• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение по делу №04-05/15-2014

Номер дела: №04-05/15-2014
Дата публикации: 31 июля 2014, 16:51
 
 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

                                              

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2014 года                                                г.Курск

Решение в полном объеме изготовлено 30 июля 2014 года

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

рассмотрев дело №04-05/15-2014 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» (129090, г.Москва, пер.Глухарев, 4/2) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем ограничения 06.12.2013г. подачи электроэнергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину в с.Косиново Обоянского района Курской области, результатом которого является или может явиться ущемление интересов жителей с.Косиново Обоянского района Курской области, в присутствии председателя АНО «Башкатовского сельского совета» Я., представителя (по доверенности) ОАО «МРСК Центра» Д., прокурора отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Курской области П.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступили материалы проверки, проведенной Прокуратурой Курской области в отношении ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго» (далее — ОАО «МРСК Центра») по обращению председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Курской области З. в связи с введением с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. частичного ограничения режима потребления электрической энергии на объектах АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета».

При рассмотрении указанных материалов и дополнительно представленной информации Курским УФАС России было установлено, что введение с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. ограничения режима потребления электрической энергии на объекте АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважине, повлекло невозможность водоснабжения населения с.Косиново Обоянского района Курской области.

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем приказом Курского УФАС России от 21.03.2014г. №64 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонпольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела №04-05/15-2014 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» (129090, г.Москва, пер.Глухарев, 4/2) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем ограничения с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. подачи электроэнергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину в с.Косиново Обоянского района Курской области, результатом которого является или может явиться ущемление интересов жителей с.Косиново Обоянского района Курской области.

На заседании Комиссии председатель АНО «Водоснабжение Башкатовского сельского совета» пояснила, что ограничение режима потребления электрической энергии с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. на объекте АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважине, привело к прекращению подачи холодной воды жителям с.Косиново Обоянского района Курской области. Размер задолженности, образовавшейся у АНО «Водоснабжение Башкатовского сельского совета» на момент введения ОАО «МРСК Центра» ограничения режима потребления электрической энергии, председателем не оспаривался.

Представитель ОАО «МРСК Центра» пояснил, что возобновление режима потрбления электрической энергии на объекте АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважине, было произведено ОАО «МРСК Центра» по собственной инициативе, задолженность АНО «Водоснабжение Башкатовского сельского совета» на момент возобновления режима потребления электрической энергии 08.12.2013г. погашена не была.

Рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных сведений определениями от 10.06.2014г. и в связи с отсутствием кворума для рассмотрения дела определением от 26.06.2014г.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем приказом Курского УФАС России от 21.03.2014г. №64 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонпольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как установлено Комиссией при рассмотрении дела, 25.02.2013г. между ОАО «МРСК Центра» и АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» заключен договор энергоснабжения №1056-12158/РЭ-06, который распространяет свое действие на отношения сторон с 00:00 часов 01.02.2013г.

В число перечня точек поставки электроэнергии, указанных в Приложении №3 к договору энергоснабжения №1056-12158/РЭ-06 от 25.02.2013г., в числе прочих включена артезианская скважина с.Косиново Обоянского района Курской области с максимальной мощностью энергопринимающих устройств – 6 кВт.

В связи с образовавшейся у АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» задолженностью по оплате электрической энергии на 25.11.2013г. в сумме 214 344 рубля, ОАО «МРСК Центра» в адрес АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» было направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии №177 от 25.11.2013г.

В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон; о перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента; прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

П. 7 ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 №35-ФЗ наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями на утверждение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности), установлен Правилами полного и (или) частичного ограничения режима электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г.  №442 (далее – Правила).

В соответствии с пп. «б» п.2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

Согласно с пп. «а» п.4 Правил ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.

Для потребителей, указанных в п.п.17 и 18 настоящих Правил, в связи с наступлением указанных в настоящем пункте обстоятельств вводится полное ограничение режима потребления с соблюдением указанных в п.17 настоящих Правил сроков введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической и (или) аварийной брони.

Пунктом 18 Правил установлено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с п.2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Согласно представленной в материалы дела документированной информации, АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» не исполнило обязательств по оплате электрической энергии перед ОАО «МРСК Центра» в сроки, указанные в уведомлении о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 25.11.2013г. №177.

АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, а именно, является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения, в том числе артезианской скважины в с.Косиново Обоянского района Курской области.

Акт согласования аварийной брони, величины аварийной брони у АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» отсутствует.

