Разъяснения о заключении договоров муниципальными образовательными учреждениями

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ

 о заключении договоров муниципальными образовательными учреждениями

 

            В связи с многочисленными устными обращениями муниципальных заказчиков сферы образования, а также поступлением в УФАС по Курской области официального запроса  Комитета образования и науки Курской области по вопросу о заключении гражданско-правовых договоров в соответствии со ст.55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и о применении норм антимонопольного законодательства при предоставлении права пользования муниципальным имуществом (оборудованием и помещениями для приготовления пищи) лицам, осуществляющим оказание услуг по питанию учащихся образовательных учреждений, Управление считает необходимым довести до сведения заинтересованных лиц следующее.

 

            1. Порядок заключения муниципальных контрактов (гражданско-правовых договоров) с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения торгов или запросов котировок регламентируется статьей 55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» №94-ФЗ от 21.07.2005г. (далее - ФЗ «О размещении заказов...»).

            Пунктом 14 части 2 статьи 55 ФЗ «О размещении заказов...» закреплено право заказчиков заключать контракты с единственным поставщиком, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, который в соответствии с указанием Центрального Банка РФ от 20.06.2007г. №1843-У составляет 100 000 рублей. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

            Данная норма закона устанавливает максимальную сумму размещаемых заказов на приобретение одноименных товаров (работ, услуг) в течение квартала (т.е. последовательных трех месяцев), без проведения процедуры торгов или запроса котировок. Следовательно, если в течение квартала сумма размещаемых одним заказчиком заказов на одноименные товары, работы, услуги у единственного поставщика превысит установленный законом максимальный предел, такие действия заказчика будут противоречить указанной норме ФЗ «О размещении заказов...».

            В случае, если сумма размещаемых заказов на приобретение одноименных товаров (работ, услуг) не превышает 100 000 рублей в течение одного или нескольких кварталов (в т.ч. в течение календарного года), заказчик вправе заключить на такую сумму один или несколько контрактов (договоров) с единственным поставщиком на основании п.14 ч.2 ст.55 ФЗ «О размещении заказов...».

            Таким образом, заключение муниципальным бюджетным учреждением гражданско-правового договора на оказание услуг по организации горячего питания детей, обучающихся в данном муниципальном образовательном учреждении, на сумму, не превышающую 100 000 рублей в течение квартала (либо периода, большего, чем один квартал), с единственным поставщиком (исполнителем) без проведения запроса котировок не является нарушением требований ФЗ «О размещении заказов...».

            Данные действия муниципального заказчика также не могут квалифицироваться как нарушение антимонопольного законодательства, поскольку возможность заключения указанных договоров без проведения конкурентных процедур прямо предусмотрена действующим законодательством (ст.55 ФЗ «О размещении заказов...»).

                       

            2. Порядок расторжения заключенных контрактов и иных гражданско-правовых договоров в рамках размещения муниципального заказа установлен частью 8 статьи 9 ФЗ «О размещении заказов...», согласно которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом, статьей 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что при отсутствиb соглашения сторон о расторжении договора по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при наличии правовых оснований, предусмотренных законом или договором.

            Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, издание Комитетом образования города Курска приказа №494 от 18.07.2013г. не является основанием для одностороннего расторжения заключенных муниципальными заказчиками договоров на оказание услуг по организации питания учащихся.

 

            3. В соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ «О размещении заказов...» гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением  договоров, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных (высшее и среднее профессиональное образование) услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более трех лет.

            Иных ограничений относительно предельного срока, на который бюджетными учреждениями как заказчиками могут заключаться гражданско-правовые договоры, законодательством о размещении заказов не установлено.

            Как следует из ч.1 ст.6 ФЗ «О размещении заказов...», определение предмета и существенных условий контракта осуществляется заказчиком (либо уполномоченным органом, созданным для размещения соответствующих заказов). Таким образом, принятие решения о сроке действия и иных условиях договоров, заключаемых муниципальными образовательными учреждениями на оказание услуг для нужд данных заказчиков, отнесено законодательством к компетенции самих заказчиков.

 

            4. В соответствии с полномочиями, возложенными на антимонопольный орган действующим законодательством (ст.22, ст.23 ФЗ «О защите конкуренции») УФАС по Курской области осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в т.ч. статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции». Указанная статья закона устанавливает, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров за исключением случаев, предусмотренных законом.

            Статья 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» содержит широкий перечень случаев, допускающих заключение таких договоров без проведения торгов, в который помимо п.10 ч.1 данной статьи, указанного в п.1 приказа Комитета образования города Курска №494 от 18.07.2013г., входит еще 15 различных оснований. Так, в частности, п.14 ч.1 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции» допускает передачу в аренду, безвозмездное пользование муниципального имущества, являющегося частью помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем 20 квадратных метров и не превышает 10% площади соответствующего помещения, здания, сооружения. Кроме того, независимо от размера передаваемого в пользование муниципального имущества, согласно п.9 ч.1, ч.3  ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции» оно может быть передано хозяйствующему субъекту без проведения торгов в качестве предоставления муниципальной преференции в целях и в порядке, установленных ст.ст.19-20 ФЗ «О защите конкуренции».

            В соответствии с частью 3 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции»  муниципальная преференция в целях, установленных частью 1 данной нормы закона, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Для получения такого согласия лицо, которое намерено предоставить хозяйствующему субъекту муниципальную преференцию, должно представить в антимонопольный орган соответствующее заявление с приложением копий документов, перечисленных в статье 20 ФЗ «О защите конкуренции», и с указанием целей предоставления преференции.

            Таким образом, передача муниципального имущества в аренду или в безвозмездное пользование без проведения торгов - в качестве предоставления муниципальной преференции должна быть согласована с антимонопольным органом в порядке, предусмотренном ФЗ «О защите конкуренции».

            Кроме того, статьей 296 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В отношении муниципального имущества города Курска полномочия собственника имущества осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска на основании Положения о данном Комитете, утвержденного решением Курского городского Собрания от 29.05.2008г. №43-4-РС. Таким образом, муниципальные бюджетные образовательные учреждения вправе распоряжаться закрепленным за ними на праве оперативного управления муниципальным имуществом, в т.ч. передавать его в аренду или безвозмездное пользование, с согласия Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска. 

            Необходимость получения учреждением иных согласований для передачи закрепленного за ним на праве оперативного управления муниципального имущества в аренду или в безвозмездное пользование действующим законодательством не предусмотрена.