«На Росгосстрах нагнали страх»

Под давлением Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) ООО «Росгосстрах» начнет возвращать деньги за навязанные страховые полисы. Данное новшество коснется автовладельцев, решивших вернуть навязанный страховой компанией дополнительный полис в течение трех дней.    

ООО «Росгосстрах» сообщило в ФАС России о внесении изменений в договор добровольного страхования от несчастных случаев РГС-Фортуна «Авто», касающихся возможности досрочного отказа страхователей от страхового полиса РГС-Фортуна «Авто», с возвратом стоимости страхового полиса.

Уже в течение полутора лет в адрес ФАС России, Центрального банка РФ (ЦБ РФ), Роспотребнадзора, Российского Союза Автостраховщиков (РСА) поступают многочисленные жалобы граждан на ООО «Росгосстрах» о навязывании потенциальным клиентам (страхователям) дополнительной страховой услуги РГС-Фортуна «Авто».

Поступали аналогичные жалобы и в управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курское УФАС России).

В 2013 г. Курское УФАС России установило, что филиал ООО «Росгосстрах»  в Курской области, пользуясь своим доминирующим положением на рынке ОСАГО, навязывает страхователям дополнительную страховую услугу. За данное правонарушение ООО «Росгосстрах» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 650 000 рублей. Должностные лица – страховые агенты ООО «Росгосстрах», уличенные в навязывании клиентам (страхователям) дополнительной страховой услуги при заключении договора ОСАГО, также привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Кроме того, 13.11.2013 г., Курское УФАС России выдало ООО «Росгосстрах» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, указанное предписание вступило в законную силу в полном объеме 12.11.2014 г. (после того, как Курское УФАС России отстояло его законность в двух судебных инстанциях).

28 января 2015 г.  в  ФАС России поступило письмо ООО «Росгосстрах» об осуществлении действий, направленных на исправление ситуации, сложившейся в связи с оформлением полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) совместно с договорами добровольного страхования от несчастных случаев РГС-Фортуна «Авто».

ООО «Росгосстрах» издан приказ от 15.12.2014 г. № 697хк «О внесении изменений в типовые полисы по страховому продукту по страхованию от несчастных случаев РГС-Фортуна «Авто», которым в типовые полисы по указанному страховому продукту внесена оговорка, предусматривающая возможность досрочного отказа страхователя от договора страхования в течении трех рабочих дней с момента его заключения с возвратом уплаченной страховой премии в полном объеме.

Кроме того, ООО «Росгосстрах» осуществлена корректировка деятельности страховых агентов. Так, представители ООО «Росгосстрах», допустившие навязывание услуги, будут лишаться возможности (полномочий) заключать с потенциальными клиентами договоры добровольного страхования.

ФАС России неоднократно предлагало внести изменения в действующее страховое законодательство в части обязательного установления в правилах добровольного страхования периода, в течение которого страхователь может отказаться от договора страхования  без каких-либо финансовых потерь, так называемого «периода охлаждения». Предложение было рассмотрено, и как результат, ООО «Росгосстрах» добровольно ввело такой период по страховому продукту РГС-Фортуна «Авто».

Необходимо также отметить, что не все представители страхового общества одобряют инициативу ФАС России, в частности президент Российского союза автостраховщиков (РСА) И. Юргенс просит ЦБ РФ не поддерживать ФАС России, считая, что «вопрос о возврате уплаченной премии должен решаться страховыми компаниями самостоятельно».