Решение и предписание по делу №04-05/14-2014

Номер дела: №04-05/14-2014
Дата публикации: 17 июня 2014, 16:47

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» июня 2014 года г.Курск

В полном объеме решение изготовлено «16» июня 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело №04-05/14-2014 по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году, в присутствии генерального директора ООО «Железногорская сетевая компания» П., представителя (по доверенности) ООО «Железногорская сетевая компания» П.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В период с 01 октября по 24 октября 2013 года Курским УФАС России была проведена проверка деятельности ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства об энергосбережении.

При проведении контрольного мероприятия было установлено, что ООО «Железногорская Сетевая Компания» не соблюдает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году.

Осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям является неотъемлемой частью деятельности по передаче электрической энергии. Оказание услуг по передаче электрической энергии возможно только при наличии присоединенных энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к соответствующим инженерным коммуникациям.

При этом, согласно требований Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

ООО «Железногорская Сетевая Компания» оказывает услуги услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

ООО «ЖСК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии с долей более 35%, в связи с чем включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказ Курского УФАС России от 16.04.2009 №68).

ООО «Железногорская Сетевая Компания» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в пределах  границ эксплуатируемых объектов электросетевого хозяйства на территории Курской области с долей более 50%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 28.04.2009г. №73).

В соответствии со ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В этой связи ООО «Железногорская Сетевая Компания» при оказании услуг по присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела №04-05/14-2014 по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году.

На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства представители ООО «Железногорская Сетевая Компания» пояснили, что в связи с переходом ООО «Железногорская сетевая компания» на упрощенную систему налогообложения, не предусматривающую уплату налога на добавленную стоимость (далее — НДС), размер платы за технологическое присоединение (550 руб.), утвержденный постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 16.12.2011 года №160 на 2012 год, был самостоятельно снижен ООО «Железногорская сетевая компания» на сумму НДС (18%) и составил 466,10 руб.

В 2013 году плата за технологическое присоединение к электрическим сетям взымалась ООО «Железногорская сетевая компания» согласно постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 25.12.2012 №168 на 2013 год в размере 550 руб. без вычета сумм НДС.

Выслушав объяснения стороны, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В ходе проведенного Курским УФАС России анализа заключенных ООО «Железногорская Сетевая Компания» с потребителями договоров об осуществлении технологического присоединения установлено следующее.

Согласно п.16 Правил размер платы за технологическое присоединение является существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения и определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулировании в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 года №209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям".

В соответствии с п.87 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» предусмотрено, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети, устанавливается Федеральной службой по тарифам.

Территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 ноября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прогнозные сведения о планируемых расходах за технологическое присоединение на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности. На основе представленных сведений уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на очередной календарный год устанавливают плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, не отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети (за исключением платы по индивидуальному проекту), в виде стандартизированных тарифных ставок и в виде ставки за 1 кВт максимальной мощности с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединенной максимальной мощности не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.

Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. При этом сетевая организация в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям рассчитывает объем средств для компенсации расходов сетевой организации на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения указанных категорий заявителей.

Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от присоединения указанных энергопринимающих устройств, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение. В случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий расчетный период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

В отношении заявителей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в этой точке присоединения мощности), в договоре (по желанию таких заявителей) согласно пункту 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, предусматривается беспроцентная рассрочка платежа в размере 95 процентов платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки до 3 лет со дня подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.

Расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате технологического присоединения указанных энергопринимающих устройств, учитываются в тарифе на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения кредитного договора.

Указанные расходы учитываются в том же периоде тарифного регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.

Регулирующие органы в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражают выпадающие доходы сетевой организации от выплаты процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 150 кВт включительно, которые учитываются в тарифах на услуги по передаче электрической энергии в том же периоде тарифного регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.

В соответствии с п.7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 года №209-э/1, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются:

1) на период регулирования:

- стандартизированные тарифные ставки согласно Главе IV Методических указаний;

- ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) на период регулирования согласно Приложению №2 к Методическим указаниям, рассчитанные в соответствии с п.8 и п.9 Методических указаний;

- формула платы за технологическое присоединение;

2) плата за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей и объектов по производству электрической энергии максимальной мощностью не менее 8 900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ, а также при присоединении по индивидуальному проекту.

Размер платы за технологическое присоединение к сетям ООО «Железногорская сетевая компания» утвержден постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области от 16.12.2011 года №160 (на 2012 год) Комитета по тарифам и ценам Курской области от 25.12.2012 года №167 (на 2013 год).

