Решение и предписание в отношении комитета здравоохранения Курской области

Номер дела: 02/08-26-2012
Дата публикации: 17 апреля 2012, 15:30

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №02/08-26-2012

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 апреля 2012 года.                                            г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 13 апреля 2012 года.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Комов Ю.А. – руководитель УФАС по Курской области, председатель Комиссии

            Давыдова А.В. – начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии

            Куркова М.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии,

            рассмотрев дело № 02/08-26-2012 о нарушении комитетом здравоохранения Курской области пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в присутствии представителей комитета здравоохранения (по доверенностям) – С., Д., в отсутствие представителей комитета по управлению имуществом Курской области, ОАО «Курская фармация», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, от заявителя - О., поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Курской области 28.12.2011 года поступило заявление адвоката О. с жалобой  на действия комитета здравоохранения Курской области, выразившиеся в создании, по мнению заявителя, при проведении аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов преимущественных условий участия в торгах конкретному участнику аукциона путем установления требования к месту оказания услуг – город Курск и муниципальные районы Курской области, относящегося к одному лоту.

            В процессе рассмотрения представленных заявителем материалов и дополнительно представленных на запросы Управления ФАС по Курской области документов Управлением было установлено следующее.

            02.12.2011 года на официальном сайте http://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов, поставляемых в Курскую область в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2007 г. № 682 (далее – открытый аукцион в электронной форме).

            Аукционная документация была разработана на основании заявки комитета здравоохранения Курской области (государственного заказчика), утверждена председателем комитета по управлению имуществом  Курской области (уполномоченного органа по проведению торгов) и согласована председателем комитета здравоохранения Курской области.

            Аукционная документация содержала требование к месту оказания услуг: специализированные складские помещения для хранения лекарственных средств, расположенные в городе Курске, и аптечные организации, расположенные в административных округах города Курска, городах Курской области и в каждом муниципальном районе Курской области, относящееся в одному лоту.

            На участие в аукционе была подана одна заявка – от  ОАО «Курская фармация». В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме № 2463 от 26.12.2011 года аукцион был признан несостоявшимся.

            29.12.2011 года с единственным участником аукциона ОАО «Курская фармация» комитетом здравоохранения Курской области заключен государственный контракт № 303б на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску дорогостоящих лекарственных средств.

            Установление при проведении аукциона требования к месту оказания услуг – город Курск и муниципальные районы Курской области, относящегося к одному лоту, создает преимущественные условия участия в торгах конкретному участнику – ОАО «Курская фармация», имеющему аптечную сеть розничной продажи лекарственных средств, торговые объекты которой расположены в каждом муниципальном районе Курской области и во всех административных округах города Курска.

            Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения комитетом здравоохранения Курской области пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

            На заседании Комиссии УФАС по Курской области представители ответчика пояснили, что наличие фармацевтической организации, имеющей складские помещения и разветвленную аптечную сеть, в том числе во всех районах области, позволяет использовать единый программный продукт, проводить централизованный контроль и учет поступающих лекарственных средств, соблюдать условия хранения, оказывать качественную и своевременную помощь населению области, в связи с чем заключение отдельных государственных контрактов на оказание услуг в каждом районе нецелесообразно.

            Выслушав объяснения ответчика, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

            В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

   В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Материалами дела подтверждено, что ОАО «Курская фармация» имеет лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности на территории города Курска, а также в муниципальных районах города Курска, что позволило ей стать единственным участником открытого аукциона в электронной форме.

Как следует из реестра лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, представленного комитетом здравоохранения Курской области в материалы дела, лицензии на осуществление фармацевтической деятельности на территории города Курска имеют большое количество хозяйствующих субъектов, среди которых: ООО «Целитель», ООО «Курский аптечный склад», ООО «Губернская аптека», ООО «Аптека Сервис» и др., которые также имеют лицензии на осуществление указанной деятельности в некоторых  муниципальных районах Курской области, но не имеют разветвленной розничной сети реализации лекарственных средство всех муниципальных районах, наличие которой является необходимым условием участия в открытом аукционе в электронной форме в силу требований аукционной документации. Кроме этого, в каждом муниципальном районе Курской области есть несколько хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Таким образом, рынок реализации лекарственных средств, как на территории города Курска, так и на территории муниципальных раойнов Курской области является конкурентным.

