Решение и предписание в отношении ОАО «Курскрегионэнергосбыт»

Номер дела: 04-05/04-2012
Дата публикации: 8 июня 2012, 11:09

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

                                                                                                                                           г.Курск

 

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2012 года                                             

Решение в полном объеме изготовлено 08 июня 2012 года

Комиссия Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Волкова М.В. –  зам.руководителя Управления,

Члены комиссии:

Исаенко Н.В. – начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

рассмотрев дело №04-05/04-2012 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «Курскрегионэнергосбыт», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей многоквартирного дома по адресу:, в том числе проживающего в кв.. гр-на Ш., а именно в осуществлении расчетов за оказанные в 2011-2012гг. услуги энергоснабжения с нарушением требований действующего законодательства, в присутствии представителя ОАО «Курскрегионэнергосбыт» (по доверенности) Л.

УСТАНОВИЛА:

В Курское УФАС России от имени жильцов дома … обратился гр-н Ш. с жалобой на неправомерные действия ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при осуществлении расчётов за энергоснабжение  выразившиеся в применении тарифа на электроэнергию без учёта понижающего коэффициента 0,7.

При рассмотрении заявления Курским УФАС России было установлено следующее.

ОАО «Курскрегионэнергосбыт при расчётах за оказывавшиеся в октябре-декабре 2011г. услуги энергоснабжения дома … применялся тариф 1,81 руб/кВт.ч., с января 2012г. расчёт стоимости потребленной электроэнергии производился по тарифу 2,58 руб/кВт.ч.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998г. №1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.

В соответствии с Постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.11.2010г. № 132 и Постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 31.10.2011г. № 106 для населения и потребителей, приравненных к населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками на 2011 год и 1-е полугодие 2012 года установлен тариф в размере 1, 81 руб/кВт.ч.

Таким образом, ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при расчете платы за оказанные услуги электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: …, не соблюдаются требования, установленные постановлением Правительства РФ от 07.12.1998  № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии».

В соответствии с «Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530 (далее – Правила) ОАО «Курскрегионэнергосбыт» постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области №69 от 05.10.2006 г. присвоен статус гарантирующего поставщика.

ОАО «Курскрегионэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 27.07.2007г. №122).

По этой причине ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ОАО «Курскрегионэнергосбыт» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей многоквартирного дома по адресу: …, в том числе проживающего в кВ.. гр-на Ш, а именно в осуществлении расчетов за оказанные в 2011-2012гг. услуги энергоснабжения с нарушением требований действующего законодательства.

            28 мая 2012 года в Курское УФАС России от гр-на Ш. поступило заявление с просьбой прекратить рассмотрение дела в связи с устранением ОАО «Курскрегионэнергосбыт» нарушений законодательства.

            На заседании Комиссии, состоявшемся 30 мая 2012 года, представитель ОАО «Курскрегионэнергосбыт» пояснила, что жилой дом …оборудован электроплитами. В связи с наличием в квартирах этого дома двух приборов учета электроэнергии (отдельно на электроплиту и отдельно на остальные электроприборы) начисление за электричество производилось по двум тарифам. В марте 2012 года для всех потребителей, проживающих в жилом доме …, был произведен перерасчет стоимости  потребленной с 01.01.2012г. электроэнергии по тарифу, установленному для потребителей, проживающих в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами (1,81 руб. за 1 кВт). Для осуществления дальнейших расчетов потребителям были направлены новые квитанционные книжки на оплату электроэнергии с указанием тарифа  1,81 руб. за 1 кВт.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            В соответствии с «Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530 (далее – Правила) ОАО «Курскрегионэнергосбыт» постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области №69 от 05.10.2006 г. присвоен статус гарантирующего поставщика.

            ОАО «Курскрегионэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 27.07.2007г. №122).

По этой причине ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

            В соответствии с п.64 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530 (далее - Основные положения) действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

            Как следует из материалов дела, в 2011-2012гг. ОАО «Курскрегионэнергосбыт» осуществляло энергоснабжение потребителей, проживающих в жилом доме ... Для оплаты электроэнергии потребителям были открыты лицевые счета. Договоры энергоснабжения являются заключенными в соответствии со ст.540 ГК РФ и п.64 Основных положений.

            Согласно п.4 Основных положений для снабжения населения и приравненных к нему категорий потребителей продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

            В соответствии со ст.23.1 ФЗ «Об электроэнергетике» цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.

            Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей,

В соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 21.06.2005 №458 органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирования тарифов (цен), является Комитет по тарифам и ценам Курской области.

Согласно пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 г. №1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.

Постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.11.2010г. №132 и от 31.10.2011г. №106 для населения Курской области и потребителей, приравненных к населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками на 2011 год и 1-е полугодие 2012 года установлен тариф в размере 1,81 руб/кВт.ч.

            Как следует из заключения уполномоченного в сфере регулирования и применения тарифов органа исполнительной власти — Комитета по тарифам им ценам Курской области (исх.№02.1-03-01/1999 от 23.05.2012г.) в жилых домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, весь объем электроэнергии, потребляемой гражданами этого жилого дома (без разделения а потребление внутри квартир и на общедомовые технические нужды), вне зависимости от количества приборов учета, установленных в каждой квартире, оплачивается проживающими в нем гражданами по тарифу для населения с применением понижающего коэффициента 0,7.

            Материалами дела установлено, что квартиры жилого дома … были оборудованы электрическими плитами изначально при строительстве объекта, что подтверждается разделом 2 «Благоустройство жилой площади» технического паспорта на указанный жилой дом.

            При таких обстоятельствах ОАО «Курскрегионэнергосбыт» должно было продавать весь объем электроэнергии, потребленной жителями дома …, с применением понижающего коэффициента 0,7 по тарифу 1,81 руб./кВт.ч.

            Гр-ном Ш. представлена документированная информация (вх.№796 от 17.02.2012г, вх.№1164 от 11.03.2012г.) о том, что ОАО «Курскрегионэнергосбыт» с января 2012 года  жителям дома … выставлялись счета для оплаты электроэнергии по тарифу 2,58 руб./кВт.ч.

            Согласно письменных пояснений ОАО «Курскрегионэнергосбыт» (исх.№10-05/757 от 12.03.2012г.), учитывая наличие в квартирах дома … двух приборов учета электроэнергии (отдельно на электроплиту и отдельно на общее квартирное потребление), потребителям были открыты по два лицевых счета. Расчет стоимости электроэнергии, учтенной приборами учета, установленными на электроплите, производился по тарифу 1,81 руб./кВт.ч (с применением понижающего коэффициента), расчет стоимости электроэнергии, потребленной в жилом помещении и учтенной общеквартирным прибором учета, производился по тарифу 2,58 руб./кВт.ч.

            При рассмотрении дела ОАО «Курскрегионэнергосбыт» представлена документированная информация (исх.№10-05/1715 от 28.05.2012г.) о том, что в марте 2012 года для всех потребителей, проживающих в жилом доме …. области, был произведен перерасчет стоимости  потребленной с 01.01.2012г. электроэнергии по тарифу, установленному для потребителей, проживающих в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами (1,81 руб. за 1 кВт.ч). Для осуществления дальнейших расчетов потребителям были направлены новые квитанционные книжки на оплату электроэнергии с указанием тарифа  1,81 руб. за 1 кВт.ч.

            От гр-на Ш. поступило заявление (вх.№2862 от 28.05.2012г.) с просьбой прекратить рассмотрение дела в связи с устранением ОАО «Курскрегионэнергосбыт» нарушений законодательства.

            Исходя из системного толкования законодательства (ФЗ от 23.03.2006г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», ФЗ от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. №109, Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 21 августа 2009 года №201-э/1), регламентирующего правоотношения субъектов при государственном регулировании тарифов, процесс ценообразования включает в себя расчет размера тарифа и его установление, а также порядок применения соответствующего тарифа организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности.

            В ст.2 Основ ценообразования определено понятие «регулируемой деятельности» как  деятельности, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию.

            ОАО «Курскрегионэнергосбыт»» является доминирующим хозяйствующим субъектом, имеет статус гарантирующего поставщика, расчеты за услуги энергоснабжения осуществляет по регулируемым тарифам (ценам), в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере электроэнергетики.

            Нормативное определение понятия «установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования» в действующем законодательстве отсутствует.

            В то же время ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение порядка ценообразования определяет завышение (или занижение) регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

            В соответствии со ст.23.1 ФЗ «Об электроэнергетике» цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.

            Регулирующим органом для населения Курской области и потребителей, приравненных к населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками на 2011 год и 1-е полугодие 2012 года установлен тариф в размере 1,81 руб/кВт.ч.

            ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при расчете стоимости электроэнергии, потребленной с 01.01.2012г. жителями дома …, оборудованного электроплитами, применялся тариф 2,58 руб./кВт.ч., что свидетельствует о нарушении  установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем завышения регулируемой государством цены.

