Решение в отношении ИП (согласованные цены на бензин в Железногорске)

Номер дела: 03-05/42-2011
Дата публикации: 28 декабря 2011, 01:00

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №03-05/42-2011

Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2011 года                                                                г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2011 года

                Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело №03-05/42-2011 по признакам нарушения ч.1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в отношении индивидуальных предпринимателей <…>

в присутствии представителей <…>

УСТАНОВИЛА:

                В управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области с сентября  2011 года поступали многочисленные обращения граждан – жителей г. Железногорска и Железногорского района Курской области (устные и телефонные) о высоких розничных ценах на нефтепродукты, особенно дизельное топливо и бензин марки АИ-92, значительно превышающих указанные цены в других районах области и областном центре,  в период с июля по сентябрь 2011 года.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушений и привлекает к ответственности за такие нарушения.

                В связи с вышеизложенным управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее – Курское УФАС) проанализирована ситуация, сложившаяся на рынке розничной реализации нефтепродуктов в г.Железногорске и Железногорском районе Курской области, опрошены хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов на АЗС, получена информация от администраций г. Железногорска и Железногорского района. По результатам анализа полученной документированной информации были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, действующими на соответствующем товарном рынке, выразившегося в необоснованном относительно синхронном повышении цен на моторное топливо в период с 01.07.2011 г. по 01.10.2011 г.

Частью 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.

Проанализировав вышеизложенные документы и сведения, председатель Комиссии Курского УФАС по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» в части согласованного повышения цен на бензин АИ-92 и дизельное топливо (далее – Дт)  в период июль-сентябрь 2011 года, и 15.11.11 г. вынес приказ о возбуждении дела.

16.11.11 г. в адрес Курского УФАС поступило обращение Губернатора Курской области о росте цен на нефтепродукты в Железногорском районе.

                Рассмотрение дела осуществлялось Комиссией Курского УФАС на заседаниях 08.12.11 г., 20.12.11 г. (рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью представления и анализа документированной информации, а также опроса лиц, участвующих в деле). На рассмотрении дела 08.12.11 г. присутствовали 1-й заместитель главы Железногорского района Курской области и начальник транспортного отдела администрации г. Железногорска.

                В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

                Железногорский муниципальный район – муниципальное образование в составе Курской области. Район располагает развитой сетью автомобильных дорог, что предполагает значительный объем транспортных перевозок. Город Железногорск является самостоятельным муниципальным образованием (городским округом) Курской области – географическим центром Железногорского муниципального района.  Железногорск - второй по величине город области после Курска с населением 95000 человек, развитой промышленностью (20 промышленных  предприятий), экономикой и дорожной инфраструктурой. Географические границы рассматриваемого рынка обусловлены экономической возможностью приобретения потребителями нефтепродуктов на автозаправочных станциях в административных границах  г. Железногорска и Железногорского района. Потребителями на розничном рынке нефтепродуктов выступают физические и юридические лица, приобретающие топливо на автозаправочных станциях (АЗС) с целью потребления для личных и производственных нужд. Всего на территории города Железногорска расположено 12 АЗС, на территории Железногорского  района – 3 АЗС. Среднее расстояние до АЗС в соседних Дмитриевском и Фатежском районах составляет 32 км и более, в связи с чем потребители г. Железногорска и Железногорского района при приобретении нефтепродуктов отдают предпочтение АЗС, расположенным в административных границах Железногорского  района. Рассматриваемый локальный рынок розничной реализации нефтепродуктов является конкурентным, низкоконцентрированным, открытым на межмуниципальном уровне. Вместе с тем барьеры входа на рынок высоки:  как экономические (достаточно высокая степень удовлетворения спроса на нефтепродукты; влияние сезонности спроса на условия обращения товара и состояние конкурентной среды;  высокие затраты на строительство и эксплуатацию АЗС); так и административные (ограниченное количество площадей в пределах административных границ города, где возможно разместить новые АЗС; длительность и сложность административных процедур по выделению, отведению, регистрации земельных участков для строительства АЗС и резервуаров; административные процедуры, связанные с выполнением требований противопожарной, экологической безопасности). 

                На территории г. Железногорска и Железногорского района реализация моторного топлива осуществляется на 15 АЗС индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (таблица 1):

<…>

                Курским УФАС  в адрес всех хозяйствующих субъектов, реализующих моторное топливо на АЗС, расположенных в г. Железногорске и Железногорском районе, были направлены запросы о динамике изменения розничных цен реализации по маркам нефтепродуктов,  о поставщиках нефтепродуктов, о динамике оптовых закупочных цен, объемах поставок, планируемой потребности и фактически полученных объемах за период с июля по сентябрь 2011 г., с целью выявления причин роста розничных цен в указанный период.  По результатам анализа представленной  в адрес Курского УФАС документированной  информации  было установлено следующее.

За исследуемый период максимальный рост розничных цен наблюдался на виды моторного топлива, пользующиеся наибольшим спросом у потребителей - на бензин АИ-92  и дизельное топливо (Дт), и составил до 12,9% на разных АЗС. Объемы реализации бензина АИ-80 были незначительны, розничные цены практически не изменились, максимальный рост розничных цен за исследуемый период составил 1,7%  по ИП Кузьминову А.В. На бензин АИ-95 рост розничных цен не превысил 5% - среднего роста по региону в указанный период.

                Анализ сведений об оптовых поставщиках, объемах оптовых поставок и оптовых закупочных ценах на нефтепродукты показал следующее.

1. Поставщиком нефтепродуктов на АЗС ООО «Курскоблнефтепродукт» является ОАО «ТНК-ВР-Холдинг». ООО «Курскоблнефтепродукт» входит в состав вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) ТНК-ВР, деятельность которой включает полный цикл добычи, переработки, транспортировки, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов. ООО «Курскоблнефтепродукт» осуществляет как оптовую с собственных нефтебаз, так и розничную с собственных АЗС, реализацию нефтепродуктов. ООО «Курскоблнефтепродукт» занимает доминирующее положение на региональном оптовом рынке нефтепродуктов, а также имеет долю более 35 процентов на региональном рынке розничной реализации нефтепродуктов, в связи с чем включено в Реестр хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.