Комиссией по результатам анализа договоров технологического присоединения установлено, что в заключенных в 2012 году с заявителями, соответствующими установленным п.17 Правил технологического присоединения критериям, договорах №0018т/12, №0019т/12, №0020т/12, №0021т/12; №0021т/12-1, №0022т/12, №0023т/12, №0024т/12; №0026т/12, №0027т/12, №0028т/12, №0029т/12, №0030т/12, №0031т/12, №0032т/12, №0033т/12, №0034т/12, №0035т/12, №0036т/12, №0037т/12, №0038т/12, №0039т/12, №0040т/12 ООО «Железногорская Сетевая Компания» установлена плата за технологическое присоединение в размере 466,10 руб., что не соответствует размеру платы (550 руб.), утвержденной постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 16.12.2011 года №160 на 2012 год.

Исходя из требований действующего законодательства, регламентирующего правоотношения субъектов при государственном регулировании тарифов, процесс ценообразования включает в себя не только расчет размера тарифа и его установление, но и порядок применения соответствующего тарифа организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности.

В ст.2 Основ ценообразования определено понятие «регулируемой деятельности» как  деятельности, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию.

Ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение порядка ценообразования определяет завышение (занижение) регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение (занижение) установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

ООО «Железногорская Сетевая Компания» является доминирующим хозяйствующим субъектом, расчеты за услуги по передаче электроэнергии и по технологическому присоединению осуществляет по регулируемым тарифам (ценам), в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере электроэнергетики

В силу статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Железногорская Сетевая Компания» признаков нарушении п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением, а именно в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.

В соответствии со ст.22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются не только выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, но и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В связи с чем Комиссия считает необходимым выдать ООО «Железногорская Сетевая Компания» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.48, ст.49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), нарушившим п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

2. Выдать ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154) предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

  1.  

    Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

    ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

    ПРЕДПИСАНИЕ

    о недопущении действий, которые могут привести к

    нарушению антимонопольного законодательства

     

    Резолютивная часть предписания оглашена «09» июня 2014 года г.Курск

    В полном объеме предписание изготовлено «16» июня 2014 года

     

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

     

    руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №04-05/14-2014 о нарушении ООО «Железногорская Сетевая Компания» п.10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»

     

    ПРЕДПИСЫВАЕТ:

     

    1. ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), не допускать нарушений антимонопольного законодательства, для чего производить расчет платы за технологическое присоединение в строгом соответствии с установленным нормативными правовыми актами порядком ценообразования.

    2. Ежегодно в срок до 01 декабря представлять в Курское УФАС России доказательства его исполнения.

    Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

     

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

     

     

    stdClass Object ( [vid] => 9507 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу №04-05/14-2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9507 [type] => solution [language] => ru [created] => 1412167685 [changed] => 1412167685 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1412167685 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

     

    УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

    ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

    Р Е Ш Е Н И Е

    Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

     

    Резолютивная часть решения оглашена «09» июня 2014 года г.Курск

    В полном объеме решение изготовлено «16» июня 2014 года

     

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

    рассмотрев дело №04-05/14-2014 по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году, в присутствии генерального директора ООО «Железногорская сетевая компания» П., представителя (по доверенности) ООО «Железногорская сетевая компания» П.,

     

    УСТАНОВИЛА:

     

    В период с 01 октября по 24 октября 2013 года Курским УФАС России была проведена проверка деятельности ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства об энергосбережении.

    При проведении контрольного мероприятия было установлено, что ООО «Железногорская Сетевая Компания» не соблюдает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году.

    Осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям является неотъемлемой частью деятельности по передаче электрической энергии. Оказание услуг по передаче электрической энергии возможно только при наличии присоединенных энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к соответствующим инженерным коммуникациям.

    При этом, согласно требований Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

    ООО «Железногорская Сетевая Компания» оказывает услуги услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

    Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

    ООО «ЖСК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии с долей более 35%, в связи с чем включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказ Курского УФАС России от 16.04.2009 №68).

    ООО «Железногорская Сетевая Компания» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в пределах  границ эксплуатируемых объектов электросетевого хозяйства на территории Курской области с долей более 50%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 28.04.2009г. №73).

    В соответствии со ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

    В этой связи ООО «Железногорская Сетевая Компания» при оказании услуг по присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

    Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела №04-05/14-2014 по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году.

