Анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий Курской области за 2009 год и 1 полугодие 2010 года

          В управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступило ходатайство и документированная информация  ЗАО «Русский Дом» о согласовании приобретения 59 процентов голосующих акций ОАО «Курскхлеб» (основной вид деятельности – производство хлеба и хлебобулочных изделий), что в совокупности с имеющимися акциями составит 100 процентов от уставного капитала указанного хозяйствующего субъекта, посредством совершения сделки купли-продажи ценных бумаг.  

         В целях реализации  Федерального закона  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, в т.ч. при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, необходимо  проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды соответствующих товарных рынков в соответствии с Порядком  проведения анализа  состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220.  

           Цель исследования: определение состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке и оценка влияния планируемой сделки на конкурентную среду, исследование возможности ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке, для принятия решения по результатам рассмотрения ходатайства.

         Временной интервал исследования товарного рынка с учетом цели исследования и доступности информации определен: 2009 год и 1-е полугодие 2010 года.

            Продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены как хлеб и хлебобулочные изделия недлительного хранения (хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной и пшеничной муки различных сортов и их смесей).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности данный товар представляет собой самостоятельную товарную группу:

- код ОКВЭД («ОК034-2007 (КПЕС 2002») 15.81.11 (15.81.11.110 – 15.81.11.140), которая включает изделия хлебобулочные недлительного хранения из различных сортов ржаной и пшеничной муки и их смесей;

- код ОКВЭД (ОК 004-93) 1541000 изделия хлебобулочные и мучные кондитерские, а именно 1541100 – 1541330: хлеб и булочные изделия из ржаной, пшеничной муки различных сортов и их смесей.

Вне рассматриваемой товарной группы заменителей хлебу и хлебобулочным изделиям по цели потребления нет. Хлеб и хлебобулочные изделия являются товарами первой необходимости. Несмотря на имеющий место рост цен на хлеб в последние годы, потребление хлеба населением не сокращается. В составе минимальной потребительской корзины доля хлеба и хлебобулочных изделий составляет 22%.

Крупнейшими хлебозаводами региона выпускаются такие сорта хлеба, как: «Коренской», «Пеклеваный», «Столичный», «Слободской» (ОАО «Курскхлеб»); «Богородский», «Целебный», «Спасский» (ЗАО «Курскхлеб»); «Крестьянский», «Сельский», «Курский», «Старорусский», «Целебный», «Успенский», «Колос», «Горняцкий», «Подовый» (группа Курскхлебпром: ООО «Курский хлебозавод», ЗАО «Рыльский хлебозавод», ЗАО «Железногорский хлебозавод») и др. (буханки развесом 0,5 кг, 0,6 кг, 0,65 кг, 0,7 кг, в том числе без упаковки и упакованные, м/б в нарезке).

В состав исследуемой товарной группы входят и регулируемые сорта хлеба (хлеб «Сеймский», «Дарницкий» и «Майский»). С 2004 года в Курской области существует региональный страховой фонд зерна. Зерно из страхового фонда по фиксированным ценам поступает на мукомольные предприятия региона, которые в свою очередь, поставляют муку из зерна страхового фонда на хлебозаводы в согласованных объемах по фиксированной цене.

  Распоряжениями Администрации Курской области оптовая (отпускная) цена на регулируемые сорта хлеба за одну буханку развесом 0,65 кг поддерживается на уровне 2008 года, а именно: 

- хлеб «Сеймский»  – 8,80 руб.;

- хлеб «Дарницкий»  – 8,20 руб.;

- хлеб «Майский»  – 8,70 руб.

Администрацией Курской области устанавливается предельный размер торговой надбавки для хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, реализующих регулируемые сорта хлеба, в размере 10 процентов к оптовой (отпускной) цене хлебопекарного предприятия независимо от количества посредников (оптовых поставщиков) при реализации в городах и районных центрах, при реализации в сельской местности - 15 процентов (постановление администрации Курской области от 20.10.10 г. №491-па).

По данным Комитета пищевой и перерабатывающей промышленности Курской области, доля регулируемых сортов хлеба в общем объеме произведенного хлеба в Курской области составляет около 50%. 

Географические границы рынка.  

В начале исследования географические границы рынка в соответствии с п. 4.1 Порядка предварительно были определены в административных границах Курской области.