                ООО «Курскоблнефтепродукт», получающее нефтепродукты по оптовым  ценам с нефтеперерабатывающих заводов ОАО «ТНК-ВР Холдинг», имеет ценовые преимущества при розничной реализации нефтепродуктов по сравнению с независимыми участниками рынка (не входящими в ВИНК), даже при реализации нефтепродуктов по более низким розничным ценам. В свою очередь, независимые участники рынка приобретают топливо по более высоким отпускным оптовым ценам у поставщиков, не входящих в ВИНК (посредников). Затраты независимых участников рынка на оптовые закупки топлива значительно превышают аналогичные затраты ООО «Курскоблнефтепродукт». Данное общество, являясь доминирующим субъектом на оптовом рынке, и одновременно участником розничного рынка, имеет возможность осуществлять собственную ценовую политику, не ориентируясь на конкурентов, так как имеет перед ними существенные ценовые преимущества.

 

2. ЗАО «Промспецкомплект» осуществляет торговлю нефтепродуктами по договору комиссии от 20.02.09 г. с ООО «Лерос-Трейд» (г. Москва). Согласно п. 1.1 указанного договора комиссии ЗАО «Промспецкомплект» (комиссионер) обязуется по поручению ООО «Лерос-Трейд» (комитента) от своего имени, но за счет комитента реализовывать находящиеся в собственности комитента товары, наименование, количество, ассортимент и цена которых на каждый отчетный период указываются в поручении Комитента либо спецификации (протоколе согласования), являющихся неотъемлемой частью договора. Таким образом, ценовая политика ЗАО «Промспецкомплект» не является самостоятельной и определяется указаниями комитента – ООО «Лерос-Трейд».

3. <…> не входят в группу лиц и являются независимыми хозяйствующими субъектами, самостоятельно осуществляющими свою предпринимательскую деятельность по розничной реализации нефтепродуктов на АЗС.

<…>

В ходе анализа представленных материалов и документов установлено, что розничные цены на АИ-92 и Дт на АЗС указанных хозсубъектов неоднократно одновременно повышались и совпадали.

4. Анализ динамики розничных цен на нефтепродукты на АЗС.       

Сведения о динамике розничных цен на АИ-92 и Дт представлены в таблицах 2 и 3.

<…>

Анализ розничных цен реализации за период с 01.07.11г по 01.10.11 г. показал, что рост розничных цен на бензин АИ-92 и Дт у всех продавцов происходил практически одновременно,  независимо от роста или снижения оптовых закупочных цен, объемов закупки и каких-либо иных объективных причин и факторов, а также обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

                4.1. Анализ динамики розничных цен на бензин АИ-92 на АЗС.

<…>

                4.2. Анализ динамики розничных цен на дизтопливо на АЗС.

<…>

                5. Анализ динамики объемов и цен оптовых закупок нефтепродуктов для последующей реализации на АЗС.

Динамика оптовых закупок бензина АИ-92 и Дт для последующей реализации на АЗС вышеуказанными индивидуальными предпринимателями отражена в таблицах 4 и 5.

<…>

Из представленных данных таблиц следует, что все указанные хозсубъекты, реализующие нефтепродукты на АЗС на территории г.Железногорска и Железногорского района,  покупали топливо у разных оптовых продавцов по различным ценам  (в исследуемый период разброс цен по разным поставкам по АИ-92  составил от 20800 руб/т до 34252 руб/т, по Дт составил от 19200 руб/т до 34940 руб/т).

Оптовые закупки осуществлялись  в разные  дни  в течение рассматриваемого периода, причем многие оптовые покупатели (они же розничные продавцы) приобретали топливо в начале указанного периода по более высокой цене, чем в конце указанного периода, т.е. тенденция роста оптовых отпускных цен в исследуемый период в ряде случаев отсутствует <…>

При этом хозяйствующие субъекты письменно указали на отсутствие перебоев в поставках нефтепродуктов в рассматриваемый период. Из представленных данных  следует, что полученные объемы топлива на 95-100% удовлетворяют плановую потребность, необходимую для бесперебойной работы АЗС. Объем имеющихся запасов нефтепродуктов у разных продавцов рассчитан  в среднем на 5-10 суток, что свидетельствует об отсутствии дефицита и стабильности спроса на товар в исследуемый период. Темпы  роста оптовых  цен по Дт не превышают 5% за исследуемый период и в среднем составляют 2,1%, темпы роста оптовых цен по бензину АИ-92 в среднем по всем хозсубъектам, действующим на рынке, составляют 1,8%.  У <…> отмечено снижение оптовых закупочных цен на АИ-92 в течение исследуемого периода. <…> в исследуемый период Дт не закупала.

                Таким образом, сравнительный анализ динамики розничных цен и оптовых цен на бензин АИ-92 и дизельное топливо на локальном розничном рынке нефтепродуктов г. Железногорска и Железногорского района показал, что экономические основания или иные объективные факторы, равно влияющие на всех участников рынка, которые могли бы привести к неоднократному одновременному повышению розничных цен всеми перечисленными предпринимателями, в исследуемый период отсутствовали. Это свидетельствует о наличии в действиях хозяйствующих субъектов – участников рынка <…> признаков согласованных действий, которые привели к одновременному повышению розничных цен на бензин АИ-92 и Дт в период с 01.07.2011г. по 01.10.2011г., а именно:

- одинаковые розничные цены (отличались несущественно);

- тенденция к «выравниванию» цен (рост и снижение, приводящие цены к единому уровню);

- практически синхронное изменение цен, не соответствующее динамике изменения оптовых закупок (т.е. поставщики, даты, объемы и цены закупки  у всех продавцов разные); при этом у большинства продавцов при росте розничных цен на АЗС тенденция роста оптовых закупочных цен отсутствует <…>.