При таких обстоятельствах, с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. ОАО «МРСК Центра» было введено частичное ограничение потребления электрической энергии объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважины в с.Косиново Обоянского района Курской области до уровня аварийной брони 0,6 кВт, что составило 10% максимальной мощности энергопринимающего оборудования скважины, путем отключения 5,4 кВт, что подтверждается актом введения ограничения режима потребления электрической энергии от 06.12.2013г.

Частичное ограничение режима потребления электрической энергии объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважины в с.Косиново Обоянского района в силу технологических особенностей привело к прекращению технологического процесса водоснабжения с.Косиново Обоянского района Курской области.

В результате чего жители с.Косиново Обоянского района Курской области на период ограничения режима потребления электрической энергии были лишены возможности получения питьевой воды.

Ограничение режима потребления электрической энергии в отношении объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельского совета» было возобновлено 08.12.2013г., что подтверждается актом возобновления режима потребления электрической энергии.

При вводе ограничения режима потребления электрической энергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину в с.Косиново Обоянского района, ОАО «МРСК Центра» не учло тот факт, что подача электроэнергии является необходимым элементом технологического процесса подачи питьевой воды жителям с.Косиново Обоянского района Курской области, в том числе добросовестно оплачивающим данную услугу, нарушает их права на бесперебойное получение качественных услуг водоснабжения.

Таким образом, в результате ограничения с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. режима потребления электрической энергии объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважины в с.Косиново Обоянского района, были затронуты права не только АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета», но и права иных лиц, в том числе граждан - потребителей коммунальных услуг.

Действия по ограничению подачи электроэнергии не были соразмерны нарушению условий договора со стороны АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета», выходили за пределы действий, необходимых для пресечения нарушения права.

Для защиты своих имущественных прав ОАО «МРСК Центра» имело возможность использовать иные предусмотренные законом права, не ущемляющие интересов иных лиц, в частности, право на взыскание задолженности в судебном порядке.

С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что использование ОАО «МРСК Центра»  такого способа самозащиты как ограничение режима потребления электрической энергии объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета»  является злоупотреблением правом.

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем приказом Курского УФАС России от 21.03.2014г. №64 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонпольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

   П.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

            Согласно пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

            При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ОАО «МРСК Центра»  доминирующим положением путем нарушения п.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в ограничении с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. подачи электроэнергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину, повлекшем невозможность водоснабжения населения с.Косиново Обоянского района Курской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.48, ст.49, Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «МРСК Центра» (129090, г.Москва, пер.Глухарев, 4/2) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27) нарушившим п.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов других лиц, выразившимся в ограничении с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. подачи электроэнергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину, повлекшем невозможность водоснабжения населения с.Косиново Обоянского района Курской области.

2. В связи с тем, что ОАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г. Курск, ул. К.Маркса, д. 27) с 01 апреля 2014 года вследствие утраты статуса гарантирующего поставщика не осуществляет поставку электрической энергии, предписание по результатам рассмотрения дела №04-05/15-2014 не выдавать.

3. Производство по делу №04-05/15-2014 прекратить.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9508 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №04-05/15-2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9508 [type] => solution [language] => ru [created] => 1412167931 [changed] => 1412167931 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1412167931 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
 
 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

                                              

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2014 года                                                г.Курск

Решение в полном объеме изготовлено 30 июля 2014 года

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

рассмотрев дело №04-05/15-2014 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» (129090, г.Москва, пер.Глухарев, 4/2) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем ограничения 06.12.2013г. подачи электроэнергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину в с.Косиново Обоянского района Курской области, результатом которого является или может явиться ущемление интересов жителей с.Косиново Обоянского района Курской области, в присутствии председателя АНО «Башкатовского сельского совета» Я., представителя (по доверенности) ОАО «МРСК Центра» Д., прокурора отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Курской области П.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступили материалы проверки, проведенной Прокуратурой Курской области в отношении ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго» (далее — ОАО «МРСК Центра») по обращению председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Курской области З. в связи с введением с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. частичного ограничения режима потребления электрической энергии на объектах АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета».

При рассмотрении указанных материалов и дополнительно представленной информации Курским УФАС России было установлено, что введение с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. ограничения режима потребления электрической энергии на объекте АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважине, повлекло невозможность водоснабжения населения с.Косиново Обоянского района Курской области.

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем приказом Курского УФАС России от 21.03.2014г. №64 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонпольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела №04-05/15-2014 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» (129090, г.Москва, пер.Глухарев, 4/2) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем ограничения с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. подачи электроэнергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину в с.Косиново Обоянского района Курской области, результатом которого является или может явиться ущемление интересов жителей с.Косиново Обоянского района Курской области.

