Решение в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Курск"

Номер дела: 04-05/09-2011
Дата публикации: 8 июня 2011, 00:00

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «01» июня 2011 года                                      г.Курск

В полном объеме решение изготовлено «08» июня 2011 года

                                                                                                           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Комов Ю.А. - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

Волкова М.В. – зам. руководителя Управления,

Исаенко Н.В. - начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

рассмотрев дело №04-05/09-2011 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (<…>), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов другого лица — покупателя природного газа гр-на М.  <…>, а именно в осуществлении расчетов за поставленный с 01.01.2011г. в жилое помещение гр-на М. по адресу: <…> природный газ по нормативам потребления при наличии у покупателя прибора учета газа, в присутствии представителей (по доверенности) ООО «Газпром межрегионгаз Курск» Г., П, П, представителя (по доверенности) ОАО «Курскгаз» С., представителя (по доверенности) ФГУ «Курский центр стандартизации, метрологии и сертификации» Н., 

УСТАНОВИЛА:

09 марта 2011 года в Курское УФАС России поступило заявление гр-на М. с жалобой на действия ООО «Курскрегионгаз», выразившиеся в осуществлении с 01.01.2011г. расчетов за поставленный природный газ по нормативам потребления без учета показаний установленного в его жилом помещении по адресу: <…>, прибора учета газа и требовании погасить задолженность за поставленный в 2011 году природный газ в сумме 4062,27 руб.

При рассмотрении данного заявления и дополнительно представленной информации Курским УФАС России установлено следующее.

12.12.2006г. между ООО «Курскрегионгаз» и гр-ном М. был заключен договор купли-продажи природного газа, в соответствии с которым ООО «Курскрегионгаз» (после переименования - ООО «Газпром межрегионгаз Курск») (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Курск») осуществляет поставку природного газа в принадлежащее гр-ну М. жилое помещение, расположенное по адресу:  <…>

Учет количества поставляемого газа до 01.01.2011г. осуществлялся ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в соответствии с показаниями установленного в жилом помещении гр-на М. прибора учета газа (тип G4 РЛ, заводской номер 391936, 2006 года выпуска, изготовитель — Украина) (далее — газовый счетчик G4РЛ).

После 01.01.2011г. ООО «Газпром межрегионгаз Курск» стало рассчитывать количество поставляемого в жилое помещение гр-на М. природного газа по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ.

ООО «Газпром Межрегионгаз Курск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 29.03.2001г. №69).

По этой причине ООО «Газпром Межрегионгаз Курск» при осуществлении деятельности по реализации природного газа обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела №04-05/09-2011 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (<…>), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов другого лица — покупателя природного газа гр-на М. (<…>), а именно в осуществлении расчетов за поставленный с 01.01.2011г. в жилое помещение гр-на М. по адресу: <…> природный газ по нормативам потребления при наличии у покупателя прибора учета газа.

26 мая 2011 года ОАО «Курскгаз» представило в Курское УФАС России копию технического паспорта на установленный в жилом помещении гр-на М. газовый счетчик G4РЛ, из которого следует, что данный прибор учета газа был изготовлен 27 апреля 2006 года и прошел на заводе-изготовителе первичную поверку.

27 мая 2011 года ФГУ «Курский центр стандартизации, метрологии и сертификации» представлена в Курское УФАС России документированная информация (вх.№2609) о том, что межповерочный интервал на газовый счетчик типа G4РЛ составляет пять лет. Данный срок должен исчисляться с конкретной даты поверки, указанной в техническом паспорте на счетчик.

На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, состоявшемся 01 июня 2011 года, представитель ООО «Газпром межрегионгаз Курск» указала, что гр-нин М. как собственник принадлежащего  ему имущества несет бремя его содержания, в связи с чем, должен располагать сведениями о дате проведения поверки газового счетчика G4РЛ и обязан был предоставить соответствующую информацию в ООО «Газпром межрегионгаз Курск». Данные сведения содержатся в техническом паспорте на газовый счетчик G4РЛ, который гр-нин М. на запрос ООО «Газпром межрегионгаз Курск» не предоставил. В тоже время, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» несколько раз направляло гр-ну М. уведомления об истечении с 01.01.2011г. срока проведения поверки прибора учета газа G4РЛ, возражений на которые от данного потребителя не поступало. При этом, имеющиеся в распоряжении ООО «Газпром межрегионгаз Курск» документы содержали сведения лишь о годе выпуска газового счетчика G4РЛ, информация о конкретной дате проведения его первичной поверки была предоставлена ОАО «Курскгаз» в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Курск» лишь 21.04.2011г.