- превышение розничных цен, сложившихся на исследуемом рынке, над средним уровнем розничных цен по Курской области. 

                Однако все указанные продавцы основной причиной роста розничных цен на нефтепродукты назвали рост оптовых отпускных цен на топливо. Кроме того, в качестве причины роста розничных цен был назван и рост цен на близлежащих АЗС, а также конъюнктура  рынка <…>.

                В распоряжениях <…> прямо указано, что розничная цена устанавливается «в связи с увеличением розничных цен на близлежащих АЗС».

В письменных пояснениях <…> указал, что «Копию приказов на изменения цен не предоставляю, т.к. меняем их в зависимости от изменения оптовых цен на рынке и розничных цен на ближайших АЗС».

В приказах <…> цены на бензин АИ-92 установлены «в связи с изменением закупочной цены». Однако, как было указано выше, закупочные цены на АИ-92 в исследуемый период не росли. Аналогично сформулированы приказы <…>, при том, что закупочные цены <…> на АИ-92 в исследуемый период также не росли.

В приказах «О ценах на нефтепродукты на АЗС» <…> цены установлены «В связи с изменениями конъюнктуры рынка и цен на нефтепродукты» (при том, что тенденция роста оптовых цен в исследуемый период у <…> отсутствует).

В письменных пояснениях <…> а также в представленных копиях приказов об изменении цен причина роста цен и их совпадения с конкурентами не указана.

В ходе рассмотрения дела предприниматели и их представители факт нарушения не признали.

<…>

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия  Курского УФАС приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в период с 01 июля по 01 октября 2011 года рост розничных цен на АИ-92 и Дт на АЗС индивидуальных предпринимателей: <…> не был обоснован пропорциональным ростом оптовых цен на моторное топливо, а также не был обусловлен иными экономическими факторами, в равной степени влияющими на всех участников рынка. Динамика оптовых закупочных цен на нефтепродукты у всех предпринимателей разная, поставщики, объемы закупок, темпы роста оптовых цен различны; в ряде случаев роста оптовых цен вообще не наблюдается. Однако, как установлено в ходе рассмотрения дела, рост розничных цен происходил поэтапно, практически одновременно на всех АЗС указанных предпринимателей. При этом динамика роста  розничных цен не совпадает и не соответствует динамике изменения оптовых цен, и не может быть обусловлена ею. Розничные цены на АЗС поддерживались практически на одном уровне. Сложившиеся в указанный период розничные цены на АИ-92 и Дт в г. Железногорске и Железногорском районе превышали средний уровень, сложившийся по региону (разница достигала 1,50 руб.)

Согласованность действий предпринимателей по повышению розничных цен на АЗС подтверждается письменными доказательствами (копии приказов, письменные пояснения), и устными показаниями в ходе рассмотрения дела. Кроме того, наличие согласованности действий между рядом предпринимателей косвенно подтверждают следующие обстоятельства: <…>

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлен факт неоднократного, экономически   необоснованного согласованного повышения индивидуальными предпринимателями <…> розничных цен на бензин АИ-92, дизельное топливо, реализуемые на АЗС г. Железногорска и Железногорского района, в период с июля по сентябрь 2011 года включительно.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ  в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности, приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.

Согласно п. 17 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями  общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с п. 18 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

                В  связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о нарушении <…> части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в неоднократном согласованном повышении и поддержании розничных цен на бензин АИ-92, дизельное топливо, реализуемые на АЗС г. Железногорска и Железногорского района, в период с 01 июля по 01 октября 2011 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.1 ст.23, ст. 36, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать <…> нарушившими ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий по повышению и поддержанию розничных цен на бензин АИ-92, дизельное топливо, реализуемые на АЗС г. Железногорска и Железногорского района, в период с 01 июля по 01 октября 2011 года.

2. Выдать <…> предписание о недопущении согласованных действий по одновременному повышению розничных цен на бензин АИ-92, дизельное топливо на розничном рынке г. Железногорска и Железногорского района Курской области, при отсутствии объективных экономических оснований для повышения цен.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев  со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 6639 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении ИП (согласованные цены на бензин в Железногорске) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6639 [type] => solution [language] => ru [created] => 1327320412 [changed] => 1368702290 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368702290 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №03-05/42-2011

Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2011 года                                                                г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2011 года

                Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело №03-05/42-2011 по признакам нарушения ч.1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в отношении индивидуальных предпринимателей <…>

в присутствии представителей <…>

УСТАНОВИЛА:

                В управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области с сентября  2011 года поступали многочисленные обращения граждан – жителей г. Железногорска и Железногорского района Курской области (устные и телефонные) о высоких розничных ценах на нефтепродукты, особенно дизельное топливо и бензин марки АИ-92, значительно превышающих указанные цены в других районах области и областном центре,  в период с июля по сентябрь 2011 года.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушений и привлекает к ответственности за такие нарушения.

                В связи с вышеизложенным управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее – Курское УФАС) проанализирована ситуация, сложившаяся на рынке розничной реализации нефтепродуктов в г.Железногорске и Железногорском районе Курской области, опрошены хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов на АЗС, получена информация от администраций г. Железногорска и Железногорского района. По результатам анализа полученной документированной информации были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, действующими на соответствующем товарном рынке, выразившегося в необоснованном относительно синхронном повышении цен на моторное топливо в период с 01.07.2011 г. по 01.10.2011 г.

Частью 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.

Проанализировав вышеизложенные документы и сведения, председатель Комиссии Курского УФАС по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» в части согласованного повышения цен на бензин АИ-92 и дизельное топливо (далее – Дт)  в период июль-сентябрь 2011 года, и 15.11.11 г. вынес приказ о возбуждении дела.

16.11.11 г. в адрес Курского УФАС поступило обращение Губернатора Курской области о росте цен на нефтепродукты в Железногорском районе.

