• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Курское УФАС рекомендует рассмотреть возможность снижения расценок

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курское УФАС) в рамках своих полномочий провело проверку обоснованности расценок ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Курской области» (далее – Курский ЦСМ) на услуги по поверке весов.

Причиной проверки стали поступающие жалобы на высокую стоимость данных услуг.

 

В соответствии с действующим законодательством поверку средств измерений могут осуществлять любые юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в любом субъекте РФ, и аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений. Вместе с тем, Курский ЦСМ является единственным таким хозяйствующим субъектом на территории Курской области. Ближайшие центры метрологии находятся за пределами нашей области в соседних регионах. Таким образом, Курский ЦСМ можно рассматривать как доминирующий хозсубъект на рынке услуг по поверке, что дает повод в ряде случаев анализировать цены на его услуги на предмет монопольно высоких.

 

Федеральным законом от 26.06.08 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлением Правительства РФ от 22.12.2009г. № 1057 «О порядке оплаты работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам» предусмотрено государственное регулирование цен на работы (услуги) по проведению поверки средств измерений осуществляется. Курский ЦСМ разрабатывает прейскурант цен на свои услуги на основании установленных нормативов и утвержденной Минпромторгом РФ Методики расчета стоимости работ (услуг) по поверке средств измерений. Данный прейскурант утверждается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом). При этом приказом Росстандарта от 09.12.11 г. № 6372 для всех государственных региональных центров метрологии утверждены максимально допустимые нормативы трудоемкости работ и (или) услуг по поверке средств измерений, уровня рентабельности, размера средней заработной платы специалистов и размера косвенных расходов.

Курское УФАС проверило прейскурант цен Курского ЦСМ на поверку средств измерений, а также проанализировало калькуляцию на услуги по поверке весов лабораторных электронных высокого класса точности (цена поверки которых сопоставима со стоимостью весов), в том числе состав затрат и уровень рентабельности.

По результатам анализа затрат на проведение указанной поверки было установлено, что стоимость услуги складывается из прямых и косвенных расходов (затрат), с учетом необходимой рентабельности. В стоимость услуги Курским ЦСМ включены прямые затраты, предусмотренные Методикой Минпромторга. Размер косвенных расходов и уровня рентабельности по результатам расчетов, проведенных Курским УФАС, соответствует нормативам, установленным для Курского ЦСМ. Состав прямых и косвенных затрат на поверку средств измерений обоснован в плане финансово-хозяйственной деятельности Курского ЦСМ и утвержден в Росстандарте. Распределение затрат по статьям соответствует единому порядку определения затрат, включаемых в себестоимость выпускаемых изделий или оказываемых услуг, который регламентируется действующими нормативными актами.

Таким образом, признаков нарушения порядка ценообразования в действиях ФБУ «Курский ЦСМ» при формировании и расчете стоимости услуг по поверке весов Курским УФАС не выявлено, расценки на услуги по поверке весов электронных лабораторных высокого класса точности утверждены в пределах, предусмотренных регуляторами для данного вида услуг.

 

Вместе с тем, в ходе проверки Курское УФАС пришло к выводу о возможности снижения цен на ряд услуг Курского ЦСМ.

 

Необходимо отметить достаточно высокий уровень рентабельности Курского ЦСМ (утвержденные Минпромторгом нормативы уровня рентабельности составляют от 10% до 25%, Курский ЦСМ применяет 25%), а главное, высокий уровень косвенных затрат, включенных в калькуляцию. Почти половину стоимости указанной услуги составляют именно косвенные расходы (при том что прямые затраты составляют чуть более 30 процентов). Методика Минпромторга предусматривает норматив косвенных затрат в размере от 115% до 200% от прямых затрат, Курский ЦСМ применяет максимальный уровень – 200%. То есть косвенные расходы в два раза превышают прямые затраты на оказание услуги.

 

По мнению Курского УФАС, в составе косвенных расходов Курского ЦСМ значительные доли занимают статьи, снижение затрат по которым можно рассматривать в качестве резерва снижения себестоимости оказываемых услуг. К таким статьям можно, например, отнести «ремонт помещений», «поверка эталонов», «реклама», «представительские расходы» и некоторые другие. Возможное снижение затрат по отдельным статьям косвенных расходов при сохранении их размера на уровне 115% в соответствии с допустимыми для Курского ЦСМ нормативами, даже при сохранении максимального уровня рентабельности в размере 25%, позволит, по мнению Курского УФАС, снизить цену на поверку (например, цена поверки весов лабораторных электронных высокого класса точности может снизиться с 1579,86 руб. до 1047,80 руб. или на 34%).

 

Соответствующие предложения Курское УФАС направило в адрес ФБУ «Курский ЦСМ».