На заседании Комиссии председатель АНО «Водоснабжение Башкатовского сельского совета» пояснила, что ограничение режима потребления электрической энергии с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. на объекте АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважине, привело к прекращению подачи холодной воды жителям с.Косиново Обоянского района Курской области. Размер задолженности, образовавшейся у АНО «Водоснабжение Башкатовского сельского совета» на момент введения ОАО «МРСК Центра» ограничения режима потребления электрической энергии, председателем не оспаривался.

Представитель ОАО «МРСК Центра» пояснил, что возобновление режима потрбления электрической энергии на объекте АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважине, было произведено ОАО «МРСК Центра» по собственной инициативе, задолженность АНО «Водоснабжение Башкатовского сельского совета» на момент возобновления режима потребления электрической энергии 08.12.2013г. погашена не была.

Рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных сведений определениями от 10.06.2014г. и в связи с отсутствием кворума для рассмотрения дела определением от 26.06.2014г.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем приказом Курского УФАС России от 21.03.2014г. №64 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонпольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как установлено Комиссией при рассмотрении дела, 25.02.2013г. между ОАО «МРСК Центра» и АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» заключен договор энергоснабжения №1056-12158/РЭ-06, который распространяет свое действие на отношения сторон с 00:00 часов 01.02.2013г.

В число перечня точек поставки электроэнергии, указанных в Приложении №3 к договору энергоснабжения №1056-12158/РЭ-06 от 25.02.2013г., в числе прочих включена артезианская скважина с.Косиново Обоянского района Курской области с максимальной мощностью энергопринимающих устройств – 6 кВт.

В связи с образовавшейся у АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» задолженностью по оплате электрической энергии на 25.11.2013г. в сумме 214 344 рубля, ОАО «МРСК Центра» в адрес АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» было направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии №177 от 25.11.2013г.

В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон; о перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента; прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

П. 7 ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 №35-ФЗ наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями на утверждение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности), установлен Правилами полного и (или) частичного ограничения режима электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г.  №442 (далее – Правила).

В соответствии с пп. «б» п.2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

Согласно с пп. «а» п.4 Правил ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.

Для потребителей, указанных в п.п.17 и 18 настоящих Правил, в связи с наступлением указанных в настоящем пункте обстоятельств вводится полное ограничение режима потребления с соблюдением указанных в п.17 настоящих Правил сроков введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической и (или) аварийной брони.

Пунктом 18 Правил установлено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с п.2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Согласно представленной в материалы дела документированной информации, АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» не исполнило обязательств по оплате электрической энергии перед ОАО «МРСК Центра» в сроки, указанные в уведомлении о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 25.11.2013г. №177.

АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, а именно, является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения, в том числе артезианской скважины в с.Косиново Обоянского района Курской области.

Акт согласования аварийной брони, величины аварийной брони у АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» отсутствует.

При таких обстоятельствах, с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. ОАО «МРСК Центра» было введено частичное ограничение потребления электрической энергии объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважины в с.Косиново Обоянского района Курской области до уровня аварийной брони 0,6 кВт, что составило 10% максимальной мощности энергопринимающего оборудования скважины, путем отключения 5,4 кВт, что подтверждается актом введения ограничения режима потребления электрической энергии от 06.12.2013г.

Частичное ограничение режима потребления электрической энергии объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважины в с.Косиново Обоянского района в силу технологических особенностей привело к прекращению технологического процесса водоснабжения с.Косиново Обоянского района Курской области.

В результате чего жители с.Косиново Обоянского района Курской области на период ограничения режима потребления электрической энергии были лишены возможности получения питьевой воды.

Ограничение режима потребления электрической энергии в отношении объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельского совета» было возобновлено 08.12.2013г., что подтверждается актом возобновления режима потребления электрической энергии.

При вводе ограничения режима потребления электрической энергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину в с.Косиново Обоянского района, ОАО «МРСК Центра» не учло тот факт, что подача электроэнергии является необходимым элементом технологического процесса подачи питьевой воды жителям с.Косиново Обоянского района Курской области, в том числе добросовестно оплачивающим данную услугу, нарушает их права на бесперебойное получение качественных услуг водоснабжения.

Таким образом, в результате ограничения с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. режима потребления электрической энергии объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважины в с.Косиново Обоянского района, были затронуты права не только АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета», но и права иных лиц, в том числе граждан - потребителей коммунальных услуг.

Действия по ограничению подачи электроэнергии не были соразмерны нарушению условий договора со стороны АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета», выходили за пределы действий, необходимых для пресечения нарушения права.