                Рассмотрение дела осуществлялось Комиссией Курского УФАС на заседаниях 08.12.11 г., 20.12.11 г. (рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью представления и анализа документированной информации, а также опроса лиц, участвующих в деле). На рассмотрении дела 08.12.11 г. присутствовали 1-й заместитель главы Железногорского района Курской области и начальник транспортного отдела администрации г. Железногорска.

                В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

                Железногорский муниципальный район – муниципальное образование в составе Курской области. Район располагает развитой сетью автомобильных дорог, что предполагает значительный объем транспортных перевозок. Город Железногорск является самостоятельным муниципальным образованием (городским округом) Курской области – географическим центром Железногорского муниципального района.  Железногорск - второй по величине город области после Курска с населением 95000 человек, развитой промышленностью (20 промышленных  предприятий), экономикой и дорожной инфраструктурой. Географические границы рассматриваемого рынка обусловлены экономической возможностью приобретения потребителями нефтепродуктов на автозаправочных станциях в административных границах  г. Железногорска и Железногорского района. Потребителями на розничном рынке нефтепродуктов выступают физические и юридические лица, приобретающие топливо на автозаправочных станциях (АЗС) с целью потребления для личных и производственных нужд. Всего на территории города Железногорска расположено 12 АЗС, на территории Железногорского  района – 3 АЗС. Среднее расстояние до АЗС в соседних Дмитриевском и Фатежском районах составляет 32 км и более, в связи с чем потребители г. Железногорска и Железногорского района при приобретении нефтепродуктов отдают предпочтение АЗС, расположенным в административных границах Железногорского  района. Рассматриваемый локальный рынок розничной реализации нефтепродуктов является конкурентным, низкоконцентрированным, открытым на межмуниципальном уровне. Вместе с тем барьеры входа на рынок высоки:  как экономические (достаточно высокая степень удовлетворения спроса на нефтепродукты; влияние сезонности спроса на условия обращения товара и состояние конкурентной среды;  высокие затраты на строительство и эксплуатацию АЗС); так и административные (ограниченное количество площадей в пределах административных границ города, где возможно разместить новые АЗС; длительность и сложность административных процедур по выделению, отведению, регистрации земельных участков для строительства АЗС и резервуаров; административные процедуры, связанные с выполнением требований противопожарной, экологической безопасности). 

                На территории г. Железногорска и Железногорского района реализация моторного топлива осуществляется на 15 АЗС индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (таблица 1):

<…>

                Курским УФАС  в адрес всех хозяйствующих субъектов, реализующих моторное топливо на АЗС, расположенных в г. Железногорске и Железногорском районе, были направлены запросы о динамике изменения розничных цен реализации по маркам нефтепродуктов,  о поставщиках нефтепродуктов, о динамике оптовых закупочных цен, объемах поставок, планируемой потребности и фактически полученных объемах за период с июля по сентябрь 2011 г., с целью выявления причин роста розничных цен в указанный период.  По результатам анализа представленной  в адрес Курского УФАС документированной  информации  было установлено следующее.

За исследуемый период максимальный рост розничных цен наблюдался на виды моторного топлива, пользующиеся наибольшим спросом у потребителей - на бензин АИ-92  и дизельное топливо (Дт), и составил до 12,9% на разных АЗС. Объемы реализации бензина АИ-80 были незначительны, розничные цены практически не изменились, максимальный рост розничных цен за исследуемый период составил 1,7%  по ИП Кузьминову А.В. На бензин АИ-95 рост розничных цен не превысил 5% - среднего роста по региону в указанный период.

                Анализ сведений об оптовых поставщиках, объемах оптовых поставок и оптовых закупочных ценах на нефтепродукты показал следующее.

1. Поставщиком нефтепродуктов на АЗС ООО «Курскоблнефтепродукт» является ОАО «ТНК-ВР-Холдинг». ООО «Курскоблнефтепродукт» входит в состав вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) ТНК-ВР, деятельность которой включает полный цикл добычи, переработки, транспортировки, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов. ООО «Курскоблнефтепродукт» осуществляет как оптовую с собственных нефтебаз, так и розничную с собственных АЗС, реализацию нефтепродуктов. ООО «Курскоблнефтепродукт» занимает доминирующее положение на региональном оптовом рынке нефтепродуктов, а также имеет долю более 35 процентов на региональном рынке розничной реализации нефтепродуктов, в связи с чем включено в Реестр хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.

                ООО «Курскоблнефтепродукт», получающее нефтепродукты по оптовым  ценам с нефтеперерабатывающих заводов ОАО «ТНК-ВР Холдинг», имеет ценовые преимущества при розничной реализации нефтепродуктов по сравнению с независимыми участниками рынка (не входящими в ВИНК), даже при реализации нефтепродуктов по более низким розничным ценам. В свою очередь, независимые участники рынка приобретают топливо по более высоким отпускным оптовым ценам у поставщиков, не входящих в ВИНК (посредников). Затраты независимых участников рынка на оптовые закупки топлива значительно превышают аналогичные затраты ООО «Курскоблнефтепродукт». Данное общество, являясь доминирующим субъектом на оптовом рынке, и одновременно участником розничного рынка, имеет возможность осуществлять собственную ценовую политику, не ориентируясь на конкурентов, так как имеет перед ними существенные ценовые преимущества.

 

2. ЗАО «Промспецкомплект» осуществляет торговлю нефтепродуктами по договору комиссии от 20.02.09 г. с ООО «Лерос-Трейд» (г. Москва). Согласно п. 1.1 указанного договора комиссии ЗАО «Промспецкомплект» (комиссионер) обязуется по поручению ООО «Лерос-Трейд» (комитента) от своего имени, но за счет комитента реализовывать находящиеся в собственности комитента товары, наименование, количество, ассортимент и цена которых на каждый отчетный период указываются в поручении Комитента либо спецификации (протоколе согласования), являющихся неотъемлемой частью договора. Таким образом, ценовая политика ЗАО «Промспецкомплект» не является самостоятельной и определяется указаниями комитента – ООО «Лерос-Трейд».

3. <…> не входят в группу лиц и являются независимыми хозяйствующими субъектами, самостоятельно осуществляющими свою предпринимательскую деятельность по розничной реализации нефтепродуктов на АЗС.

