Навязались на свою голову

На страховом рынке Курска скандал. История, о которой знали абсолютно все автолюбители, неожиданно получила правовую оценку, неприятную для страховщиков. 20 августа компания «Росгосстрах» уведомила управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области, что выполнила предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Суть нарушения заключалась в следующем: при заключении с владельцами автомобилей договора об обязательном страховании автогражданской ответственности страховщики отказывались оформлять его, если клиент не оформит дополнительную страховку от несчастных случаев.

История тянулась с апреля, когда к антимонопольщикам поступили первые жалобы от курян. Деньги «в довесок» приходилось платить довольно ощутимые: вначале 1 000, а затем 1 300 рублей. 

— Пришёл я про­длить договор ОСАГО, — рассказывает автолюбитель Виктор Золоторёв. — Мне заявили, что полис подорожал. Я деньги заплатил, а потом заметил в бумагах ещё один полис. Тут и выяснилось, что я, оказывается, ещё один договор страхования заключил. Когда начал возмущаться, мне сказали, что по инструкции мне не могут дать ОСАГО без второго полиса. Я спорить не стал — деньги-то уже уплачены.

Подобные «грешки» встречаются почти у всех крупных страховых компаний. Но история с «Росгосстрахом» наделала много шума в Курске. На прошлой неделе наш корреспондент посетил несколько офисов страховых компаний под видом клиента. Довесок в виде дополнительного полиса не предложили нигде.

— У нас была похожая услуга, которую мы предлагали вместе с договором, — по секрету призналась менеджер одной из фирм. — Все так делают. Но сейчас начальство дало команду всё прекратить. Надолго ли — не знаем.

Для курских страховщиков дело обошлось малой кровью. А пермскому филиалу «Росгосстраха» за отказ от выполнения требований УФАС выписали штраф в 6 миллионов рублей. Курские менеджеры уверяют, что дело тут не в политике компании, а в «перегибах на местах».

— Жалобы действительно были, — соглашается главный специалист группы маркетинговых коммуникаций курского филиала страховой компании Ксения ПЕРЗЯЕВА. — Но внутренних приказов об обязательном добавлении к ОСАГО других договоров у нас не издавалось. Просто при заключении договора наши менеджеры предлагают максимальную защиту. Видимо, их не так поняли.

В ООО «Росгосстрах» издан приказ о недопустимости навязывания добровольного страхования от несчастных случаев. 

— В происходящем я усматриваю и нарушение «Закона о защите прав потребителей», — говорит адвокат Воронежской коллегии адвокатов Виктор БРЯНЦЕВ. — В частности, пунктов статьи, которые запрещают обуславливать приобретение одних товаров другими. Это же касается и услуг. Убытки, причинённые потребителю из-за нарушения его права на свободный выбор, возмещаются продавцом. Также продавец, в нашем случае менеджер, не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы. Но обязать это сделать может только суд.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

Как избежать навязывания дополнительных услуг

Советует юрист общества защиты прав потребителей Виталий МЕЛЬНИКОВ:
— Внимательно изучить документы, которые вам предоставляет страховой агент, перед тем как ставить на них подпись. Особое внимание следует обратить на приложения к договору и не лениться читать условия, набранные мелким шрифтом.
Прямо спросить менеджера, не предлагает ли компания каких-либо дополнительных страховок, сколько они стоят и каковы последствия их заключения. Если эти страховки вам не нужны, отказывайтесь. По закону менеджер не имеет права отказать в оформлении полиса ОСАГО.

Если менеджер ссылается на некие «внутренние правила компании», предупредите, что он нарушает законы «О защите прав потребителя» и «О защите конкуренции». В случае если вам всё равно отказывают в заключении договора, запишите имя менеджера и обращайтесь с жалобой в управление антимонопольной службы и Роспотребнадзор.

Вадим КОРОТКИХ