В этой связи объединение в один лот мест оказания услуг – города Курска и всех муниципальных районов Курской области привело к невозможности участия в торгах других хозяйствующих субъектов, соответствующих всем остальным требованиям аукционной документации, имеющих лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности на территории города Курска или в муниципальном районе Курской области.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что у ОАО «Курская фармация» имелись соответствующие лицензии на право осуществление фармацевтической деятельности, при этом только указанный хозяйствующий субъект отвечал требованиям аукционной документации, предполагающим возможность оказания услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов на территории города Курска и во всех муниципальных районах города Курска, объединение в один лот мест оказания услуг – города Курска и всех муниципальных районов Курской области, создало преимущественные условия участия в торгах ОАО «Курская фармация».

            При таких обстоятельствах установление в аукционной документации требования к месту оказания услуг – город Курск и муниципальные районы Курской области, относящегося к одному лоту, квалифицируется как нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».            

            На основании изложенного, руководствуясь статьей 17, частью 1 статьи 23, статьи 41, статьей 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

            1. Признать комитет  здравоохранения Курской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» в части установления при проведении в 2011 году открытого аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных средств, поставляемых в Курскую область в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2007 г. № 682, требования к месту оказания услуг – город Курск и муниципальные районы Курской области, относящегося к одному лоту, что создало преимущественные условия участия в торгах конкретному участнику – ОАО «Курская фармация».

      2. Выдать  комитету  здравоохранения Курской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

                    П Р Е Д П И С А Н И Е                

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

Предписание объявлено 10 апреля 2012 года.                                                  

Предписание изготовлено 13 апреля 2012 года.                                                    г. Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Комов Ю.А. – председатель Комиссии    

            Давыдова А.В. – член Комиссии

            Куркова М.А.  – член Комиссии

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу № 02/08-26-2012 о нарушении комитетом здравоохранения Курской области пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

   1. Комитету здравоохранения Курской области в целях обеспечения конкуренции не допускать действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции»), для чего в случае принятия решения о размещении заказа на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов, при определении места оказания услуг не объединять территории муниципального образования «город Курск» и муниципальных районов Курской области в один лот.

2. Информацию об исполнении настоящего предписания представить в Управление ФАС по Курской области не позднее 28.12.2012 года.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7063 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении комитета здравоохранения Курской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7063 [type] => solution [language] => ru [created] => 1335351758 [changed] => 1368702290 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368702290 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №02/08-26-2012

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 апреля 2012 года.                                            г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 13 апреля 2012 года.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Комов Ю.А. – руководитель УФАС по Курской области, председатель Комиссии

            Давыдова А.В. – начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии

            Куркова М.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии,

            рассмотрев дело № 02/08-26-2012 о нарушении комитетом здравоохранения Курской области пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в присутствии представителей комитета здравоохранения (по доверенностям) – С., Д., в отсутствие представителей комитета по управлению имуществом Курской области, ОАО «Курская фармация», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, от заявителя - О., поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Курской области 28.12.2011 года поступило заявление адвоката О. с жалобой  на действия комитета здравоохранения Курской области, выразившиеся в создании, по мнению заявителя, при проведении аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов преимущественных условий участия в торгах конкретному участнику аукциона путем установления требования к месту оказания услуг – город Курск и муниципальные районы Курской области, относящегося к одному лоту.

            В процессе рассмотрения представленных заявителем материалов и дополнительно представленных на запросы Управления ФАС по Курской области документов Управлением было установлено следующее.

            02.12.2011 года на официальном сайте http://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов, поставляемых в Курскую область в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2007 г. № 682 (далее – открытый аукцион в электронной форме).