Представитель ОАО «Курскгаз» пояснила, что газовый счетчик G4РЛ был установлен в жилом помещении гр-на М. специалистом ОАО «Курскгаз», который зафиксировал в акте опломбирования данного прибора учета лишь год его выпуска, так как не определил месяц его изготовления (апрель), указанный в техническом паспорте на украинском языке (КВI). Согласно находящегося в архиве ОАО «Курскгаз» технического  паспорта на газовый счетчик G4РЛ он был изготовлен 27 апреля 2006 года и поверен на заводе-изготовителе. Так как для данного типа счетчиков межповерочный интервал составляет пять лет, то срок его поверки истек 27 апреля 2011 года, а не 1 января 2011 года.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ООО «Газпром Межрегионгаз Курск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 29.03.2001г. №69).

По этой причине ООО «Газпром Межрегионгаз Курск» при осуществлении деятельности по реализации природного газа обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Комиссией установлено, что 12.12.2006г. между ООО «Газпром межрегионгаз Курск» и гр-ном М. был заключен договор купли-продажи природного газа, в соответствии с которым ООО «Газпром межрегионгаз Курск» осуществляет поставку природного газа в принадлежащее гр-ну М. жилое помещение, расположенное по адресу:  <…>.

Учет количества поставляемого газа до 01.01.2011г. осуществлялся ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в соответствии с показаниями установленного в жилом помещении гр-на М. газового счетчика G4РЛ.

После 01.01.2011г. ООО «Газпром межрегионгаз Курск» стало рассчитывать количество поставляемого в жилое помещение гр-на М. природного газа по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ.

Согласно части 2 статьи 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 — 547 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно части 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 21 Правил поставки газа в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998г. №162 (далее — Правила поставки газа), предусмотрено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.

Согласно пунктам 22 и 23 Правил поставки газа, учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны.

Таким образом, в силу требований действующего законодательства количество поставляемого по договору природного газа подлежит обязательному коммерческому учету с применением приборов учета газа передающей или принимающей стороны.

После 01.01.2011г. ООО «Газпром межрегионгаз Курск» стало рассчитывать количество поставляемого в жилое помещение гр-на М. природного газа по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ. В обоснование перевода данного потребителя на нормативный способ расчета объема потребления природного газа ООО «Газпром межрегионгаз Курск» сослалось на истечение срока проведения поверки газового счетчика G4РЛ с 01.01.2011г.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26.06.2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке.

Как предусмотрено пунктом 1.7 Порядка проведения поверки средств измерений, утв. приказом Госстандарта России от 18.07.1994г. №125 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.07.1994г. №640) (далее — Прядок проведения поверки), результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается «Свидетельство о поверке».

Если особенности конструкции (или условия эксплуатации) средств измерений делают невозможным нанесение на них поверительных клейм, то поверительные клейма наносят на паспорт или формуляр средств измерений.

В материалах дела имеется копия технического паспорта на газовый счетчик G4РЛ, неотъемлемой частью которого является свидетельство о приемке и первичной поверке (раздел 8 технического паспорта) (далее — свидетельство о приемке и первичной поверке газового счетчика G4РЛ). Согласно данного свидетельства, счетчик газа ротационный G4РЛ с заводским номером 391936 отвечает техническим условиям ТУ У 13648866.005-97, признан пригодным к эксплуатации и прошел первичную поверку на заводе-изготовителе, что подтверждается оттиском поверочного клейма. Датой изготовления газового счетчика G4РЛ является 27 апреля 2006 года. Данная информация подтверждена ОАО «Курскгаз», которое 08.12.2006г. осуществляло опломбирование места присоединения  газового счетчика G4РЛ к газопроводу (пломба с оттиском ГАЗ-31), о чем составлен соответствующий акт, подписанный специалистом ОАО «Курскгаз» Я. и потребителем — М.

Таким образом, установленный в жилом помещении гр-на М. газовый счетчик G4РЛ изготовлен 27 апреля 2006 года и прошел первичную поверку на заводе — изготовителе, результатом которой являлось подтверждение его пригодности к применению.

Согласно пункта 2.8 Порядка проведения поверки, результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала.

В материалах дела имеются письменные пояснения ФГУ «Курский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (вх.№2609 от 27.05.2011г.) о том, что согласно данных Государственного реестра средств измерений межповерочный интервал на газовый счетчик G4РЛ составляет пять лет. При этом, данный срок должен исчисляться с конкретной даты поверки, указанной в техническом паспорте на счетчик.

Так как свидетельство о приемке и первичной поверке газового счетчика G4РЛ содержит одновременно сведения о конкретной дате его изготовления с оттиском поверочного клейма, то соответствующая дата должна являться датой, с которой следует исчислять начало межповерочного интервала. Следовательно, срок проведения очередной периодической поверки газового счетчика истек лишь 26 апреля 2011 года.