Для защиты своих имущественных прав ОАО «МРСК Центра» имело возможность использовать иные предусмотренные законом права, не ущемляющие интересов иных лиц, в частности, право на взыскание задолженности в судебном порядке.

С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что использование ОАО «МРСК Центра»  такого способа самозащиты как ограничение режима потребления электрической энергии объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета»  является злоупотреблением правом.

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем приказом Курского УФАС России от 21.03.2014г. №64 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонпольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

   П.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

            Согласно пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

            При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ОАО «МРСК Центра»  доминирующим положением путем нарушения п.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в ограничении с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. подачи электроэнергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину, повлекшем невозможность водоснабжения населения с.Косиново Обоянского района Курской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.48, ст.49, Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «МРСК Центра» (129090, г.Москва, пер.Глухарев, 4/2) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27) нарушившим п.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов других лиц, выразившимся в ограничении с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. подачи электроэнергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину, повлекшем невозможность водоснабжения населения с.Косиново Обоянского района Курской области.

2. В связи с тем, что ОАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г. Курск, ул. К.Маркса, д. 27) с 01 апреля 2014 года вследствие утраты статуса гарантирующего поставщика не осуществляет поставку электрической энергии, предписание по результатам рассмотрения дела №04-05/15-2014 не выдавать.

3. Производство по делу №04-05/15-2014 прекратить.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
 
 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

                                              

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2014 года                                                г.Курск

Решение в полном объеме изготовлено 30 июля 2014 года

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

рассмотрев дело №04-05/15-2014 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» (129090, г.Москва, пер.Глухарев, 4/2) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем ограничения 06.12.2013г. подачи электроэнергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину в с.Косиново Обоянского района Курской области, результатом которого является или может явиться ущемление интересов жителей с.Косиново Обоянского района Курской области, в присутствии председателя АНО «Башкатовского сельского совета» Я., представителя (по доверенности) ОАО «МРСК Центра» Д., прокурора отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Курской области П.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России поступили материалы проверки, проведенной Прокуратурой Курской области в отношении ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Курскэнерго» (далее — ОАО «МРСК Центра») по обращению председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Курской области З. в связи с введением с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. частичного ограничения режима потребления электрической энергии на объектах АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета».

При рассмотрении указанных материалов и дополнительно представленной информации Курским УФАС России было установлено, что введение с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. ограничения режима потребления электрической энергии на объекте АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважине, повлекло невозможность водоснабжения населения с.Косиново Обоянского района Курской области.

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем приказом Курского УФАС России от 21.03.2014г. №64 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонпольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела №04-05/15-2014 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «МРСК Центра» (129090, г.Москва, пер.Глухарев, 4/2) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем ограничения с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. подачи электроэнергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину в с.Косиново Обоянского района Курской области, результатом которого является или может явиться ущемление интересов жителей с.Косиново Обоянского района Курской области.

На заседании Комиссии председатель АНО «Водоснабжение Башкатовского сельского совета» пояснила, что ограничение режима потребления электрической энергии с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. на объекте АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважине, привело к прекращению подачи холодной воды жителям с.Косиново Обоянского района Курской области. Размер задолженности, образовавшейся у АНО «Водоснабжение Башкатовского сельского совета» на момент введения ОАО «МРСК Центра» ограничения режима потребления электрической энергии, председателем не оспаривался.

Представитель ОАО «МРСК Центра» пояснил, что возобновление режима потрбления электрической энергии на объекте АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважине, было произведено ОАО «МРСК Центра» по собственной инициативе, задолженность АНО «Водоснабжение Башкатовского сельского совета» на момент возобновления режима потребления электрической энергии 08.12.2013г. погашена не была.

Рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных сведений определениями от 10.06.2014г. и в связи с отсутствием кворума для рассмотрения дела определением от 26.06.2014г.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем приказом Курского УФАС России от 21.03.2014г. №64 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонпольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как установлено Комиссией при рассмотрении дела, 25.02.2013г. между ОАО «МРСК Центра» и АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» заключен договор энергоснабжения №1056-12158/РЭ-06, который распространяет свое действие на отношения сторон с 00:00 часов 01.02.2013г.

В число перечня точек поставки электроэнергии, указанных в Приложении №3 к договору энергоснабжения №1056-12158/РЭ-06 от 25.02.2013г., в числе прочих включена артезианская скважина с.Косиново Обоянского района Курской области с максимальной мощностью энергопринимающих устройств – 6 кВт.

В связи с образовавшейся у АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» задолженностью по оплате электрической энергии на 25.11.2013г. в сумме 214 344 рубля, ОАО «МРСК Центра» в адрес АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» было направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии №177 от 25.11.2013г.