<…>

В ходе анализа представленных материалов и документов установлено, что розничные цены на АИ-92 и Дт на АЗС указанных хозсубъектов неоднократно одновременно повышались и совпадали.

4. Анализ динамики розничных цен на нефтепродукты на АЗС.       

Сведения о динамике розничных цен на АИ-92 и Дт представлены в таблицах 2 и 3.

<…>

Анализ розничных цен реализации за период с 01.07.11г по 01.10.11 г. показал, что рост розничных цен на бензин АИ-92 и Дт у всех продавцов происходил практически одновременно,  независимо от роста или снижения оптовых закупочных цен, объемов закупки и каких-либо иных объективных причин и факторов, а также обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

                4.1. Анализ динамики розничных цен на бензин АИ-92 на АЗС.

<…>

                4.2. Анализ динамики розничных цен на дизтопливо на АЗС.

<…>

                5. Анализ динамики объемов и цен оптовых закупок нефтепродуктов для последующей реализации на АЗС.

Динамика оптовых закупок бензина АИ-92 и Дт для последующей реализации на АЗС вышеуказанными индивидуальными предпринимателями отражена в таблицах 4 и 5.

<…>

Из представленных данных таблиц следует, что все указанные хозсубъекты, реализующие нефтепродукты на АЗС на территории г.Железногорска и Железногорского района,  покупали топливо у разных оптовых продавцов по различным ценам  (в исследуемый период разброс цен по разным поставкам по АИ-92  составил от 20800 руб/т до 34252 руб/т, по Дт составил от 19200 руб/т до 34940 руб/т).

Оптовые закупки осуществлялись  в разные  дни  в течение рассматриваемого периода, причем многие оптовые покупатели (они же розничные продавцы) приобретали топливо в начале указанного периода по более высокой цене, чем в конце указанного периода, т.е. тенденция роста оптовых отпускных цен в исследуемый период в ряде случаев отсутствует <…>

При этом хозяйствующие субъекты письменно указали на отсутствие перебоев в поставках нефтепродуктов в рассматриваемый период. Из представленных данных  следует, что полученные объемы топлива на 95-100% удовлетворяют плановую потребность, необходимую для бесперебойной работы АЗС. Объем имеющихся запасов нефтепродуктов у разных продавцов рассчитан  в среднем на 5-10 суток, что свидетельствует об отсутствии дефицита и стабильности спроса на товар в исследуемый период. Темпы  роста оптовых  цен по Дт не превышают 5% за исследуемый период и в среднем составляют 2,1%, темпы роста оптовых цен по бензину АИ-92 в среднем по всем хозсубъектам, действующим на рынке, составляют 1,8%.  У <…> отмечено снижение оптовых закупочных цен на АИ-92 в течение исследуемого периода. <…> в исследуемый период Дт не закупала.

                Таким образом, сравнительный анализ динамики розничных цен и оптовых цен на бензин АИ-92 и дизельное топливо на локальном розничном рынке нефтепродуктов г. Железногорска и Железногорского района показал, что экономические основания или иные объективные факторы, равно влияющие на всех участников рынка, которые могли бы привести к неоднократному одновременному повышению розничных цен всеми перечисленными предпринимателями, в исследуемый период отсутствовали. Это свидетельствует о наличии в действиях хозяйствующих субъектов – участников рынка <…> признаков согласованных действий, которые привели к одновременному повышению розничных цен на бензин АИ-92 и Дт в период с 01.07.2011г. по 01.10.2011г., а именно:

- одинаковые розничные цены (отличались несущественно);

- тенденция к «выравниванию» цен (рост и снижение, приводящие цены к единому уровню);

- практически синхронное изменение цен, не соответствующее динамике изменения оптовых закупок (т.е. поставщики, даты, объемы и цены закупки  у всех продавцов разные); при этом у большинства продавцов при росте розничных цен на АЗС тенденция роста оптовых закупочных цен отсутствует <…>.

- превышение розничных цен, сложившихся на исследуемом рынке, над средним уровнем розничных цен по Курской области. 

                Однако все указанные продавцы основной причиной роста розничных цен на нефтепродукты назвали рост оптовых отпускных цен на топливо. Кроме того, в качестве причины роста розничных цен был назван и рост цен на близлежащих АЗС, а также конъюнктура  рынка <…>.

                В распоряжениях <…> прямо указано, что розничная цена устанавливается «в связи с увеличением розничных цен на близлежащих АЗС».

В письменных пояснениях <…> указал, что «Копию приказов на изменения цен не предоставляю, т.к. меняем их в зависимости от изменения оптовых цен на рынке и розничных цен на ближайших АЗС».

В приказах <…> цены на бензин АИ-92 установлены «в связи с изменением закупочной цены». Однако, как было указано выше, закупочные цены на АИ-92 в исследуемый период не росли. Аналогично сформулированы приказы <…>, при том, что закупочные цены <…> на АИ-92 в исследуемый период также не росли.

В приказах «О ценах на нефтепродукты на АЗС» <…> цены установлены «В связи с изменениями конъюнктуры рынка и цен на нефтепродукты» (при том, что тенденция роста оптовых цен в исследуемый период у <…> отсутствует).

В письменных пояснениях <…> а также в представленных копиях приказов об изменении цен причина роста цен и их совпадения с конкурентами не указана.

В ходе рассмотрения дела предприниматели и их представители факт нарушения не признали.