При таких обстоятельствах действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск», выразившиеся в осуществлении с 01.01.2011г. расчетов за поставленный гр-ну М. природный газ по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ являются неправомерными.

Как подтверждается материалами дела, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» выставило для оплаты гр-ну М. квитанцию от 17.02.2011г., в которой произвело начисления  за поставленный в 2011 году природный газ по нормативам потребления в сумме 4062, 08 рублей. 21 февраля 2011 года ООО «Газпром межрегионгаз Курск» известило гр-на М. о наличии у него задолженности за поставленный в 2011 году природный газ в сумме 4062, 27 рублей, возникшей в связи с переводом данного потребителя на расчеты по нормативам потребления с 01.01.2011г. При этом, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» также уведомило гр-на М. о том, что в случае неоплаты указанной задолженности в срок до 10.03.2011г. будет прекращена подача природного газа с отключением от газораспределительной сети.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» при наличии у гр-на М. пригодного к применению газового счетчика G4РЛ, срок поверки которого по состоянию на 01.01.2011г. не истек, осуществило расчеты за поставленный в 2011 году природный газ по нормативам потребления и угрожало прекращением поставки газа при неоплате неправомерно начисленного долга.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Материалами дела установлено, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск», выразившиеся в осуществлении с 01.01.2011г. расчетов за поставленный гр-ну М. природный газ по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ привели к ущемлению законных прав и экономических интересов гр-на М.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Курск» ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов другого лица — покупателя природного газа гр-на М. (<…>), а именно в осуществлении расчетов за поставленный с 01.01.2011г. в жилое помещение гр-на М. по адресу: <…> природный газ по нормативам потребления при наличии у покупателя прибора учета газа.

В соответствии со статьей 22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются не только выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, но и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Комиссией установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в письме от 25.04.2011г. (исх.№18-1846) сообщило гр-ну М. об истечении срока поверки газового счетчика G4РЛ 26 апреля 2011 года и осуществлении перерасчета платы за поставленный в 2011 году природный газ с учетом показаний данного прибора учета газа, а также об отсутствии долга по оплате за поставленный природный газ по состоянию на 30 апреля 2011 года. При этом, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в указанном письме также признало недействительным долг, начисленный гр-ну М. в квитанции на оплату природного газа от 15 апреля 2011 года. Данное  обстоятельство свидетельствует о признании ООО «Газпром межрегионгаз Курск» совершенного правонарушения и совершении действий, направленных на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом того обстоятельства, что до принятия решения по делу ООО «Газпром межрегионгаз Курск» устранены последствия нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия в целях предупреждения монополистической деятельности считает необходимым выдать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (<…> ) нарушившим ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов другого лица — покупателя природного газа гр-на М. (<…>), а именно в осуществлении расчетов за поставленный с 01.01.2011г. в жилое помещение гр-на М. по адресу: <…> природный газ по нормативам потребления при наличии у покупателя прибора учета газа.

2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии Свиридова Д.В. 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии    Ю.А. Комов 

Члены Комиссии             М.В. Волкова 

                                     Н.В. Исаенко 

                                     Д .В. Свиридов

stdClass Object ( [vid] => 6550 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Курск" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6550 [type] => solution [language] => ru [created] => 1325059346 [changed] => 1368702290 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368702290 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «01» июня 2011 года                                      г.Курск

В полном объеме решение изготовлено «08» июня 2011 года

                                                                                                           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Комов Ю.А. - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

Волкова М.В. – зам. руководителя Управления,

Исаенко Н.В. - начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

рассмотрев дело №04-05/09-2011 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (<…>), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов другого лица — покупателя природного газа гр-на М.  <…>, а именно в осуществлении расчетов за поставленный с 01.01.2011г. в жилое помещение гр-на М. по адресу: <…> природный газ по нормативам потребления при наличии у покупателя прибора учета газа, в присутствии представителей (по доверенности) ООО «Газпром межрегионгаз Курск» Г., П, П, представителя (по доверенности) ОАО «Курскгаз» С., представителя (по доверенности) ФГУ «Курский центр стандартизации, метрологии и сертификации» Н., 

УСТАНОВИЛА:

09 марта 2011 года в Курское УФАС России поступило заявление гр-на М. с жалобой на действия ООО «Курскрегионгаз», выразившиеся в осуществлении с 01.01.2011г. расчетов за поставленный природный газ по нормативам потребления без учета показаний установленного в его жилом помещении по адресу: <…>, прибора учета газа и требовании погасить задолженность за поставленный в 2011 году природный газ в сумме 4062,27 руб.

При рассмотрении данного заявления и дополнительно представленной информации Курским УФАС России установлено следующее.