В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон; о перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента; прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

П. 7 ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 №35-ФЗ наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями на утверждение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности), установлен Правилами полного и (или) частичного ограничения режима электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г.  №442 (далее – Правила).

В соответствии с пп. «б» п.2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

Согласно с пп. «а» п.4 Правил ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.

Для потребителей, указанных в п.п.17 и 18 настоящих Правил, в связи с наступлением указанных в настоящем пункте обстоятельств вводится полное ограничение режима потребления с соблюдением указанных в п.17 настоящих Правил сроков введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической и (или) аварийной брони.

Пунктом 18 Правил установлено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с п.2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Согласно представленной в материалы дела документированной информации, АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» не исполнило обязательств по оплате электрической энергии перед ОАО «МРСК Центра» в сроки, указанные в уведомлении о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 25.11.2013г. №177.

АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, а именно, является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения, в том числе артезианской скважины в с.Косиново Обоянского района Курской области.

Акт согласования аварийной брони, величины аварийной брони у АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» отсутствует.

При таких обстоятельствах, с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. ОАО «МРСК Центра» было введено частичное ограничение потребления электрической энергии объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважины в с.Косиново Обоянского района Курской области до уровня аварийной брони 0,6 кВт, что составило 10% максимальной мощности энергопринимающего оборудования скважины, путем отключения 5,4 кВт, что подтверждается актом введения ограничения режима потребления электрической энергии от 06.12.2013г.

Частичное ограничение режима потребления электрической энергии объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважины в с.Косиново Обоянского района в силу технологических особенностей привело к прекращению технологического процесса водоснабжения с.Косиново Обоянского района Курской области.

В результате чего жители с.Косиново Обоянского района Курской области на период ограничения режима потребления электрической энергии были лишены возможности получения питьевой воды.

Ограничение режима потребления электрической энергии в отношении объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельского совета» было возобновлено 08.12.2013г., что подтверждается актом возобновления режима потребления электрической энергии.

При вводе ограничения режима потребления электрической энергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину в с.Косиново Обоянского района, ОАО «МРСК Центра» не учло тот факт, что подача электроэнергии является необходимым элементом технологического процесса подачи питьевой воды жителям с.Косиново Обоянского района Курской области, в том числе добросовестно оплачивающим данную услугу, нарушает их права на бесперебойное получение качественных услуг водоснабжения.

Таким образом, в результате ограничения с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. режима потребления электрической энергии объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианской скважины в с.Косиново Обоянского района, были затронуты права не только АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета», но и права иных лиц, в том числе граждан - потребителей коммунальных услуг.

Действия по ограничению подачи электроэнергии не были соразмерны нарушению условий договора со стороны АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета», выходили за пределы действий, необходимых для пресечения нарушения права.

Для защиты своих имущественных прав ОАО «МРСК Центра» имело возможность использовать иные предусмотренные законом права, не ущемляющие интересов иных лиц, в частности, право на взыскание задолженности в судебном порядке.

С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что использование ОАО «МРСК Центра»  такого способа самозащиты как ограничение режима потребления электрической энергии объекта АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета»  является злоупотреблением правом.

ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение в области продажи электроэнергии потребителям на территории Курской области с долей более 35%, в связи с чем приказом Курского УФАС России от 21.03.2014г. №64 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В этой связи ОАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонпольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

   П.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

            Согласно пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

            При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ОАО «МРСК Центра»  доминирующим положением путем нарушения п.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в ограничении с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. подачи электроэнергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину, повлекшем невозможность водоснабжения населения с.Косиново Обоянского района Курской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.48, ст.49, Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «МРСК Центра» (129090, г.Москва, пер.Глухарев, 4/2) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27) нарушившим п.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов других лиц, выразившимся в ограничении с 06.12.2013г. по 08.12.2013г. подачи электроэнергии на объект АНО «Водоснабжение Башкатовского сельсовета» - артезианскую скважину, повлекшем невозможность водоснабжения населения с.Косиново Обоянского района Курской области.

2. В связи с тем, что ОАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4) в лице филиала «Курскэнерго» (305029, г. Курск, ул. К.Маркса, д. 27) с 01 апреля 2014 года вследствие утраты статуса гарантирующего поставщика не осуществляет поставку электрической энергии, предписание по результатам рассмотрения дела №04-05/15-2014 не выдавать.

3. Производство по делу №04-05/15-2014 прекратить.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №04-05/15-2014 [format] => [safe_value] => №04-05/15-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-31 12:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-30 12:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1412167931 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курское УФАС России )