    На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства представители ООО «Железногорская Сетевая Компания» пояснили, что в связи с переходом ООО «Железногорская сетевая компания» на упрощенную систему налогообложения, не предусматривающую уплату налога на добавленную стоимость (далее — НДС), размер платы за технологическое присоединение (550 руб.), утвержденный постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 16.12.2011 года №160 на 2012 год, был самостоятельно снижен ООО «Железногорская сетевая компания» на сумму НДС (18%) и составил 466,10 руб.

    В 2013 году плата за технологическое присоединение к электрическим сетям взымалась ООО «Железногорская сетевая компания» согласно постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 25.12.2012 №168 на 2013 год в размере 550 руб. без вычета сумм НДС.

    Выслушав объяснения стороны, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

    В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

    В ходе проведенного Курским УФАС России анализа заключенных ООО «Железногорская Сетевая Компания» с потребителями договоров об осуществлении технологического присоединения установлено следующее.

    Согласно п.16 Правил размер платы за технологическое присоединение является существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения и определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

    Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулировании в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 года №209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям".

    В соответствии с п.87 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» предусмотрено, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети, устанавливается Федеральной службой по тарифам.

    Территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 ноября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прогнозные сведения о планируемых расходах за технологическое присоединение на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности. На основе представленных сведений уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на очередной календарный год устанавливают плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, не отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети (за исключением платы по индивидуальному проекту), в виде стандартизированных тарифных ставок и в виде ставки за 1 кВт максимальной мощности с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединенной максимальной мощности не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.

    Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. При этом сетевая организация в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям рассчитывает объем средств для компенсации расходов сетевой организации на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения указанных категорий заявителей.

    Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от присоединения указанных энергопринимающих устройств, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение. В случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий расчетный период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

    В отношении заявителей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в этой точке присоединения мощности), в договоре (по желанию таких заявителей) согласно пункту 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, предусматривается беспроцентная рассрочка платежа в размере 95 процентов платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки до 3 лет со дня подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.

    Расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате технологического присоединения указанных энергопринимающих устройств, учитываются в тарифе на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения кредитного договора.

    Указанные расходы учитываются в том же периоде тарифного регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.

    Регулирующие органы в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражают выпадающие доходы сетевой организации от выплаты процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 150 кВт включительно, которые учитываются в тарифах на услуги по передаче электрической энергии в том же периоде тарифного регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.

    В соответствии с п.7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 года №209-э/1, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются:

    1) на период регулирования:

    - стандартизированные тарифные ставки согласно Главе IV Методических указаний;

    - ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) на период регулирования согласно Приложению №2 к Методическим указаниям, рассчитанные в соответствии с п.8 и п.9 Методических указаний;

    - формула платы за технологическое присоединение;

    2) плата за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей и объектов по производству электрической энергии максимальной мощностью не менее 8 900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ, а также при присоединении по индивидуальному проекту.

    Размер платы за технологическое присоединение к сетям ООО «Железногорская сетевая компания» утвержден постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области от 16.12.2011 года №160 (на 2012 год) Комитета по тарифам и ценам Курской области от 25.12.2012 года №167 (на 2013 год).

    Комиссией по результатам анализа договоров технологического присоединения установлено, что в заключенных в 2012 году с заявителями, соответствующими установленным п.17 Правил технологического присоединения критериям, договорах №0018т/12, №0019т/12, №0020т/12, №0021т/12; №0021т/12-1, №0022т/12, №0023т/12, №0024т/12; №0026т/12, №0027т/12, №0028т/12, №0029т/12, №0030т/12, №0031т/12, №0032т/12, №0033т/12, №0034т/12, №0035т/12, №0036т/12, №0037т/12, №0038т/12, №0039т/12, №0040т/12 ООО «Железногорская Сетевая Компания» установлена плата за технологическое присоединение в размере 466,10 руб., что не соответствует размеру платы (550 руб.), утвержденной постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 16.12.2011 года №160 на 2012 год.

    Исходя из требований действующего законодательства, регламентирующего правоотношения субъектов при государственном регулировании тарифов, процесс ценообразования включает в себя не только расчет размера тарифа и его установление, но и порядок применения соответствующего тарифа организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности.

    В ст.2 Основ ценообразования определено понятие «регулируемой деятельности» как  деятельности, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию.

    Ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение порядка ценообразования определяет завышение (занижение) регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение (занижение) установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

    ООО «Железногорская Сетевая Компания» является доминирующим хозяйствующим субъектом, расчеты за услуги по передаче электроэнергии и по технологическому присоединению осуществляет по регулируемым тарифам (ценам), в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере электроэнергетики

    В силу статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

    Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

    При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Железногорская Сетевая Компания» признаков нарушении п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением, а именно в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.