12.12.2006г. между ООО «Курскрегионгаз» и гр-ном М. был заключен договор купли-продажи природного газа, в соответствии с которым ООО «Курскрегионгаз» (после переименования - ООО «Газпром межрегионгаз Курск») (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Курск») осуществляет поставку природного газа в принадлежащее гр-ну М. жилое помещение, расположенное по адресу:  <…>

Учет количества поставляемого газа до 01.01.2011г. осуществлялся ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в соответствии с показаниями установленного в жилом помещении гр-на М. прибора учета газа (тип G4 РЛ, заводской номер 391936, 2006 года выпуска, изготовитель — Украина) (далее — газовый счетчик G4РЛ).

После 01.01.2011г. ООО «Газпром межрегионгаз Курск» стало рассчитывать количество поставляемого в жилое помещение гр-на М. природного газа по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ.

ООО «Газпром Межрегионгаз Курск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 29.03.2001г. №69).

По этой причине ООО «Газпром Межрегионгаз Курск» при осуществлении деятельности по реализации природного газа обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела №04-05/09-2011 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (<…>), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов другого лица — покупателя природного газа гр-на М. (<…>), а именно в осуществлении расчетов за поставленный с 01.01.2011г. в жилое помещение гр-на М. по адресу: <…> природный газ по нормативам потребления при наличии у покупателя прибора учета газа.

26 мая 2011 года ОАО «Курскгаз» представило в Курское УФАС России копию технического паспорта на установленный в жилом помещении гр-на М. газовый счетчик G4РЛ, из которого следует, что данный прибор учета газа был изготовлен 27 апреля 2006 года и прошел на заводе-изготовителе первичную поверку.

27 мая 2011 года ФГУ «Курский центр стандартизации, метрологии и сертификации» представлена в Курское УФАС России документированная информация (вх.№2609) о том, что межповерочный интервал на газовый счетчик типа G4РЛ составляет пять лет. Данный срок должен исчисляться с конкретной даты поверки, указанной в техническом паспорте на счетчик.

На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, состоявшемся 01 июня 2011 года, представитель ООО «Газпром межрегионгаз Курск» указала, что гр-нин М. как собственник принадлежащего  ему имущества несет бремя его содержания, в связи с чем, должен располагать сведениями о дате проведения поверки газового счетчика G4РЛ и обязан был предоставить соответствующую информацию в ООО «Газпром межрегионгаз Курск». Данные сведения содержатся в техническом паспорте на газовый счетчик G4РЛ, который гр-нин М. на запрос ООО «Газпром межрегионгаз Курск» не предоставил. В тоже время, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» несколько раз направляло гр-ну М. уведомления об истечении с 01.01.2011г. срока проведения поверки прибора учета газа G4РЛ, возражений на которые от данного потребителя не поступало. При этом, имеющиеся в распоряжении ООО «Газпром межрегионгаз Курск» документы содержали сведения лишь о годе выпуска газового счетчика G4РЛ, информация о конкретной дате проведения его первичной поверки была предоставлена ОАО «Курскгаз» в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Курск» лишь 21.04.2011г.

Представитель ОАО «Курскгаз» пояснила, что газовый счетчик G4РЛ был установлен в жилом помещении гр-на М. специалистом ОАО «Курскгаз», который зафиксировал в акте опломбирования данного прибора учета лишь год его выпуска, так как не определил месяц его изготовления (апрель), указанный в техническом паспорте на украинском языке (КВI). Согласно находящегося в архиве ОАО «Курскгаз» технического  паспорта на газовый счетчик G4РЛ он был изготовлен 27 апреля 2006 года и поверен на заводе-изготовителе. Так как для данного типа счетчиков межповерочный интервал составляет пять лет, то срок его поверки истек 27 апреля 2011 года, а не 1 января 2011 года.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ООО «Газпром Межрегионгаз Курск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 29.03.2001г. №69).

По этой причине ООО «Газпром Межрегионгаз Курск» при осуществлении деятельности по реализации природного газа обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Комиссией установлено, что 12.12.2006г. между ООО «Газпром межрегионгаз Курск» и гр-ном М. был заключен договор купли-продажи природного газа, в соответствии с которым ООО «Газпром межрегионгаз Курск» осуществляет поставку природного газа в принадлежащее гр-ну М. жилое помещение, расположенное по адресу:  <…>.

Учет количества поставляемого газа до 01.01.2011г. осуществлялся ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в соответствии с показаниями установленного в жилом помещении гр-на М. газового счетчика G4РЛ.

После 01.01.2011г. ООО «Газпром межрегионгаз Курск» стало рассчитывать количество поставляемого в жилое помещение гр-на М. природного газа по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ.

Согласно части 2 статьи 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 — 547 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно части 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 21 Правил поставки газа в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998г. №162 (далее — Правила поставки газа), предусмотрено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.