<…>

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия  Курского УФАС приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в период с 01 июля по 01 октября 2011 года рост розничных цен на АИ-92 и Дт на АЗС индивидуальных предпринимателей: <…> не был обоснован пропорциональным ростом оптовых цен на моторное топливо, а также не был обусловлен иными экономическими факторами, в равной степени влияющими на всех участников рынка. Динамика оптовых закупочных цен на нефтепродукты у всех предпринимателей разная, поставщики, объемы закупок, темпы роста оптовых цен различны; в ряде случаев роста оптовых цен вообще не наблюдается. Однако, как установлено в ходе рассмотрения дела, рост розничных цен происходил поэтапно, практически одновременно на всех АЗС указанных предпринимателей. При этом динамика роста  розничных цен не совпадает и не соответствует динамике изменения оптовых цен, и не может быть обусловлена ею. Розничные цены на АЗС поддерживались практически на одном уровне. Сложившиеся в указанный период розничные цены на АИ-92 и Дт в г. Железногорске и Железногорском районе превышали средний уровень, сложившийся по региону (разница достигала 1,50 руб.)

Согласованность действий предпринимателей по повышению розничных цен на АЗС подтверждается письменными доказательствами (копии приказов, письменные пояснения), и устными показаниями в ходе рассмотрения дела. Кроме того, наличие согласованности действий между рядом предпринимателей косвенно подтверждают следующие обстоятельства: <…>

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлен факт неоднократного, экономически   необоснованного согласованного повышения индивидуальными предпринимателями <…> розничных цен на бензин АИ-92, дизельное топливо, реализуемые на АЗС г. Железногорска и Железногорского района, в период с июля по сентябрь 2011 года включительно.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ  в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности, приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.

Согласно п. 17 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями  общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с п. 18 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

                В  связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о нарушении <…> части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в неоднократном согласованном повышении и поддержании розничных цен на бензин АИ-92, дизельное топливо, реализуемые на АЗС г. Железногорска и Железногорского района, в период с 01 июля по 01 октября 2011 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.1 ст.23, ст. 36, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать <…> нарушившими ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий по повышению и поддержанию розничных цен на бензин АИ-92, дизельное топливо, реализуемые на АЗС г. Железногорска и Железногорского района, в период с 01 июля по 01 октября 2011 года.

2. Выдать <…> предписание о недопущении согласованных действий по одновременному повышению розничных цен на бензин АИ-92, дизельное топливо на розничном рынке г. Железногорска и Железногорского района Курской области, при отсутствии объективных экономических оснований для повышения цен.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев  со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №03-05/42-2011

Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2011 года                                                                г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2011 года

                Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело №03-05/42-2011 по признакам нарушения ч.1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в отношении индивидуальных предпринимателей <…>

в присутствии представителей <…>

УСТАНОВИЛА:

                В управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области с сентября  2011 года поступали многочисленные обращения граждан – жителей г. Железногорска и Железногорского района Курской области (устные и телефонные) о высоких розничных ценах на нефтепродукты, особенно дизельное топливо и бензин марки АИ-92, значительно превышающих указанные цены в других районах области и областном центре,  в период с июля по сентябрь 2011 года.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушений и привлекает к ответственности за такие нарушения.

                В связи с вышеизложенным управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее – Курское УФАС) проанализирована ситуация, сложившаяся на рынке розничной реализации нефтепродуктов в г.Железногорске и Железногорском районе Курской области, опрошены хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов на АЗС, получена информация от администраций г. Железногорска и Железногорского района. По результатам анализа полученной документированной информации были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, действующими на соответствующем товарном рынке, выразившегося в необоснованном относительно синхронном повышении цен на моторное топливо в период с 01.07.2011 г. по 01.10.2011 г.

Частью 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.

Проанализировав вышеизложенные документы и сведения, председатель Комиссии Курского УФАС по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» в части согласованного повышения цен на бензин АИ-92 и дизельное топливо (далее – Дт)  в период июль-сентябрь 2011 года, и 15.11.11 г. вынес приказ о возбуждении дела.

16.11.11 г. в адрес Курского УФАС поступило обращение Губернатора Курской области о росте цен на нефтепродукты в Железногорском районе.

                Рассмотрение дела осуществлялось Комиссией Курского УФАС на заседаниях 08.12.11 г., 20.12.11 г. (рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью представления и анализа документированной информации, а также опроса лиц, участвующих в деле). На рассмотрении дела 08.12.11 г. присутствовали 1-й заместитель главы Железногорского района Курской области и начальник транспортного отдела администрации г. Железногорска.

                В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

                Железногорский муниципальный район – муниципальное образование в составе Курской области. Район располагает развитой сетью автомобильных дорог, что предполагает значительный объем транспортных перевозок. Город Железногорск является самостоятельным муниципальным образованием (городским округом) Курской области – географическим центром Железногорского муниципального района.  Железногорск - второй по величине город области после Курска с населением 95000 человек, развитой промышленностью (20 промышленных  предприятий), экономикой и дорожной инфраструктурой. Географические границы рассматриваемого рынка обусловлены экономической возможностью приобретения потребителями нефтепродуктов на автозаправочных станциях в административных границах  г. Железногорска и Железногорского района. Потребителями на розничном рынке нефтепродуктов выступают физические и юридические лица, приобретающие топливо на автозаправочных станциях (АЗС) с целью потребления для личных и производственных нужд. Всего на территории города Железногорска расположено 12 АЗС, на территории Железногорского  района – 3 АЗС. Среднее расстояние до АЗС в соседних Дмитриевском и Фатежском районах составляет 32 км и более, в связи с чем потребители г. Железногорска и Железногорского района при приобретении нефтепродуктов отдают предпочтение АЗС, расположенным в административных границах Железногорского  района. Рассматриваемый локальный рынок розничной реализации нефтепродуктов является конкурентным, низкоконцентрированным, открытым на межмуниципальном уровне. Вместе с тем барьеры входа на рынок высоки:  как экономические (достаточно высокая степень удовлетворения спроса на нефтепродукты; влияние сезонности спроса на условия обращения товара и состояние конкурентной среды;  высокие затраты на строительство и эксплуатацию АЗС); так и административные (ограниченное количество площадей в пределах административных границ города, где возможно разместить новые АЗС; длительность и сложность административных процедур по выделению, отведению, регистрации земельных участков для строительства АЗС и резервуаров; административные процедуры, связанные с выполнением требований противопожарной, экологической безопасности). 