В ходе исследования, при анализе состава продавцов, покупателей, информации о производстве и каналах реализации продукции, о ввозе и вывозе продукции, после выявления условий обращения товара согласно п. 4.2 Порядка были уточнены географические границы рынка.

В соответствии с п. 4.2, 4.3 Порядка при определении географических границ рынка учтены следующие факторы:

-  ценообразование на рынке рассматриваемого товара имеет особенности по сравнению с другими регионами РФ (в составе рассматриваемой товарной группы есть сегмент с регулируемым ценообразованием (регулируемые сорта хлеба), составляющий почти 50% объема товарной массы;

- структура товаропотоков  характеризуется низкими объемами ввоза-вывоза (менее 5 % товарной массы);

- транспортировка товара ограничена краткими сроками хранения и реализации;

- существуют отработанные организационно-транспортные схемы приобретения товара, сложившиеся хозяйственные связи;

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (потребительские предпочтения): сорта хлеба курских производителей наиболее популярны у потребителей, представлены во всех торговых сетях. 

Анализ вышеприведенных факторов позволяет рассматривать рынок хлеба в административных границах региона.

Рассматриваемый  товарный рынок  хлеба и хлебобулочных изделий состоит из отдельных сегментов (локальных рынков) с размытыми границами, выделение которых обусловлено возможностью приобретения (поставки) товара на данной территории и экономической нецелесообразностью приобретения за ее пределами.  Границы локальных рынков не являются  постоянными и подвержены изменениям в течение исследуемого периода, что обусловлено региональными особенностями спроса на рассматриваемый товар, требованиями к условиям транспортировки товара, особенностями транспортировки и рядом других факторов.  

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.  

1. Продавцы.    

Основными производителями хлеба и хлебобулочных изделий являются хлебозаводы (хлебокомбинаты). Также производство хлеба (небольшие объемы) осуществляют районные потребительские общества, подсобные хозяйства при промышленных сельхозпредприятиях, организациях торговли и бытового обслуживания, а также частные пекарни и минипекарни. Количество и ассортимент выпускаемой продукции варьирует, однако объектом исследования, в первую очередь, являются хозяйствующие субъекты, выпекающие необходимый минимум видов хлеба и хлебобулочных изделий, т.н. социально-значимые сорта хлеба. Как показало исследование, наибольшие объемы продукции производятся хлебозаводами. Они также обладают наибольшими возможностями по обновлению и расширению ассортимента и повышению качества продукции.

         Согласно  сведениям,  представленным  территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Курской области (Курскстат), а также данным УФНС по Курской области  (сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП), в настоящее время на территории региона действует 33 хозяйствующих субъекта,  основным видом деятельности которых является «производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения»  код ОКВЭД 15.81. Однако значительная их часть имеет небольшие мощности по производству хлеба и хлебобулочных изделий ( в среднем 1000 тонн в год).

         По данным Курсктата основными производителями хлеба и хлебобулочных изделий являются:

ОАО «Курскхлеб»,  ЗАО «Курскхлеб», ООО «Курский хлебозавод», ЗАО «Железногорский хлебозавод», ООО «Дмитриевский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Курчатовский хлебокомбинат», ЗАО «Рыльский хлебозавод».

         По данным Комитета пищевой и перерабатывающей промышленности Курской области, производство хлеба и хлебобулочных изделий осуществляют:

ОАО «Курскхлеб»,  ЗАО «Курскхлеб», ООО «Курский хлебозавод», ЗАО «Железногорский хлебозавод», ООО «Дмитриевский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Курчатовский хлебокомбинат», ЗАО «Рыльский хлебозавод», ОАО «Льговский хлебозавод»,  ООО «Обоянь хлеб », ОАО «Злак».

         Хлебозаводы: ООО «Курский хлебозавод», ЗАО «Железногорский хлебозавод», ЗАО «Рыльский хлебозавод» находятся под управлением ООО «Курскхлебпром» и образуют группу лиц.

В соответствии с п. 6.4 Порядка доля группы лиц на соответствующем товарном рынке определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. 

Производство регулируемых сортов хлеба осуществляют:

- ОАО «Курскхлеб»,

-ООО «Курский хлебозавод»,

-ЗАО «Курскхлеб»,

- ОАО «Рыльский хлебозавод»,

-ОАО «Обояньхлеб »,

-ОАО «Льговский хлебозавод»,

-3 потребительских общества,

- индивидуальный предприниматель.  