Согласно пунктам 22 и 23 Правил поставки газа, учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны.

Таким образом, в силу требований действующего законодательства количество поставляемого по договору природного газа подлежит обязательному коммерческому учету с применением приборов учета газа передающей или принимающей стороны.

После 01.01.2011г. ООО «Газпром межрегионгаз Курск» стало рассчитывать количество поставляемого в жилое помещение гр-на М. природного газа по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ. В обоснование перевода данного потребителя на нормативный способ расчета объема потребления природного газа ООО «Газпром межрегионгаз Курск» сослалось на истечение срока проведения поверки газового счетчика G4РЛ с 01.01.2011г.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26.06.2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке.

Как предусмотрено пунктом 1.7 Порядка проведения поверки средств измерений, утв. приказом Госстандарта России от 18.07.1994г. №125 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.07.1994г. №640) (далее — Прядок проведения поверки), результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается «Свидетельство о поверке».

Если особенности конструкции (или условия эксплуатации) средств измерений делают невозможным нанесение на них поверительных клейм, то поверительные клейма наносят на паспорт или формуляр средств измерений.

В материалах дела имеется копия технического паспорта на газовый счетчик G4РЛ, неотъемлемой частью которого является свидетельство о приемке и первичной поверке (раздел 8 технического паспорта) (далее — свидетельство о приемке и первичной поверке газового счетчика G4РЛ). Согласно данного свидетельства, счетчик газа ротационный G4РЛ с заводским номером 391936 отвечает техническим условиям ТУ У 13648866.005-97, признан пригодным к эксплуатации и прошел первичную поверку на заводе-изготовителе, что подтверждается оттиском поверочного клейма. Датой изготовления газового счетчика G4РЛ является 27 апреля 2006 года. Данная информация подтверждена ОАО «Курскгаз», которое 08.12.2006г. осуществляло опломбирование места присоединения  газового счетчика G4РЛ к газопроводу (пломба с оттиском ГАЗ-31), о чем составлен соответствующий акт, подписанный специалистом ОАО «Курскгаз» Я. и потребителем — М.

Таким образом, установленный в жилом помещении гр-на М. газовый счетчик G4РЛ изготовлен 27 апреля 2006 года и прошел первичную поверку на заводе — изготовителе, результатом которой являлось подтверждение его пригодности к применению.

Согласно пункта 2.8 Порядка проведения поверки, результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала.

В материалах дела имеются письменные пояснения ФГУ «Курский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (вх.№2609 от 27.05.2011г.) о том, что согласно данных Государственного реестра средств измерений межповерочный интервал на газовый счетчик G4РЛ составляет пять лет. При этом, данный срок должен исчисляться с конкретной даты поверки, указанной в техническом паспорте на счетчик.

Так как свидетельство о приемке и первичной поверке газового счетчика G4РЛ содержит одновременно сведения о конкретной дате его изготовления с оттиском поверочного клейма, то соответствующая дата должна являться датой, с которой следует исчислять начало межповерочного интервала. Следовательно, срок проведения очередной периодической поверки газового счетчика истек лишь 26 апреля 2011 года.

При таких обстоятельствах действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск», выразившиеся в осуществлении с 01.01.2011г. расчетов за поставленный гр-ну М. природный газ по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ являются неправомерными.

Как подтверждается материалами дела, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» выставило для оплаты гр-ну М. квитанцию от 17.02.2011г., в которой произвело начисления  за поставленный в 2011 году природный газ по нормативам потребления в сумме 4062, 08 рублей. 21 февраля 2011 года ООО «Газпром межрегионгаз Курск» известило гр-на М. о наличии у него задолженности за поставленный в 2011 году природный газ в сумме 4062, 27 рублей, возникшей в связи с переводом данного потребителя на расчеты по нормативам потребления с 01.01.2011г. При этом, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» также уведомило гр-на М. о том, что в случае неоплаты указанной задолженности в срок до 10.03.2011г. будет прекращена подача природного газа с отключением от газораспределительной сети.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» при наличии у гр-на М. пригодного к применению газового счетчика G4РЛ, срок поверки которого по состоянию на 01.01.2011г. не истек, осуществило расчеты за поставленный в 2011 году природный газ по нормативам потребления и угрожало прекращением поставки газа при неоплате неправомерно начисленного долга.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Материалами дела установлено, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск», выразившиеся в осуществлении с 01.01.2011г. расчетов за поставленный гр-ну М. природный газ по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ привели к ущемлению законных прав и экономических интересов гр-на М.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Курск» ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов другого лица — покупателя природного газа гр-на М. (<…>), а именно в осуществлении расчетов за поставленный с 01.01.2011г. в жилое помещение гр-на М. по адресу: <…> природный газ по нормативам потребления при наличии у покупателя прибора учета газа.