    В соответствии со ст.22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются не только выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, но и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

    В связи с чем Комиссия считает необходимым выдать ООО «Железногорская Сетевая Компания» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

     

    На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.48, ст.49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

     

    РЕШИЛА:

     

    1. Признать ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), нарушившим п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

    2. Выдать ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154) предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

    1.  

      Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

      ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

      ПРЕДПИСАНИЕ

      о недопущении действий, которые могут привести к

      нарушению антимонопольного законодательства

       

      Резолютивная часть предписания оглашена «09» июня 2014 года г.Курск

      В полном объеме предписание изготовлено «16» июня 2014 года

       

      Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

       

      руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №04-05/14-2014 о нарушении ООО «Железногорская Сетевая Компания» п.10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»

       

      ПРЕДПИСЫВАЕТ:

       

      1. ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), не допускать нарушений антимонопольного законодательства, для чего производить расчет платы за технологическое присоединение в строгом соответствии с установленным нормативными правовыми актами порядком ценообразования.

      2. Ежегодно в срок до 01 декабря представлять в Курское УФАС России доказательства его исполнения.

      Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

       

      Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

      Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

       

       

      [summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

       

      УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

      ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

      Р Е Ш Е Н И Е

      Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

       

      Резолютивная часть решения оглашена «09» июня 2014 года г.Курск

      В полном объеме решение изготовлено «16» июня 2014 года

       

      Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

      рассмотрев дело №04-05/14-2014 по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году, в присутствии генерального директора ООО «Железногорская сетевая компания» П., представителя (по доверенности) ООО «Железногорская сетевая компания» П.,

       

      УСТАНОВИЛА:

       

      В период с 01 октября по 24 октября 2013 года Курским УФАС России была проведена проверка деятельности ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства об энергосбережении.

      При проведении контрольного мероприятия было установлено, что ООО «Железногорская Сетевая Компания» не соблюдает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году.

      Осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям является неотъемлемой частью деятельности по передаче электрической энергии. Оказание услуг по передаче электрической энергии возможно только при наличии присоединенных энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к соответствующим инженерным коммуникациям.

      При этом, согласно требований Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

      ООО «Железногорская Сетевая Компания» оказывает услуги услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

      Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

      ООО «ЖСК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии с долей более 35%, в связи с чем включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказ Курского УФАС России от 16.04.2009 №68).

      ООО «Железногорская Сетевая Компания» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в пределах  границ эксплуатируемых объектов электросетевого хозяйства на территории Курской области с долей более 50%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 28.04.2009г. №73).

      В соответствии со ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

      В этой связи ООО «Железногорская Сетевая Компания» при оказании услуг по присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

      Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела №04-05/14-2014 по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году.

      На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства представители ООО «Железногорская Сетевая Компания» пояснили, что в связи с переходом ООО «Железногорская сетевая компания» на упрощенную систему налогообложения, не предусматривающую уплату налога на добавленную стоимость (далее — НДС), размер платы за технологическое присоединение (550 руб.), утвержденный постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 16.12.2011 года №160 на 2012 год, был самостоятельно снижен ООО «Железногорская сетевая компания» на сумму НДС (18%) и составил 466,10 руб.

      В 2013 году плата за технологическое присоединение к электрическим сетям взымалась ООО «Железногорская сетевая компания» согласно постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 25.12.2012 №168 на 2013 год в размере 550 руб. без вычета сумм НДС.

      Выслушав объяснения стороны, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

      В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

      В ходе проведенного Курским УФАС России анализа заключенных ООО «Железногорская Сетевая Компания» с потребителями договоров об осуществлении технологического присоединения установлено следующее.

      Согласно п.16 Правил размер платы за технологическое присоединение является существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения и определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

      Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулировании в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 года №209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям".

      В соответствии с п.87 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» предусмотрено, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети, устанавливается Федеральной службой по тарифам.

      Территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 ноября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прогнозные сведения о планируемых расходах за технологическое присоединение на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности. На основе представленных сведений уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на очередной календарный год устанавливают плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, не отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети (за исключением платы по индивидуальному проекту), в виде стандартизированных тарифных ставок и в виде ставки за 1 кВт максимальной мощности с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединенной максимальной мощности не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.

      Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. При этом сетевая организация в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям рассчитывает объем средств для компенсации расходов сетевой организации на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения указанных категорий заявителей.

      Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от присоединения указанных энергопринимающих устройств, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение. В случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий расчетный период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

      В отношении заявителей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в этой точке присоединения мощности), в договоре (по желанию таких заявителей) согласно пункту 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, предусматривается беспроцентная рассрочка платежа в размере 95 процентов платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки до 3 лет со дня подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.

      Расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате технологического присоединения указанных энергопринимающих устройств, учитываются в тарифе на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения кредитного договора.

      Указанные расходы учитываются в том же периоде тарифного регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.

      Регулирующие органы в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражают выпадающие доходы сетевой организации от выплаты процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 150 кВт включительно, которые учитываются в тарифах на услуги по передаче электрической энергии в том же периоде тарифного регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.

      В соответствии с п.7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 года №209-э/1, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются:

      1) на период регулирования:

      - стандартизированные тарифные ставки согласно Главе IV Методических указаний;

      - ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) на период регулирования согласно Приложению №2 к Методическим указаниям, рассчитанные в соответствии с п.8 и п.9 Методических указаний;

      - формула платы за технологическое присоединение;

      2) плата за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей и объектов по производству электрической энергии максимальной мощностью не менее 8 900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ, а также при присоединении по индивидуальному проекту.

      Размер платы за технологическое присоединение к сетям ООО «Железногорская сетевая компания» утвержден постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области от 16.12.2011 года №160 (на 2012 год) Комитета по тарифам и ценам Курской области от 25.12.2012 года №167 (на 2013 год).

      Комиссией по результатам анализа договоров технологического присоединения установлено, что в заключенных в 2012 году с заявителями, соответствующими установленным п.17 Правил технологического присоединения критериям, договорах №0018т/12, №0019т/12, №0020т/12, №0021т/12; №0021т/12-1, №0022т/12, №0023т/12, №0024т/12; №0026т/12, №0027т/12, №0028т/12, №0029т/12, №0030т/12, №0031т/12, №0032т/12, №0033т/12, №0034т/12, №0035т/12, №0036т/12, №0037т/12, №0038т/12, №0039т/12, №0040т/12 ООО «Железногорская Сетевая Компания» установлена плата за технологическое присоединение в размере 466,10 руб., что не соответствует размеру платы (550 руб.), утвержденной постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 16.12.2011 года №160 на 2012 год.

      Исходя из требований действующего законодательства, регламентирующего правоотношения субъектов при государственном регулировании тарифов, процесс ценообразования включает в себя не только расчет размера тарифа и его установление, но и порядок применения соответствующего тарифа организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности.

      В ст.2 Основ ценообразования определено понятие «регулируемой деятельности» как  деятельности, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию.

      Ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение порядка ценообразования определяет завышение (занижение) регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение (занижение) установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

      ООО «Железногорская Сетевая Компания» является доминирующим хозяйствующим субъектом, расчеты за услуги по передаче электроэнергии и по технологическому присоединению осуществляет по регулируемым тарифам (ценам), в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере электроэнергетики

      В силу статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

      Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

      При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Железногорская Сетевая Компания» признаков нарушении п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением, а именно в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.

      В соответствии со ст.22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются не только выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, но и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

      В связи с чем Комиссия считает необходимым выдать ООО «Железногорская Сетевая Компания» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

       

      На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.48, ст.49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

       

      РЕШИЛА:

       

      1. Признать ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), нарушившим п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по технологическому присоединению в 2012 году, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

      2. Выдать ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154) предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

      1.  

        Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

        УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

        ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

        ПРЕДПИСАНИЕ

        о недопущении действий, которые могут привести к

        нарушению антимонопольного законодательства

         

        Резолютивная часть предписания оглашена «09» июня 2014 года г.Курск

        В полном объеме предписание изготовлено «16» июня 2014 года

         

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

         

        руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №04-05/14-2014 о нарушении ООО «Железногорская Сетевая Компания» п.10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»

         

        ПРЕДПИСЫВАЕТ:

         

        1. ООО «Железногорская Сетевая Компания» (юридический адрес: 307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Гагарина, д. 28, офис 315 ИНН 4633020869, ОГРН 1084633000154), не допускать нарушений антимонопольного законодательства, для чего производить расчет платы за технологическое присоединение в строгом соответствии с установленным нормативными правовыми актами порядком ценообразования.

        2. Ежегодно в срок до 01 декабря представлять в Курское УФАС России доказательства его исполнения.

        Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

         

        Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

        Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

         

         

        [safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №04-05/14-2014 [format] => [safe_value] => №04-05/14-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-17 12:47:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-16 12:47:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1412167685 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курское УФАС России )