногорское МСО» свидетельства о праве собственности на котельную установку по объективным причинам Комитет готов рассмотреть вопрос об утверждении тарифа для данного общества на основании других документов, подтверждающих правомерность использования объектов теплоснабжения.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Как подтверждается материалами дела, ООО «Железногорская МСО» с использованием крышной котельной, расположенной в жилом многоквартирном доме №8 по ул.Никитина г.Железногорска, на основании договоров теплоснабжения, заключенных с жильцами указанного дома (далее — договоры теплоснабжения), оказывало в 2011 году и оказывает в 2012 году данным потребителям услуги теплоснабжения (поставка тепловой энергии).

В приложении №1 к договору теплоснабжения, который в силу ст. 426 Гражданского кодекса РФ носит типовой характер, то есть, условия которого одинаковы для всех потребителей, установлено, что тариф на оказываемые ООО «Железногорская МСО» услуги  для жильцов дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска, определяется по факту потребления исходя из сложившихся затрат.

Данные обстоятельства подтверждаются представленной ООО «Железногорская МСО» в Курское УФАС России документированной информацией (вх.№1111 от 06.03.2012г., вх.№1961 от 13.04.2012г.), согласно которой общество осуществляет расчет тарифа на оказываемые жильцам дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска услуги теплоснабжения самостоятельно исходя из сложившихся затрат на обслуживание котельной, расположенной на крыше этого дома.

ООО «Железногорская МСО», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Железногорская МСО» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Исходя из системного толкования законодательства, регламентирующего правоотношения субъектов при государственном регулировании тарифов, процесс ценообразования включает в себя расчет размера тарифа и его установление, а также порядок применения соответствующего тарифа организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении» регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно части 1 статьи 8 ФЗ «О теплоснабжении» регулированию подлежат, в частности, следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям;

- тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктом 1 части 3 статьи 7 ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что установление вышеуказанных тарифов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии с постановлением администрации Курской области от 04.08.2011г. №366-па, органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен), является Комитет по тарифам и ценам Курской области.

Таким образом, расчеты на территории Курской области за товары, услуги в сфере теплоснабжения (поставка тепловой энергии, оказание услуг по передаче тепловой энергии) должны осуществляться по ценам (тарифам), утвержденным в установленном порядке уполномоченным органом в сфере государственного регулирования цен (тарифов) — Комитетом по тарифам и ценам Курской области.

ООО «Железногорская МСО» является доминирующим хозяйствующим субъектом, в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере теплоснабжения путем осуществления расчетов за оказание услуг по теплоснабжению потребителей по регулируемым тарифам (ценам).

Как подтверждается материалами дела, ООО «Железногорская МСО» с использованием крышной котельной, расположенной в жилом многоквартирном доме №8 по ул.Никитина г.Железногорска, оказывало в 2011 году и оказывает в 2012 году жильцам данного дома услуги теплоснабжения по тарифам, не утвержденным в установленном порядке уполномоченным органом.

Согласно документированной информации, представленной в Курское УФАС России Комитетом по тарифам и ценам Курской области (вх.№1908 от 11.04.2012г.), ООО «Железногорская МСО» впервые обратилось в Комитет для утверждения тарифа на тепловую энергию в марте 2012 года. Однако Комитет возвратил ООО «Железногорская МСО» поданные заявления в связи с тем, что к ним не была приложена необходимая для утверждения тарифа документированная информация. По состоянию на дату принятия решения тариф на услуги теплоснабжения для ООО «Железногорская МСО» уполномоченным органом не утвержден.

Таким образом, ООО «Железногорская МСО» при осуществлении в 2011 году и 2012 году деятельности по теплоснабжению помещений жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска применялся тариф на тепловую энергию, не утвержденный в установленном порядке уполномоченным органом — Комитетом по тарифам и ценам Курской области, что свидетельствует о несоблюдении ООО «Железногорская МСО» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

При этом факт отсутствия у ООО «Железногорская МСО» свидетельства о государственной регистрации права собственности на крышную котельную жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска не является основанием для нарушения требований действующего законодательства и не имеет в этой связи правового значения.

ООО «Железногорская МСО», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

По этой причине ООО «Железногорская МСО» при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Исходя из вышеизложенного, как нарушение антимонопольного законодательства могут быть квалифицированы любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, независимо от того, повлекли ли они ущемление интересов других лиц или только могут повлечь.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Железногорская МСО» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц — жильцов дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска Курской области, а именно в определении и предъявлении для оплаты стоимости оказанных в 2011 и 2012 годах услуг теплоснабжения с применением тарифа, не утвержденного в установленном порядке уполномоченным органом — Комитетом по тарифам и ценам Курской области.   

В связи с чем Комиссия считает необходимым выдать ООО «Железногорская МСО» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 37 ФЗ «О защите конкуренции» лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

В этой связи вопрос о возмещении собственникам жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска убытков либо восстановлении их нарушенных прав в результате незаконных действий ООО «Железногорская МСО» подлежит рассмотрению в судебном порядке. 

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.48, ст.49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Железногорская МСО» нарушившим п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц — жильцов дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска Курской области, а именно в определении и предъявлении для оплаты стоимости оказанных в 2011 и 2012 годах услуг теплоснабжения с применением тарифа, не утвержденного в установленном порядке уполномоченным органом — Комитетом по тарифам и ценам Курской области.    

2. Выдать ООО «Железногорская МСО» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии Свиридова Д.В.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                           

Члены Комиссии              

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть предписания оглашена «13» апреля 2012 года                                 г.Курск

В полном объеме предписание изготовлено «19» апреля 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Комов Ю.А. - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

Волкова М.В. – зам. руководителя Управления, 

Исаенко Н.В. - начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №04-05/02-2012 о нарушении ООО «Железногорская МСО» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Железногорская МСО» прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего при осуществлении расчетов за оказанные услуги теплоснабжения жилого дома №8 по ул.Никитина г.Железногорска Курской области не применять тариф, не утвержденный в установленном порядке уполномоченным органом — Комитетом по тарифам и ценам Курской области.

2. В срок до 01 июня 2012 года представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

                                                                               

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-05/02-2012 [format] => [safe_value] => 04-05/02-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 56 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 56 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-23 07:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-19 05:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1336110400 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курское УФАС России )