            Аукционная документация была разработана на основании заявки комитета здравоохранения Курской области (государственного заказчика), утверждена председателем комитета по управлению имуществом  Курской области (уполномоченного органа по проведению торгов) и согласована председателем комитета здравоохранения Курской области.

            Аукционная документация содержала требование к месту оказания услуг: специализированные складские помещения для хранения лекарственных средств, расположенные в городе Курске, и аптечные организации, расположенные в административных округах города Курска, городах Курской области и в каждом муниципальном районе Курской области, относящееся в одному лоту.

            На участие в аукционе была подана одна заявка – от  ОАО «Курская фармация». В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме № 2463 от 26.12.2011 года аукцион был признан несостоявшимся.

            29.12.2011 года с единственным участником аукциона ОАО «Курская фармация» комитетом здравоохранения Курской области заключен государственный контракт № 303б на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску дорогостоящих лекарственных средств.

            Установление при проведении аукциона требования к месту оказания услуг – город Курск и муниципальные районы Курской области, относящегося к одному лоту, создает преимущественные условия участия в торгах конкретному участнику – ОАО «Курская фармация», имеющему аптечную сеть розничной продажи лекарственных средств, торговые объекты которой расположены в каждом муниципальном районе Курской области и во всех административных округах города Курска.

            Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения комитетом здравоохранения Курской области пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

            На заседании Комиссии УФАС по Курской области представители ответчика пояснили, что наличие фармацевтической организации, имеющей складские помещения и разветвленную аптечную сеть, в том числе во всех районах области, позволяет использовать единый программный продукт, проводить централизованный контроль и учет поступающих лекарственных средств, соблюдать условия хранения, оказывать качественную и своевременную помощь населению области, в связи с чем заключение отдельных государственных контрактов на оказание услуг в каждом районе нецелесообразно.

            Выслушав объяснения ответчика, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

            В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

   В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Материалами дела подтверждено, что ОАО «Курская фармация» имеет лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности на территории города Курска, а также в муниципальных районах города Курска, что позволило ей стать единственным участником открытого аукциона в электронной форме.

Как следует из реестра лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, представленного комитетом здравоохранения Курской области в материалы дела, лицензии на осуществление фармацевтической деятельности на территории города Курска имеют большое количество хозяйствующих субъектов, среди которых: ООО «Целитель», ООО «Курский аптечный склад», ООО «Губернская аптека», ООО «Аптека Сервис» и др., которые также имеют лицензии на осуществление указанной деятельности в некоторых  муниципальных районах Курской области, но не имеют разветвленной розничной сети реализации лекарственных средство всех муниципальных районах, наличие которой является необходимым условием участия в открытом аукционе в электронной форме в силу требований аукционной документации. Кроме этого, в каждом муниципальном районе Курской области есть несколько хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Таким образом, рынок реализации лекарственных средств, как на территории города Курска, так и на территории муниципальных раойнов Курской области является конкурентным.

В этой связи объединение в один лот мест оказания услуг – города Курска и всех муниципальных районов Курской области привело к невозможности участия в торгах других хозяйствующих субъектов, соответствующих всем остальным требованиям аукционной документации, имеющих лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности на территории города Курска или в муниципальном районе Курской области.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что у ОАО «Курская фармация» имелись соответствующие лицензии на право осуществление фармацевтической деятельности, при этом только указанный хозяйствующий субъект отвечал требованиям аукционной документации, предполагающим возможность оказания услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов на территории города Курска и во всех муниципальных районах города Курска, объединение в один лот мест оказания услуг – города Курска и всех муниципальных районов Курской области, создало преимущественные условия участия в торгах ОАО «Курская фармация».

            При таких обстоятельствах установление в аукционной документации требования к месту оказания услуг – город Курск и муниципальные районы Курской области, относящегося к одному лоту, квалифицируется как нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».            

