«Фортуна» приложилась к ОСАГО

Сфера деятельности: Контроль финансовых рынков

На днях известная фирма прислала в редакцию пресс-релиз, в котором с гордостью сообщала об очередной победе в конкурсе на право годичного страхования имущественного комплекса десяти атомных станций России, в том числе и курской.

Совокупная страховая сумма по договору выглядела так внушительно, что от обилия нолей в глазах зарябило. Поди, сотрудники приложили массу усилий, чтобы заполучить такого важного клиента. Ничего не попишешь – конкуренция! Вот только владельцы автомобилей с недавних пор всерьез засомневались в этом эффективном рычаге рыночных отношений. Странно? Список компаний, занимающихся страховым бизнесом в нашем регионе, немаленький, и они должны ценить каждого клиента. Какие могут быть сомнения? Явно автомобилисты привередничают. Звоню в ближайшую к дому компанию, на мой взгляд, уважаемую и авторитетную.

– У меня закончился срок действия полиса ОСАГО. Могу ли я сегодня подъехать и заключить договор с вашей организацией?

– Сегодня не успеете. У нас очередь, – отвечает менеджер.

– Очередь?!..

– Да, к сожалению. Бланки на ОСАГО поступают из Москвы в ограниченном количестве, поэтому люди занимают очередь с утра пораньше.

В другой не менее известной компании огорчили тем, что договоры ОСАГО они заключают только с теми, кто значится в их клиентской базе. Новеньких ни-ни.

В третьей намекнули на какое-то индивидуальное собеседование…

– Знаем мы эти «индивидуальные собеседования», – пояснили автомобилисты, обратившиеся в редакцию. – Почти неделю по Курску мотаемся с просроченным полисом. И везде в нагрузку предлагают застраховать еще что-либо: жизнь, здоровье и всякое прочее.

– А в «Росгосстрах-Курск» обращались?

Лучше бы не спрашивал.

Резвился на рынке монополист

Еще в ноябре прошлого года совместной комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области и Главного управления Центрального банка РФ по Курской области рассмотрено дело в отношении ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» по Курской области. Началось все с того, что в Курское управление ФАС стали поступать жалобы автовладельцев. Из заявлений следовало, что сотрудники и агенты к пакету обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств навязывали дополнительную услугу – индивидуальное страхование от несчастных случаев («Фортуна-Авто»). Без этой самой «фортуны» компания отказывалась заключать договор. Стоимость такой «добровольно-принудительной» страховой услуги с апреля выросла с 750 до 1300 рублей.

В действиях филиала «Росгосстраха» УФАС усмотрело признаки нарушения антимонопольного законодательства и выдало в июне 2013 года предупреждение о прекращении навязывания дополнительной услуги. В августе филиал компании ООО «Росгосстрах» письменно уведомил УФАС о прекращении нарушения. В частности, в письменном сообщении говорилось, что в целях соблюдения действующего антимонопольного законодательства президентом ООО «Росгосстрах» Хачатуровым Д.Э. издан приказ, в соответствии с которым до сведения всех ответственных сотрудников и структурных подразделений доведена информация о недопущении навязывания добровольного страхования от несчастных случаев при заключении со страхователями договоров ОСАГО. Инцидент, казалось, исчерпан. Между тем филиал компании ООО «Росгосстрах», формально сообщив об исполнении предупреждения, на практике не прекратил злоупотребление на рынке ОСАГО.

Похоже, грозный приказ столичного начальства на работников местного филиала не воздействовал. В адрес Курского УФАС по-прежнему продолжали поступать жалобы физических лиц о навязывании дополнительных страховых услуг. Пришлось от уговоров переходить к делу. Совместная комиссия установила, что филиал ООО «Росгосстрах» в Курской области, пользуясь своим доминирующим положением на рынке ОСАГО, навязывает потенциальным клиентам индивидуальное страхование от несчастных случаев при заключении договора ОСАГО. Более того, при отказе страхователя заключить договор индивидуального страхования филиал компании ООО «Росгосстрах» необоснованно отказывал в заключении договора ОСАГО. При этом если автомобилист заключал договор индивидуального страхования от несчастных случаев, то у него, согласно условиям, утвержденным ООО «Росгосстрах», в последующем отсутствовала возможность вернуть страховую премию при досрочном расторжении договора, что существенно ущемляло права и интересы владельцев транспортных средств. Данные действия филиала ООО «Росгосстрах» в Курской области совместная комиссия расценила как злоупотребление доминирующим положением.