         ОАО «Курскхлеб», являясь крупнейшим в области производителем хлеба, занимает долю более 35% на рассматриваемом товарном рынке и состоит в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов.   

         2. Покупатели.

         На рассматриваемом товарном рынке хлеба и хлебобулочных изделий можно выделить следующие категории конечных покупателей (потребителей), дифференцированных по способу приобретения товара:

- розничные покупатели, т.е. население г.Курска и Курской области – примерно 98% конечной реализации;

- предприятия общественного питания государственных и муниципальных учреждений – 2% конечной реализации.

        Реализация продукции на пути от производителя к конечным потребителям осуществляется по различным каналам, а именно:

- прямая реализация продукции через собственную торговую сеть, расположенную в городе (районе) по месту производства продукции;

- реализация (поставка) продукции предприятиям общепита государственных и муниципальных учреждений;

- оптовая реализация продукции по договорам поставки с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в магазины, торговые сети и т.п.) 

Расчет объема рынка и долей хозяйствующих субъектов.  

При расчете объема соответствующего товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, в соответствии с Порядком, использовались показатели объема производства, производственной мощности, объема реализации продукции, объема годового потребления товара. 

Объем производства.

На долю наиболее крупных хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке Курской области в 2009 году и 1-ом полугодии 2010 года, приходится около 80% общего объема производства хлеба и хлебобулочных изделий  (таблица 1).   

      Объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий и расчет долей наиболее крупных хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем  рынке  области в 2009 и 1-ом полугодии 2010 года.  

*не публикуется   

          Таким образом, крупнейшими хозяйствующими субъектами, действующими  на рассматриваемом товарном рынке области, являются  ОАО «Курскхлеб»,  ЗАО «Курскхлеб» и группа лиц ООО «Курскхлебпром». На их суммарную долю приходится более 70%  общего объема производства хлеба и хлебобулочных изделий в области за исследуемый период (в 2009 году – 72,2% в 1-ом полугодии 2010г  - 74,2%). В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Курскхлеб», ЗАО «Курскхлеб» и  группа лиц ООО «Курскхлебпром» занимают доминирующее положение на рынке хлеба и хлебобулочных изделий Курской области (коллективное доминирование), т.к. их совокупная доля больше долей других хозяйствующих субъектов и превышает 50%, доли стабильны в течение длительного времени (более года) и реализуемый товар (хлеб) не может быть заменен другим товаром при потреблении.  

Производственные мощности.

Учитывая отраслевые особенности рассматриваемого товарного рынка, для более точной характеристики положения на нем хозяйствующих субъектов при проведении анализа использовались также показатели среднегодовой мощности по производству хлеба и хлебобулочных изделий в Курской области.

      Среднегодовая мощность по производству хлеба и хлебобулочных изделий в Курской области в 2009 году в разрезе основных производителей.                                             

*не публикуется

         Расчет долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке  хлеба и хлебобулочных изделий Курской области по показателю среднегодовой мощности подтверждает наличие коллективного доминирующего положения на указанном рынке ОАО «Курскхлеб», ЗАО «Курскхлеб» и группы лиц ООО «Курскхлебпром». Совокупная доля указанных хозяйствующих субъектов в 2009 году составила  78,1%.  

         Кроме того, согласно информации, представленной Комитетом пищевой и перерабатывающей промышленности и продовольствия Курской области, ОАО «Курскхлеб» также является крупнейшим производителем хлеба и хлебобулочных изделий Курской области (табл.3).        

  *не публикуется 

            В течение длительного периода времени  ОАО «Курскхлеб»  занимает существенное положение на рынке хлеба и хлебобулочных изделий Курской области. Его доля составляет более 50% от общего объема производства хлеба и хлебобулочных изделий крупными и средними предприятиями области, действующими на соответствующем товарном рынке и более 35% общего объема производства хлеба и хлебобулочных изделий области.

       Объем реализации.

Ввиду особенностей потребительских свойств исследуемого товара  и его функционального назначения, объем производства хлеба и хлебобулочных изделий практически совпадает с объемом его реализации. 