            П.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

            Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

            При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО «Курскрегионэнергосбыт»  п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением, а именно в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов жителей многоквартирного дома по адресу: …, в том числе проживающего в кв… гр-на Ш., путем завышения регулируемого государством тарифа на электроэнергию.

            В соответствии со ст.22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются не только выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, но и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

 

            До принятия Комиссией решения по настоящему делу ОАО «Курскрегионэнергосбыт» для всех потребителей, проживающих в жилом доме …, был произведен перерасчет стоимости  потребленной с 01.01.2012г. электроэнергии, что свидетельствует о признании гарантирующим поставщиком факта нарушения требований антимонопольного законодательства и об устранении в добровольном порядке его последствий.

            Вместе с тем, в целях предупреждения монополистической деятельности Комиссия считает необходимым выдать ОАО «Курскрегионэнергосбыт» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

           1. Признать ОАО «Курскрегионэнергосбыт» нарушившим п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов жителей многоквартирного дома по адресу: …, в том числе проживающего в кв.№… гр-на Ш., путем завышения регулируемого государством тарифа на электроэнергию.

           2. Выдать ОАО «Курскрегионэнергосбыт» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                 М.В.Волкова

Члены Комиссии                                                                                             Н.В.Исаенко

                                                                                                                          Д.В.Свиридов

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть предписания объявлена 30 мая 2012 года                                      

Предписание в полном объеме изготовлено 08 июня 2012 года                                                                                                                                                                                              г. Курск

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Волкова М.В.– зам. руководителя Управления,

Члены комиссии:

Исаенко Н.В. – начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №04-05/04-2012 о нарушении ОАО «Курскрегионэнергосбыт» п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1. ОАО «Курскрегионэнергосбыт» не допускать действий, которые могут привести к нарушению п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем завышения регулируемого государством тарифа на электроэнергию, для чего при расчете стоимости электроэнергии для жителей многоквартирного дома по адресу: …, в том числе проживающего в кв.№.. гр-на Ш. применять тариф, утвержденный регулирующим органом для населения Курской области, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.

 2. Представить в Курское УФАС России доказательства исполнения предписания в срок до 25.12.2012г.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

stdClass Object ( [vid] => 7400 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении ОАО «Курскрегионэнергосбыт» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7400 [type] => solution [language] => ru [created] => 1343977937 [changed] => 1368702290 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368702290 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

                                                                                                                                           г.Курск

 

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2012 года                                             

Решение в полном объеме изготовлено 08 июня 2012 года

Комиссия Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Волкова М.В. –  зам.руководителя Управления,

Члены комиссии:

Исаенко Н.В. – начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

рассмотрев дело №04-05/04-2012 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «Курскрегионэнергосбыт», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей многоквартирного дома по адресу:, в том числе проживающего в кв.. гр-на Ш., а именно в осуществлении расчетов за оказанные в 2011-2012гг. услуги энергоснабжения с нарушением требований действующего законодательства, в присутствии представителя ОАО «Курскрегионэнергосбыт» (по доверенности) Л.

УСТАНОВИЛА:

В Курское УФАС России от имени жильцов дома … обратился гр-н Ш. с жалобой на неправомерные действия ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при осуществлении расчётов за энергоснабжение  выразившиеся в применении тарифа на электроэнергию без учёта понижающего коэффициента 0,7.

При рассмотрении заявления Курским УФАС России было установлено следующее.

ОАО «Курскрегионэнергосбыт при расчётах за оказывавшиеся в октябре-декабре 2011г. услуги энергоснабжения дома … применялся тариф 1,81 руб/кВт.ч., с января 2012г. расчёт стоимости потребленной электроэнергии производился по тарифу 2,58 руб/кВт.ч.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998г. №1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.

В соответствии с Постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.11.2010г. № 132 и Постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 31.10.2011г. № 106 для населения и потребителей, приравненных к населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками на 2011 год и 1-е полугодие 2012 года установлен тариф в размере 1, 81 руб/кВт.ч.

Таким образом, ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при расчете платы за оказанные услуги электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: …, не соблюдаются требования, установленные постановлением Правительства РФ от 07.12.1998  № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии».

В соответствии с «Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530 (далее – Правила) ОАО «Курскрегионэнергосбыт» постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области №69 от 05.10.2006 г. присвоен статус гарантирующего поставщика.