                На территории г. Железногорска и Железногорского района реализация моторного топлива осуществляется на 15 АЗС индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (таблица 1):

<…>

                Курским УФАС  в адрес всех хозяйствующих субъектов, реализующих моторное топливо на АЗС, расположенных в г. Железногорске и Железногорском районе, были направлены запросы о динамике изменения розничных цен реализации по маркам нефтепродуктов,  о поставщиках нефтепродуктов, о динамике оптовых закупочных цен, объемах поставок, планируемой потребности и фактически полученных объемах за период с июля по сентябрь 2011 г., с целью выявления причин роста розничных цен в указанный период.  По результатам анализа представленной  в адрес Курского УФАС документированной  информации  было установлено следующее.

За исследуемый период максимальный рост розничных цен наблюдался на виды моторного топлива, пользующиеся наибольшим спросом у потребителей - на бензин АИ-92  и дизельное топливо (Дт), и составил до 12,9% на разных АЗС. Объемы реализации бензина АИ-80 были незначительны, розничные цены практически не изменились, максимальный рост розничных цен за исследуемый период составил 1,7%  по ИП Кузьминову А.В. На бензин АИ-95 рост розничных цен не превысил 5% - среднего роста по региону в указанный период.

                Анализ сведений об оптовых поставщиках, объемах оптовых поставок и оптовых закупочных ценах на нефтепродукты показал следующее.

1. Поставщиком нефтепродуктов на АЗС ООО «Курскоблнефтепродукт» является ОАО «ТНК-ВР-Холдинг». ООО «Курскоблнефтепродукт» входит в состав вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) ТНК-ВР, деятельность которой включает полный цикл добычи, переработки, транспортировки, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов. ООО «Курскоблнефтепродукт» осуществляет как оптовую с собственных нефтебаз, так и розничную с собственных АЗС, реализацию нефтепродуктов. ООО «Курскоблнефтепродукт» занимает доминирующее положение на региональном оптовом рынке нефтепродуктов, а также имеет долю более 35 процентов на региональном рынке розничной реализации нефтепродуктов, в связи с чем включено в Реестр хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.

                ООО «Курскоблнефтепродукт», получающее нефтепродукты по оптовым  ценам с нефтеперерабатывающих заводов ОАО «ТНК-ВР Холдинг», имеет ценовые преимущества при розничной реализации нефтепродуктов по сравнению с независимыми участниками рынка (не входящими в ВИНК), даже при реализации нефтепродуктов по более низким розничным ценам. В свою очередь, независимые участники рынка приобретают топливо по более высоким отпускным оптовым ценам у поставщиков, не входящих в ВИНК (посредников). Затраты независимых участников рынка на оптовые закупки топлива значительно превышают аналогичные затраты ООО «Курскоблнефтепродукт». Данное общество, являясь доминирующим субъектом на оптовом рынке, и одновременно участником розничного рынка, имеет возможность осуществлять собственную ценовую политику, не ориентируясь на конкурентов, так как имеет перед ними существенные ценовые преимущества.

 

2. ЗАО «Промспецкомплект» осуществляет торговлю нефтепродуктами по договору комиссии от 20.02.09 г. с ООО «Лерос-Трейд» (г. Москва). Согласно п. 1.1 указанного договора комиссии ЗАО «Промспецкомплект» (комиссионер) обязуется по поручению ООО «Лерос-Трейд» (комитента) от своего имени, но за счет комитента реализовывать находящиеся в собственности комитента товары, наименование, количество, ассортимент и цена которых на каждый отчетный период указываются в поручении Комитента либо спецификации (протоколе согласования), являющихся неотъемлемой частью договора. Таким образом, ценовая политика ЗАО «Промспецкомплект» не является самостоятельной и определяется указаниями комитента – ООО «Лерос-Трейд».

3. <…> не входят в группу лиц и являются независимыми хозяйствующими субъектами, самостоятельно осуществляющими свою предпринимательскую деятельность по розничной реализации нефтепродуктов на АЗС.

<…>

В ходе анализа представленных материалов и документов установлено, что розничные цены на АИ-92 и Дт на АЗС указанных хозсубъектов неоднократно одновременно повышались и совпадали.

4. Анализ динамики розничных цен на нефтепродукты на АЗС.       

Сведения о динамике розничных цен на АИ-92 и Дт представлены в таблицах 2 и 3.

<…>

Анализ розничных цен реализации за период с 01.07.11г по 01.10.11 г. показал, что рост розничных цен на бензин АИ-92 и Дт у всех продавцов происходил практически одновременно,  независимо от роста или снижения оптовых закупочных цен, объемов закупки и каких-либо иных объективных причин и факторов, а также обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

                4.1. Анализ динамики розничных цен на бензин АИ-92 на АЗС.

<…>

                4.2. Анализ динамики розничных цен на дизтопливо на АЗС.

<…>

                5. Анализ динамики объемов и цен оптовых закупок нефтепродуктов для последующей реализации на АЗС.

Динамика оптовых закупок бензина АИ-92 и Дт для последующей реализации на АЗС вышеуказанными индивидуальными предпринимателями отражена в таблицах 4 и 5.

<…>

Из представленных данных таблиц следует, что все указанные хозсубъекты, реализующие нефтепродукты на АЗС на территории г.Железногорска и Железногорского района,  покупали топливо у разных оптовых продавцов по различным ценам  (в исследуемый период разброс цен по разным поставкам по АИ-92  составил от 20800 руб/т до 34252 руб/т, по Дт составил от 19200 руб/т до 34940 руб/т).

