Повода для сенсации нет

Слияние двух крупных ритейлеров бытовой техники и электроники,«М. Видео» и «Эльдорадо», может стать одной из крупнейших сделок на российском рынке. С моментакак Федеральная антимонопольная служба одобрила «М.Видео» покупку 100 процентов сети «Эльдорадо», участники рынка наперебой обсуждают подробности возможной сделки.

Многих особенно взволновал тот факт, что ФАС предписал сократить количество торговых точек, в том числе в ряде регионов. Кое-кто даже решил, что все магазины «Эльдорадо» будут закрыты.

Однако эксперты считают, что повода для сенсации на самом деле нет.

В предписаниях ФАС указано, что новая объединенная компания, которая появится в результате сделки, должна прекратить торговлю на части торговых площадей в течение шести месяцев после совершения сделки. Также антимонопольная служба добавила, что ритейлерам необходимо будет расторгнуть договоры аренды и сублицензионные договоры или продать объекты, находящиеся в собственности. Причем речь идет о точках как ООО «М.Видео Менеджмент», так и ООО «Эльдорадо».

В «М.Видео» в целом позитивно оценивают решение ФАС. Со слов пресс-службы компании, руководство «М.Видео» продолжает консультации с компанией PPF (владелец ООО «Эльдорадо») с учетом полученных предписаний.

В «Эльдорадо» комментариев относительно сделки не дают, однако работа магазинов идёт без изменений: в прежнем режиме продолжаются акции, растет региональная сеть, идёт активная экспансия интернет-торговли, развитие новых форматов. Согласно сообщению компании, «Эльдорадо» продолжает реализацию выбранной стратегии развития, которая никак не изменилась в связи с идущей сделкой. Только с начала года компания открыла интернет-представительства почти в 20 городах России, а сеть пунктов заказа и выдачи – небольших торговых точек, предлагающих покупателям товары по специальным интернет-ценам и полный набор дополнительных услуг – включает в себя уже 120 площадок.

Экспертное сообщество склоняется к тому, что сделка по консолидации двух крупнейших российских ритейлеров бытовой техники и электроники благотворно скажется на развитии рынка. В частности, финансовый аналитик Мария Колбина считает: «От этого объединения никто не пострадает, а наоборот – выиграет. Во-первых, у нас появляется крупный игрок, который имеет лидирующую долю на рынке. Второе – он подстегнет общую неконсолидированную розницу. Поэтому я думаю, что для сектора важно наличие крупного конкурента, который будет в чем-то диктовать правильные, качественные условия на рынке, специальным качественным ассортиментом, ценообразованием, более агрессивным развитием онлайн-ритейла. Поэтому у нас сектор должен укрепиться, а некачественные игроки чуть быстрее уйдут с рынка».

Учитывая, что уже несколько лет компания не снижает темпы развития, эксперты уверены, что по итогам сделки такой сильный бренд останется на рынке. Так, управляющий партнер London Consulting&Management Company Дмитрий Золин считает, что «М-Видео» и «Эльдорадо» – это два разных бренда, два разных магазина, устроенных по-разному. Здесь существует возможность как работы под одним брендом, так и сохранения нескольких брендов, как мы это наблюдали в результате слияния-поглощения «Пятерочки» с «Перекрестком» и впоследствии – с «Каруселью».

И возвращаясь к потребителям, согласно статье 58 Часть 1 ГК РФ, при слиянии таких крупных игроков все гарантийные обязательства перед потребителями берет на себя новый владелец или новое юридическое лицо. Таким образом покупатель в любом случае получает весь положенный по закону послепродажный сервис вне зависимости от того, под какой вывеской будет работать магазин.

Такая крупная сделка, как слияние «М.Видео» и «Эльдорадо», может завершиться не ранее чем к середине 2014 года. Таким образом предписанные ФАС изменения в работе двух сетей можно ожидать к концу 2014 года. До того времени магазины сетей «М.Видео» и «Эльдорадо», скорее всего, будут работать в штатном режиме.