В соответствии со статьей 22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются не только выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, но и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Комиссией установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в письме от 25.04.2011г. (исх.№18-1846) сообщило гр-ну М. об истечении срока поверки газового счетчика G4РЛ 26 апреля 2011 года и осуществлении перерасчета платы за поставленный в 2011 году природный газ с учетом показаний данного прибора учета газа, а также об отсутствии долга по оплате за поставленный природный газ по состоянию на 30 апреля 2011 года. При этом, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в указанном письме также признало недействительным долг, начисленный гр-ну М. в квитанции на оплату природного газа от 15 апреля 2011 года. Данное  обстоятельство свидетельствует о признании ООО «Газпром межрегионгаз Курск» совершенного правонарушения и совершении действий, направленных на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом того обстоятельства, что до принятия решения по делу ООО «Газпром межрегионгаз Курск» устранены последствия нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия в целях предупреждения монополистической деятельности считает необходимым выдать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (<…> ) нарушившим ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов другого лица — покупателя природного газа гр-на М. (<…>), а именно в осуществлении расчетов за поставленный с 01.01.2011г. в жилое помещение гр-на М. по адресу: <…> природный газ по нормативам потребления при наличии у покупателя прибора учета газа.

2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии Свиридова Д.В. 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии    Ю.А. Комов 

Члены Комиссии             М.В. Волкова 

                                     Н.В. Исаенко 

                                     Д .В. Свиридов

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «01» июня 2011 года                                      г.Курск

В полном объеме решение изготовлено «08» июня 2011 года

                                                                                                           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Комов Ю.А. - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

Волкова М.В. – зам. руководителя Управления,

Исаенко Н.В. - начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

рассмотрев дело №04-05/09-2011 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (<…>), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов другого лица — покупателя природного газа гр-на М.  <…>, а именно в осуществлении расчетов за поставленный с 01.01.2011г. в жилое помещение гр-на М. по адресу: <…> природный газ по нормативам потребления при наличии у покупателя прибора учета газа, в присутствии представителей (по доверенности) ООО «Газпром межрегионгаз Курск» Г., П, П, представителя (по доверенности) ОАО «Курскгаз» С., представителя (по доверенности) ФГУ «Курский центр стандартизации, метрологии и сертификации» Н., 

УСТАНОВИЛА:

09 марта 2011 года в Курское УФАС России поступило заявление гр-на М. с жалобой на действия ООО «Курскрегионгаз», выразившиеся в осуществлении с 01.01.2011г. расчетов за поставленный природный газ по нормативам потребления без учета показаний установленного в его жилом помещении по адресу: <…>, прибора учета газа и требовании погасить задолженность за поставленный в 2011 году природный газ в сумме 4062,27 руб.

При рассмотрении данного заявления и дополнительно представленной информации Курским УФАС России установлено следующее.

12.12.2006г. между ООО «Курскрегионгаз» и гр-ном М. был заключен договор купли-продажи природного газа, в соответствии с которым ООО «Курскрегионгаз» (после переименования - ООО «Газпром межрегионгаз Курск») (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Курск») осуществляет поставку природного газа в принадлежащее гр-ну М. жилое помещение, расположенное по адресу:  <…>

Учет количества поставляемого газа до 01.01.2011г. осуществлялся ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в соответствии с показаниями установленного в жилом помещении гр-на М. прибора учета газа (тип G4 РЛ, заводской номер 391936, 2006 года выпуска, изготовитель — Украина) (далее — газовый счетчик G4РЛ).

После 01.01.2011г. ООО «Газпром межрегионгаз Курск» стало рассчитывать количество поставляемого в жилое помещение гр-на М. природного газа по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ.

ООО «Газпром Межрегионгаз Курск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 29.03.2001г. №69).

По этой причине ООО «Газпром Межрегионгаз Курск» при осуществлении деятельности по реализации природного газа обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела №04-05/09-2011 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (<…>), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов другого лица — покупателя природного газа гр-на М. (<…>), а именно в осуществлении расчетов за поставленный с 01.01.2011г. в жилое помещение гр-на М. по адресу: <…> природный газ по нормативам потребления при наличии у покупателя прибора учета газа.

26 мая 2011 года ОАО «Курскгаз» представило в Курское УФАС России копию технического паспорта на установленный в жилом помещении гр-на М. газовый счетчик G4РЛ, из которого следует, что данный прибор учета газа был изготовлен 27 апреля 2006 года и прошел на заводе-изготовителе первичную поверку.

27 мая 2011 года ФГУ «Курский центр стандартизации, метрологии и сертификации» представлена в Курское УФАС России документированная информация (вх.№2609) о том, что межповерочный интервал на газовый счетчик типа G4РЛ составляет пять лет. Данный срок должен исчисляться с конкретной даты поверки, указанной в техническом паспорте на счетчик.