Оптовые закупки осуществлялись  в разные  дни  в течение рассматриваемого периода, причем многие оптовые покупатели (они же розничные продавцы) приобретали топливо в начале указанного периода по более высокой цене, чем в конце указанного периода, т.е. тенденция роста оптовых отпускных цен в исследуемый период в ряде случаев отсутствует <…>

При этом хозяйствующие субъекты письменно указали на отсутствие перебоев в поставках нефтепродуктов в рассматриваемый период. Из представленных данных  следует, что полученные объемы топлива на 95-100% удовлетворяют плановую потребность, необходимую для бесперебойной работы АЗС. Объем имеющихся запасов нефтепродуктов у разных продавцов рассчитан  в среднем на 5-10 суток, что свидетельствует об отсутствии дефицита и стабильности спроса на товар в исследуемый период. Темпы  роста оптовых  цен по Дт не превышают 5% за исследуемый период и в среднем составляют 2,1%, темпы роста оптовых цен по бензину АИ-92 в среднем по всем хозсубъектам, действующим на рынке, составляют 1,8%.  У <…> отмечено снижение оптовых закупочных цен на АИ-92 в течение исследуемого периода. <…> в исследуемый период Дт не закупала.

                Таким образом, сравнительный анализ динамики розничных цен и оптовых цен на бензин АИ-92 и дизельное топливо на локальном розничном рынке нефтепродуктов г. Железногорска и Железногорского района показал, что экономические основания или иные объективные факторы, равно влияющие на всех участников рынка, которые могли бы привести к неоднократному одновременному повышению розничных цен всеми перечисленными предпринимателями, в исследуемый период отсутствовали. Это свидетельствует о наличии в действиях хозяйствующих субъектов – участников рынка <…> признаков согласованных действий, которые привели к одновременному повышению розничных цен на бензин АИ-92 и Дт в период с 01.07.2011г. по 01.10.2011г., а именно:

- одинаковые розничные цены (отличались несущественно);

- тенденция к «выравниванию» цен (рост и снижение, приводящие цены к единому уровню);

- практически синхронное изменение цен, не соответствующее динамике изменения оптовых закупок (т.е. поставщики, даты, объемы и цены закупки  у всех продавцов разные); при этом у большинства продавцов при росте розничных цен на АЗС тенденция роста оптовых закупочных цен отсутствует <…>.

- превышение розничных цен, сложившихся на исследуемом рынке, над средним уровнем розничных цен по Курской области. 

                Однако все указанные продавцы основной причиной роста розничных цен на нефтепродукты назвали рост оптовых отпускных цен на топливо. Кроме того, в качестве причины роста розничных цен был назван и рост цен на близлежащих АЗС, а также конъюнктура  рынка <…>.

                В распоряжениях <…> прямо указано, что розничная цена устанавливается «в связи с увеличением розничных цен на близлежащих АЗС».

В письменных пояснениях <…> указал, что «Копию приказов на изменения цен не предоставляю, т.к. меняем их в зависимости от изменения оптовых цен на рынке и розничных цен на ближайших АЗС».

В приказах <…> цены на бензин АИ-92 установлены «в связи с изменением закупочной цены». Однако, как было указано выше, закупочные цены на АИ-92 в исследуемый период не росли. Аналогично сформулированы приказы <…>, при том, что закупочные цены <…> на АИ-92 в исследуемый период также не росли.

В приказах «О ценах на нефтепродукты на АЗС» <…> цены установлены «В связи с изменениями конъюнктуры рынка и цен на нефтепродукты» (при том, что тенденция роста оптовых цен в исследуемый период у <…> отсутствует).

В письменных пояснениях <…> а также в представленных копиях приказов об изменении цен причина роста цен и их совпадения с конкурентами не указана.

В ходе рассмотрения дела предприниматели и их представители факт нарушения не признали.

<…>

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия  Курского УФАС приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в период с 01 июля по 01 октября 2011 года рост розничных цен на АИ-92 и Дт на АЗС индивидуальных предпринимателей: <…> не был обоснован пропорциональным ростом оптовых цен на моторное топливо, а также не был обусловлен иными экономическими факторами, в равной степени влияющими на всех участников рынка. Динамика оптовых закупочных цен на нефтепродукты у всех предпринимателей разная, поставщики, объемы закупок, темпы роста оптовых цен различны; в ряде случаев роста оптовых цен вообще не наблюдается. Однако, как установлено в ходе рассмотрения дела, рост розничных цен происходил поэтапно, практически одновременно на всех АЗС указанных предпринимателей. При этом динамика роста  розничных цен не совпадает и не соответствует динамике изменения оптовых цен, и не может быть обусловлена ею. Розничные цены на АЗС поддерживались практически на одном уровне. Сложившиеся в указанный период розничные цены на АИ-92 и Дт в г. Железногорске и Железногорском районе превышали средний уровень, сложившийся по региону (разница достигала 1,50 руб.)

Согласованность действий предпринимателей по повышению розничных цен на АЗС подтверждается письменными доказательствами (копии приказов, письменные пояснения), и устными показаниями в ходе рассмотрения дела. Кроме того, наличие согласованности действий между рядом предпринимателей косвенно подтверждают следующие обстоятельства: <…>

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлен факт неоднократного, экономически   необоснованного согласованного повышения индивидуальными предпринимателями <…> розничных цен на бензин АИ-92, дизельное топливо, реализуемые на АЗС г. Железногорска и Железногорского района, в период с июля по сентябрь 2011 года включительно.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ  в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности, приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.

Согласно п. 17 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями  общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с п. 18 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

                В  связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о нарушении <…> части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в неоднократном согласованном повышении и поддержании розничных цен на бензин АИ-92, дизельное топливо, реализуемые на АЗС г. Железногорска и Железногорского района, в период с 01 июля по 01 октября 2011 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.1 ст.23, ст. 36, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать <…> нарушившими ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий по повышению и поддержанию розничных цен на бензин АИ-92, дизельное топливо, реализуемые на АЗС г. Железногорска и Железногорского района, в период с 01 июля по 01 октября 2011 года.

2. Выдать <…> предписание о недопущении согласованных действий по одновременному повышению розничных цен на бензин АИ-92, дизельное топливо на розничном рынке г. Железногорска и Железногорского района Курской области, при отсутствии объективных экономических оснований для повышения цен.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев  со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-05/42-2011 [format] => [safe_value] => 03-05/42-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 53 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 53 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-27 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-27 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1327320412 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курское УФАС России )