Ответы на вопросы, поступившие на публичном слушании 15 декабря 2017 г.

1. На вопрос о передаче права пользования муниципальным (государственным) имуществом  предприятиям общественного питания.

 

В статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» закреплено общее правило передачи прав пользования в отношении государственного и муниципального имущества, согласно которому заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В тоже время, данная норма закона содержит ряд исключений из обозначенного выше общего порядка распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Так, согласно п.2 ч.3.2 ст.17.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В этой связи, передача права пользования государственным или муниципальным имуществом государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организациям общественного питания осуществляется без проведения торгов  в силу прямого указания закона (п.2 ч.3.2 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции») и не требует согласования с антимонопольным органом.

Примечания: Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997г. №1036 (далее - Правила оказания услуг общепита), определены следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

Согласно ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», введенным в действие Приказом Росстандарта от 27 июня 2013г. №191-ст (далее - ГОСТ 31985-2013), под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

Понятие общественного питания определено так же в ст. 346.27 Налогового кодекса, согласно которой услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса.

 

2. На вопрос о передаче права пользования муниципальным (государственным) имуществом  для размещения сетей связи.

 

В соответствии с п.7 ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество для размещения сетей связи.

В этой связи, передача права пользования государственным или муниципальным имуществом для размещения сетей связи осуществляется без проведения торгов  в силу прямого указания закона (п.7 ч.1 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции») и не требует согласования с антимонопольным органом.

Примечание: Определение понятий «сеть связи» и «средство связи» содержится в  ст.2 Федерального закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи», согласно которой сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи (п.24); средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями (п.28).

 

3. На вопрос о передаче права пользования муниципальным (государственным) имуществом  адвокатам и адвокатским палатам.

 

В соответствии с п.5 ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам.

В этой связи, передача права пользования государственным или муниципальным имуществом адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам осуществляется без проведения торгов  в силу прямого указания закона (п.5 ч.1 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции») и не требует согласования с антимонопольным органом.

При этом, следует учесть, что понятия «адвокат» и «адвокатская палата» не являются идентичными и, соответственно, порядок передачи данным субъектам муниципального или государственного имущества будет отличаться.

Так, согласно ст.123.16-1 Гражданского кодекса РФ адвокатскими палатами признаются некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве и созданные в виде адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

В соответствии с ч.4 ст.29 Федерального закона от 31.05.2002г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

Таким образом, адвокатские палаты - некоммерческие организации, безвозмездно осуществляющие правовую помощь населению, защиту интересов адвокатов.

В соответствии с ч.5 ст.4 ФЗ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Таким образом, адвокаты являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими профессиональную деятельность, приносящую им доход, в связи с чем на них в полной мере распространяются действия норм ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем передача данным лицам в пользование государственного или муниципального имущества без проведения торгов и без согласования предоставления преференции с антимонопольным органом недопустимо.

 

4. На вопрос о передаче муниципального (государственного) имущества в хозяйственное ведение.

 

В статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» закреплено общее правило передачи прав пользования в отношении государственного и муниципального имущества, согласно которому заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

Порядок распоряжения объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, определен Федеральным законом от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно которому передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (ч.1 ст..28.1).

Аналогичная норма в отношении объектов водоснабжения и водоотведения установлена ч.1 ст.41.1  Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В то же время, глава 19 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность передачи государственного и муниципального имущества на праве хозяйственного ведения государственным или муниципальным унитарным предприятиям и на праве оперативного управления учреждениям и казенным предприятиям.

В этой связи, действия, связанные с передачей прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, в том числе объектов тепло, -водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в хозяйственное ведение или оперативное управление, не являются нарушением антимонопольного законодательства.

Указанная правовая позиция подтверждена судебной практикой, так в Определении Верховного Суда РФ от 31.07.2017г. №303-КГ17-4054 по делу №А24-1728/2016 указано, что действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление государственного и муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, ввиду того, что как следует из ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, содержащиеся в ней требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.

 

5. Можно ли проводить торги в форме аукциона на право заключения договора аренды сетей тепло- /водоснабжения, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения тепло- /водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении торгов, менее 5 лет.

 

В соответствии с п. 6 ст. 41.1 Федерального Закона 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,  договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор. Аналогичные положения закреплены в п. 5 ст. 28.1 Федерального Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в отношении объектов теплоснабжения.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» утвержден Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

В данных правилах указано, что по решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества - систем коммунальной инфраструктуры и иных объекты коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса;

Таким образом, антимонопольное законодательство не содержит императивной нормы, обязывающей проводить торги на право заключения договора аренды сетей тепло- /водоснабжения только в форме конкурса.