У водителей память хорошая

– Компания «Росгосстрах» была оштрафована на сумму 650 тысяч рублей. Оштрафовано и должностное лицо – руководитель, – сообщила начальник отдела товарных рынков Курского УФАС Екатерина Лихушина. – К сожалению, компания не согласилась с нашим предписанием и обжаловала его в суде. На сегодня она продолжает свою недобросовестную практику.

По данным, собранным нашими читателями, во многих страховых фирмах, работающих в сфере ОСАГО, под разными предлогами уклоняются от заключения договора. Причины, скорее, экономического плана. Этот вид бизнеса потерял свою былую финансовую привлекательность. Страховщики уверены, что для нормального функционирования системы ОСАГО необходимо пересматривать тарифы в целом, в том числе базовую ставку. Они не менялись 10 лет, инфляция выросла более чем вдвое, увеличился средний размер выплат из-за удорожания цен на запчасти и стоимость ремонта. Сейчас идет рассмотрение соответствующих поправок в законодательство. В июне грядут некоторые перемены и, по всей видимости, в лучшую сторону. Пока идет торг – насколько повысить базовую ставку. СК мечтают о 40 процентах, Центробанк уверен, что хватит и 25. Правда, крайними в этой ситуации почему-то остаются автовладельцы. Без полиса ОСАГО проехаться можно только до ближайшего инспектора ГИБДД. Хочешь или не хочешь, а соглашайся на стояние в очередях или переплачивай за пакет дополнительных услуг, вроде страхования жизни и здоровья детей, внуков и даже тещи.

Но, думается мне, от резких и противозаконных действий некоторые страховые компании, озабоченные сиюминутными прибылями, в дальнейшем потеряют гораздо больше. По самым скромным подсчетам, рынок «автогражданки» в нашем регионе потянет сегодня на полмиллиарда рублей. Весьма лакомый кусок, который при увеличении базовой ставки сделается еще привлекательней.

Страховщикам не следует особо уповать на обязательность ОСАГО. Дескать, куда клиент денется с подводной лодки. Еще раз повторю: фирм-страховщиков в области хватает. Клиент, которому хотя бы раз «выкручивали руки», навязывая дополнительный продукт, беспамятством не страдает. Да и компании, соблюдающие действующий закон, на рынке все же присутствуют. К ним и обратиться. Вполне возможно, что в скором времени страховой рынок поделится между конкурентами более гармонично и в пользу добросовестных фирм. Никто, знаете ли, качество обслуживания со счетов не сбрасывал. А испортить впечатление о себе можно и вежливым тоном. Напроказившему убеждать с помощью рекламы в своей белизне и пушистости, прямо скажем, будет накладно.

Одарите лучше валерьянкой

Кстати, Екатерина Лихушина, рекомендовала один из способов борьбы с «доппакетами» к ОСАГО. По ее словам, лучше всего на страховщиков действует письменная заявка на оказание услуги, разумеется, с копией для себя. Во-вторых, если агент или сотрудник начинает ссылаться на приказ или распоряжение вышестоящего руководства, надо требовать, чтобы эти документы показали, и, естественно, снять с них копию хотя бы на мобильник. «Индивидуальные беседы» или переговоры необходимо открыто фиксировать на диктофон или видеокамеру, чтобы в дальнейшем собранные материалы предъявить в управление Роспотребназора или ФАС вкупе с заявлением на нарушителей. Иной раз, признаться, бюрократические механизмы весьма эффективно выполняют защитную функцию. Конечно, эта тактика способна повлиять на качество и ширину улыбок офисных работников, испортив им настроение. Переживаемо. В крайнем случае подарите пузырек с валерианой. Она все же дешевле «Фортуны».

Борис КИРЯЕВ