На основании сведений об объеме производства, объеме ввоза и вывоза продукции, можно осуществить расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке на основании объема  реализации.

В данном случае емкость рынка составит:  объем производства плюс объем ввоза минус объем вывоза.

Федеральной службой государственной статистики по Курской области ввоз и вывоз хлеба и хлебобулочных изделий не отслеживается.

По данным Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области:

         в 2009 году объем ввоза  хлеба и хлебобулочных изделий на территорию региона составил 1600 тонн; объем вывоза   - 900 тонн;       соответственно за 1-е полугодие 2010 года  - 750 тонн и 400 тонн.

         В 2009 году объем реализации крупными и средними производителями составил  72193 – 900 1600 = 72893 тонны;

         в 1-ом полугодии 2010 года  -    33787 – 400 750 = 34137 тонн.

         В 2009 году по полному кругу производителей 80671 - 900 1600 = 81371 тонна,  

         в 1-ом полугодии 2010 года  - 39281 – 400 750 = 39631 тонна.

 Объем рынка и доли хозяйствующих субъектов по объемам реализации хлеба и хлебобулочных изделий

*не публикуется 

         Совокупная доля 3 крупнейших субъектов на рынке (ОАО «Курскхлеб», ЗАО «Курскхлеб», группа Курскхлебпром) по объемам реализации составляет в 2009 году 71,62%, в 1 п/г 2010 года 73,5%. Таким образом, исходя из данного показателя, согласно ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» указанные хозсубъекты коллективно доминируют на рынке. 

По данным Комитета потребительского рынка Курской области, годовой объем потребления хлеба и хлебобулочных изделий по Курской области составляет 81300 тонн. Исходя из объема потребления как объема товарной массы рынка, можно рассчитать доли крупнейших хозсубъектов и по этому показателю:  

*не публикуется        

         Таким образом, расчет исходя из объемов потребления подтверждает выводы о коллективном доминировании вышеуказанных хозяйствующих субъектов. 

Таким образом, анализ долей участников рынка показал, что ОАО «Курскхлеб» является крупнейшим хозяйствующем субъектом на соответствующем товарном рынке; 

ОАО «Курскхлеб»,  ЗАО «Курскхлеб» и группа лиц: ООО «Курский хлебозавод», ЗАО «Рыльский хлебозавод», ЗАО «Железногорский хлебозавод» занимают коллективное доминирующее положение.  

         Показатели, характеризующие уровень концентрации товарного рынка.

В соответствии с п 7.1 Порядка для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

в) иные показатели рыночной концентрации.

Согласно п. 7.2 Порядка в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <=  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <=  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при  < 45% или HHI < 1000.

Для определения уровня концентрации рынка хлеба и хлебобулочных изделий Курской области CR рассчитан по 3 крупнейшим хозсубъектам:

1) по долям исходя из объемов реализации: 

- за 2009 год:  71,62; 

- за 1-е п/г 2010 г.: 73,5.

         2) по долям исходя из объемов производства: 

- за 2009 г.: 72,3

- за 1п/г 2010 г.: 74,2.

         Уровень концентрации рынка стабильно высокий (СR более 70).     

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля –Гиршмана (HHI) на соответствующем товарном рынке рассчитан по сумме квадратов долей по реализации и составил:

- в 2009 году  - 1988,92

- в 1-ом полугодии 2010г – 2024,97  

Рассчитанные коэффициенты позволяют определить уровень концентрации и тип исследуемого рынка. 

Рынок хлеба и хлебобулочных изделий Курской области является высококонцентрированным, со слабо развитой конкуренцией  (CR > 70%; HHI > 2000).          

Барьеры входа на рынок.

1) экономические барьеры: значительные капитальные вложения и длительные сроки их окупаемости; высокая стоимость кредитов; необходимость свободных оборотных средств; затраты на разработку рецептуры новых продуктов; сложившиеся потребительские предпочтения известных сортов хлеба и др.

2) административные барьеры: высокие нормативные требования к санитарно-эпидемиологическим условиям производства и реализации хлеба и др.   

         Анализ влияния планируемой сделки на состояние конкуренции 

*не публикуется 

Указанная сделка может привести к ограничению конкуренции и усилению экономической концентрации на рынке производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий Курской области, в связи с чем принято решение в ходатайстве ЗАО «Русский дом» отказать.