            На основании изложенного, руководствуясь статьей 17, частью 1 статьи 23, статьи 41, статьей 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

            1. Признать комитет  здравоохранения Курской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» в части установления при проведении в 2011 году открытого аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных средств, поставляемых в Курскую область в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2007 г. № 682, требования к месту оказания услуг – город Курск и муниципальные районы Курской области, относящегося к одному лоту, что создало преимущественные условия участия в торгах конкретному участнику – ОАО «Курская фармация».

      2. Выдать  комитету  здравоохранения Курской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

                    П Р Е Д П И С А Н И Е                

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

Предписание объявлено 10 апреля 2012 года.                                                  

Предписание изготовлено 13 апреля 2012 года.                                                    г. Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Комов Ю.А. – председатель Комиссии    

            Давыдова А.В. – член Комиссии

            Куркова М.А.  – член Комиссии

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу № 02/08-26-2012 о нарушении комитетом здравоохранения Курской области пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

   1. Комитету здравоохранения Курской области в целях обеспечения конкуренции не допускать действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции»), для чего в случае принятия решения о размещении заказа на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов, при определении места оказания услуг не объединять территории муниципального образования «город Курск» и муниципальных районов Курской области в один лот.

2. Информацию об исполнении настоящего предписания представить в Управление ФАС по Курской области не позднее 28.12.2012 года.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №02/08-26-2012

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 апреля 2012 года.                                            г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 13 апреля 2012 года.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Комов Ю.А. – руководитель УФАС по Курской области, председатель Комиссии

            Давыдова А.В. – начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии

            Куркова М.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии,

            рассмотрев дело № 02/08-26-2012 о нарушении комитетом здравоохранения Курской области пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в присутствии представителей комитета здравоохранения (по доверенностям) – С., Д., в отсутствие представителей комитета по управлению имуществом Курской области, ОАО «Курская фармация», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, от заявителя - О., поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Курской области 28.12.2011 года поступило заявление адвоката О. с жалобой  на действия комитета здравоохранения Курской области, выразившиеся в создании, по мнению заявителя, при проведении аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов преимущественных условий участия в торгах конкретному участнику аукциона путем установления требования к месту оказания услуг – город Курск и муниципальные районы Курской области, относящегося к одному лоту.

            В процессе рассмотрения представленных заявителем материалов и дополнительно представленных на запросы Управления ФАС по Курской области документов Управлением было установлено следующее.

            02.12.2011 года на официальном сайте http://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов, поставляемых в Курскую область в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2007 г. № 682 (далее – открытый аукцион в электронной форме).

            Аукционная документация была разработана на основании заявки комитета здравоохранения Курской области (государственного заказчика), утверждена председателем комитета по управлению имуществом  Курской области (уполномоченного органа по проведению торгов) и согласована председателем комитета здравоохранения Курской области.

            Аукционная документация содержала требование к месту оказания услуг: специализированные складские помещения для хранения лекарственных средств, расположенные в городе Курске, и аптечные организации, расположенные в административных округах города Курска, городах Курской области и в каждом муниципальном районе Курской области, относящееся в одному лоту.

            На участие в аукционе была подана одна заявка – от  ОАО «Курская фармация». В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме № 2463 от 26.12.2011 года аукцион был признан несостоявшимся.

            29.12.2011 года с единственным участником аукциона ОАО «Курская фармация» комитетом здравоохранения Курской области заключен государственный контракт № 303б на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску дорогостоящих лекарственных средств.

            Установление при проведении аукциона требования к месту оказания услуг – город Курск и муниципальные районы Курской области, относящегося к одному лоту, создает преимущественные условия участия в торгах конкретному участнику – ОАО «Курская фармация», имеющему аптечную сеть розничной продажи лекарственных средств, торговые объекты которой расположены в каждом муниципальном районе Курской области и во всех административных округах города Курска.

            Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения комитетом здравоохранения Курской области пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

            На заседании Комиссии УФАС по Курской области представители ответчика пояснили, что наличие фармацевтической организации, имеющей складские помещения и разветвленную аптечную сеть, в том числе во всех районах области, позволяет использовать единый программный продукт, проводить централизованный контроль и учет поступающих лекарственных средств, соблюдать условия хранения, оказывать качественную и своевременную помощь населению области, в связи с чем заключение отдельных государственных контрактов на оказание услуг в каждом районе нецелесообразно.

            Выслушав объяснения ответчика, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

            В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

   В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Материалами дела подтверждено, что ОАО «Курская фармация» имеет лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности на территории города Курска, а также в муниципальных районах города Курска, что позволило ей стать единственным участником открытого аукциона в электронной форме.

Как следует из реестра лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, представленного комитетом здравоохранения Курской области в материалы дела, лицензии на осуществление фармацевтической деятельности на территории города Курска имеют большое количество хозяйствующих субъектов, среди которых: ООО «Целитель», ООО «Курский аптечный склад», ООО «Губернская аптека», ООО «Аптека Сервис» и др., которые также имеют лицензии на осуществление указанной деятельности в некоторых  муниципальных районах Курской области, но не имеют разветвленной розничной сети реализации лекарственных средство всех муниципальных районах, наличие которой является необходимым условием участия в открытом аукционе в электронной форме в силу требований аукционной документации. Кроме этого, в каждом муниципальном районе Курской области есть несколько хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Таким образом, рынок реализации лекарственных средств, как на территории города Курска, так и на территории муниципальных раойнов Курской области является конкурентным.

В этой связи объединение в один лот мест оказания услуг – города Курска и всех муниципальных районов Курской области привело к невозможности участия в торгах других хозяйствующих субъектов, соответствующих всем остальным требованиям аукционной документации, имеющих лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности на территории города Курска или в муниципальном районе Курской области.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что у ОАО «Курская фармация» имелись соответствующие лицензии на право осуществление фармацевтической деятельности, при этом только указанный хозяйствующий субъект отвечал требованиям аукционной документации, предполагающим возможность оказания услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов на территории города Курска и во всех муниципальных районах города Курска, объединение в один лот мест оказания услуг – города Курска и всех муниципальных районов Курской области, создало преимущественные условия участия в торгах ОАО «Курская фармация».

            При таких обстоятельствах установление в аукционной документации требования к месту оказания услуг – город Курск и муниципальные районы Курской области, относящегося к одному лоту, квалифицируется как нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».            

            На основании изложенного, руководствуясь статьей 17, частью 1 статьи 23, статьи 41, статьей 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

            1. Признать комитет  здравоохранения Курской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» в части установления при проведении в 2011 году открытого аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных средств, поставляемых в Курскую область в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2007 г. № 682, требования к месту оказания услуг – город Курск и муниципальные районы Курской области, относящегося к одному лоту, что создало преимущественные условия участия в торгах конкретному участнику – ОАО «Курская фармация».

      2. Выдать  комитету  здравоохранения Курской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

                    П Р Е Д П И С А Н И Е                

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

Предписание объявлено 10 апреля 2012 года.                                                  

Предписание изготовлено 13 апреля 2012 года.                                                    г. Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Комов Ю.А. – председатель Комиссии    

            Давыдова А.В. – член Комиссии

            Куркова М.А.  – член Комиссии

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу № 02/08-26-2012 о нарушении комитетом здравоохранения Курской области пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

   1. Комитету здравоохранения Курской области в целях обеспечения конкуренции не допускать действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции»), для чего в случае принятия решения о размещении заказа на оказание услуг по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов, при определении места оказания услуг не объединять территории муниципального образования «город Курск» и муниципальных районов Курской области в один лот.

2. Информацию об исполнении настоящего предписания представить в Управление ФАС по Курской области не позднее 28.12.2012 года.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02/08-26-2012 [format] => [safe_value] => 02/08-26-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 60 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 60 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-17 11:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-13 11:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1335351758 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курское УФАС России )