На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, состоявшемся 01 июня 2011 года, представитель ООО «Газпром межрегионгаз Курск» указала, что гр-нин М. как собственник принадлежащего  ему имущества несет бремя его содержания, в связи с чем, должен располагать сведениями о дате проведения поверки газового счетчика G4РЛ и обязан был предоставить соответствующую информацию в ООО «Газпром межрегионгаз Курск». Данные сведения содержатся в техническом паспорте на газовый счетчик G4РЛ, который гр-нин М. на запрос ООО «Газпром межрегионгаз Курск» не предоставил. В тоже время, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» несколько раз направляло гр-ну М. уведомления об истечении с 01.01.2011г. срока проведения поверки прибора учета газа G4РЛ, возражений на которые от данного потребителя не поступало. При этом, имеющиеся в распоряжении ООО «Газпром межрегионгаз Курск» документы содержали сведения лишь о годе выпуска газового счетчика G4РЛ, информация о конкретной дате проведения его первичной поверки была предоставлена ОАО «Курскгаз» в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Курск» лишь 21.04.2011г.

Представитель ОАО «Курскгаз» пояснила, что газовый счетчик G4РЛ был установлен в жилом помещении гр-на М. специалистом ОАО «Курскгаз», который зафиксировал в акте опломбирования данного прибора учета лишь год его выпуска, так как не определил месяц его изготовления (апрель), указанный в техническом паспорте на украинском языке (КВI). Согласно находящегося в архиве ОАО «Курскгаз» технического  паспорта на газовый счетчик G4РЛ он был изготовлен 27 апреля 2006 года и поверен на заводе-изготовителе. Так как для данного типа счетчиков межповерочный интервал составляет пять лет, то срок его поверки истек 27 апреля 2011 года, а не 1 января 2011 года.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ООО «Газпром Межрегионгаз Курск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 29.03.2001г. №69).

По этой причине ООО «Газпром Межрегионгаз Курск» при осуществлении деятельности по реализации природного газа обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Комиссией установлено, что 12.12.2006г. между ООО «Газпром межрегионгаз Курск» и гр-ном М. был заключен договор купли-продажи природного газа, в соответствии с которым ООО «Газпром межрегионгаз Курск» осуществляет поставку природного газа в принадлежащее гр-ну М. жилое помещение, расположенное по адресу:  <…>.

Учет количества поставляемого газа до 01.01.2011г. осуществлялся ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в соответствии с показаниями установленного в жилом помещении гр-на М. газового счетчика G4РЛ.

После 01.01.2011г. ООО «Газпром межрегионгаз Курск» стало рассчитывать количество поставляемого в жилое помещение гр-на М. природного газа по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ.

Согласно части 2 статьи 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 — 547 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно части 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 21 Правил поставки газа в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998г. №162 (далее — Правила поставки газа), предусмотрено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.

Согласно пунктам 22 и 23 Правил поставки газа, учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны.

Таким образом, в силу требований действующего законодательства количество поставляемого по договору природного газа подлежит обязательному коммерческому учету с применением приборов учета газа передающей или принимающей стороны.

После 01.01.2011г. ООО «Газпром межрегионгаз Курск» стало рассчитывать количество поставляемого в жилое помещение гр-на М. природного газа по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ. В обоснование перевода данного потребителя на нормативный способ расчета объема потребления природного газа ООО «Газпром межрегионгаз Курск» сослалось на истечение срока проведения поверки газового счетчика G4РЛ с 01.01.2011г.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26.06.2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке.

Как предусмотрено пунктом 1.7 Порядка проведения поверки средств измерений, утв. приказом Госстандарта России от 18.07.1994г. №125 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.07.1994г. №640) (далее — Прядок проведения поверки), результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается «Свидетельство о поверке».

Если особенности конструкции (или условия эксплуатации) средств измерений делают невозможным нанесение на них поверительных клейм, то поверительные клейма наносят на паспорт или формуляр средств измерений.

В материалах дела имеется копия технического паспорта на газовый счетчик G4РЛ, неотъемлемой частью которого является свидетельство о приемке и первичной поверке (раздел 8 технического паспорта) (далее — свидетельство о приемке и первичной поверке газового счетчика G4РЛ). Согласно данного свидетельства, счетчик газа ротационный G4РЛ с заводским номером 391936 отвечает техническим условиям ТУ У 13648866.005-97, признан пригодным к эксплуатации и прошел первичную поверку на заводе-изготовителе, что подтверждается оттиском поверочного клейма. Датой изготовления газового счетчика G4РЛ является 27 апреля 2006 года. Данная информация подтверждена ОАО «Курскгаз», которое 08.12.2006г. осуществляло опломбирование места присоединения  газового счетчика G4РЛ к газопроводу (пломба с оттиском ГАЗ-31), о чем составлен соответствующий акт, подписанный специалистом ОАО «Курскгаз» Я. и потребителем — М.

Таким образом, установленный в жилом помещении гр-на М. газовый счетчик G4РЛ изготовлен 27 апреля 2006 года и прошел первичную поверку на заводе — изготовителе, результатом которой являлось подтверждение его пригодности к применению.

Согласно пункта 2.8 Порядка проведения поверки, результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала.

В материалах дела имеются письменные пояснения ФГУ «Курский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (вх.№2609 от 27.05.2011г.) о том, что согласно данных Государственного реестра средств измерений межповерочный интервал на газовый счетчик G4РЛ составляет пять лет. При этом, данный срок должен исчисляться с конкретной даты поверки, указанной в техническом паспорте на счетчик.

Так как свидетельство о приемке и первичной поверке газового счетчика G4РЛ содержит одновременно сведения о конкретной дате его изготовления с оттиском поверочного клейма, то соответствующая дата должна являться датой, с которой следует исчислять начало межповерочного интервала. Следовательно, срок проведения очередной периодической поверки газового счетчика истек лишь 26 апреля 2011 года.

При таких обстоятельствах действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск», выразившиеся в осуществлении с 01.01.2011г. расчетов за поставленный гр-ну М. природный газ по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ являются неправомерными.

Как подтверждается материалами дела, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» выставило для оплаты гр-ну М. квитанцию от 17.02.2011г., в которой произвело начисления  за поставленный в 2011 году природный газ по нормативам потребления в сумме 4062, 08 рублей. 21 февраля 2011 года ООО «Газпром межрегионгаз Курск» известило гр-на М. о наличии у него задолженности за поставленный в 2011 году природный газ в сумме 4062, 27 рублей, возникшей в связи с переводом данного потребителя на расчеты по нормативам потребления с 01.01.2011г. При этом, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» также уведомило гр-на М. о том, что в случае неоплаты указанной задолженности в срок до 10.03.2011г. будет прекращена подача природного газа с отключением от газораспределительной сети.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» при наличии у гр-на М. пригодного к применению газового счетчика G4РЛ, срок поверки которого по состоянию на 01.01.2011г. не истек, осуществило расчеты за поставленный в 2011 году природный газ по нормативам потребления и угрожало прекращением поставки газа при неоплате неправомерно начисленного долга.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Материалами дела установлено, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск», выразившиеся в осуществлении с 01.01.2011г. расчетов за поставленный гр-ну М. природный газ по нормативам потребления без учета показаний газового счетчика G4РЛ привели к ущемлению законных прав и экономических интересов гр-на М.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Курск» ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов другого лица — покупателя природного газа гр-на М. (<…>), а именно в осуществлении расчетов за поставленный с 01.01.2011г. в жилое помещение гр-на М. по адресу: <…> природный газ по нормативам потребления при наличии у покупателя прибора учета газа.

В соответствии со статьей 22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются не только выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, но и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Комиссией установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в письме от 25.04.2011г. (исх.№18-1846) сообщило гр-ну М. об истечении срока поверки газового счетчика G4РЛ 26 апреля 2011 года и осуществлении перерасчета платы за поставленный в 2011 году природный газ с учетом показаний данного прибора учета газа, а также об отсутствии долга по оплате за поставленный природный газ по состоянию на 30 апреля 2011 года. При этом, ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в указанном письме также признало недействительным долг, начисленный гр-ну М. в квитанции на оплату природного газа от 15 апреля 2011 года. Данное  обстоятельство свидетельствует о признании ООО «Газпром межрегионгаз Курск» совершенного правонарушения и совершении действий, направленных на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом того обстоятельства, что до принятия решения по делу ООО «Газпром межрегионгаз Курск» устранены последствия нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия в целях предупреждения монополистической деятельности считает необходимым выдать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» (<…> ) нарушившим ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, результатом которого является ущемление интересов другого лица — покупателя природного газа гр-на М. (<…>), а именно в осуществлении расчетов за поставленный с 01.01.2011г. в жилое помещение гр-на М. по адресу: <…> природный газ по нормативам потребления при наличии у покупателя прибора учета газа.

2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии Свиридова Д.В. 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии    Ю.А. Комов 

Члены Комиссии             М.В. Волкова 

                                     Н.В. Исаенко 

                                     Д .В. Свиридов

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-05/09-2011 [format] => [safe_value] => 04-05/09-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 55 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 55 [vid] => 6 [name] => Газоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-07 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-07 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1325059346 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курское УФАС России )