ОАО «Курскрегионэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 27.07.2007г. №122).

По этой причине ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ОАО «Курскрегионэнергосбыт» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей многоквартирного дома по адресу: …, в том числе проживающего в кВ.. гр-на Ш, а именно в осуществлении расчетов за оказанные в 2011-2012гг. услуги энергоснабжения с нарушением требований действующего законодательства.

            28 мая 2012 года в Курское УФАС России от гр-на Ш. поступило заявление с просьбой прекратить рассмотрение дела в связи с устранением ОАО «Курскрегионэнергосбыт» нарушений законодательства.

            На заседании Комиссии, состоявшемся 30 мая 2012 года, представитель ОАО «Курскрегионэнергосбыт» пояснила, что жилой дом …оборудован электроплитами. В связи с наличием в квартирах этого дома двух приборов учета электроэнергии (отдельно на электроплиту и отдельно на остальные электроприборы) начисление за электричество производилось по двум тарифам. В марте 2012 года для всех потребителей, проживающих в жилом доме …, был произведен перерасчет стоимости  потребленной с 01.01.2012г. электроэнергии по тарифу, установленному для потребителей, проживающих в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами (1,81 руб. за 1 кВт). Для осуществления дальнейших расчетов потребителям были направлены новые квитанционные книжки на оплату электроэнергии с указанием тарифа  1,81 руб. за 1 кВт.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            В соответствии с «Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530 (далее – Правила) ОАО «Курскрегионэнергосбыт» постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области №69 от 05.10.2006 г. присвоен статус гарантирующего поставщика.

            ОАО «Курскрегионэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 27.07.2007г. №122).

По этой причине ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

            В соответствии с п.64 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530 (далее - Основные положения) действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

            Как следует из материалов дела, в 2011-2012гг. ОАО «Курскрегионэнергосбыт» осуществляло энергоснабжение потребителей, проживающих в жилом доме ... Для оплаты электроэнергии потребителям были открыты лицевые счета. Договоры энергоснабжения являются заключенными в соответствии со ст.540 ГК РФ и п.64 Основных положений.

            Согласно п.4 Основных положений для снабжения населения и приравненных к нему категорий потребителей продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

            В соответствии со ст.23.1 ФЗ «Об электроэнергетике» цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.

            Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей,

В соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 21.06.2005 №458 органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирования тарифов (цен), является Комитет по тарифам и ценам Курской области.

Согласно пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 г. №1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.

Постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.11.2010г. №132 и от 31.10.2011г. №106 для населения Курской области и потребителей, приравненных к населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками на 2011 год и 1-е полугодие 2012 года установлен тариф в размере 1,81 руб/кВт.ч.

            Как следует из заключения уполномоченного в сфере регулирования и применения тарифов органа исполнительной власти — Комитета по тарифам им ценам Курской области (исх.№02.1-03-01/1999 от 23.05.2012г.) в жилых домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, весь объем электроэнергии, потребляемой гражданами этого жилого дома (без разделения а потребление внутри квартир и на общедомовые технические нужды), вне зависимости от количества приборов учета, установленных в каждой квартире, оплачивается проживающими в нем гражданами по тарифу для населения с применением понижающего коэффициента 0,7.

            Материалами дела установлено, что квартиры жилого дома … были оборудованы электрическими плитами изначально при строительстве объекта, что подтверждается разделом 2 «Благоустройство жилой площади» технического паспорта на указанный жилой дом.

            При таких обстоятельствах ОАО «Курскрегионэнергосбыт» должно было продавать весь объем электроэнергии, потребленной жителями дома …, с применением понижающего коэффициента 0,7 по тарифу 1,81 руб./кВт.ч.

            Гр-ном Ш. представлена документированная информация (вх.№796 от 17.02.2012г, вх.№1164 от 11.03.2012г.) о том, что ОАО «Курскрегионэнергосбыт» с января 2012 года  жителям дома … выставлялись счета для оплаты электроэнергии по тарифу 2,58 руб./кВт.ч.

            Согласно письменных пояснений ОАО «Курскрегионэнергосбыт» (исх.№10-05/757 от 12.03.2012г.), учитывая наличие в квартирах дома … двух приборов учета электроэнергии (отдельно на электроплиту и отдельно на общее квартирное потребление), потребителям были открыты по два лицевых счета. Расчет стоимости электроэнергии, учтенной приборами учета, установленными на электроплите, производился по тарифу 1,81 руб./кВт.ч (с применением понижающего коэффициента), расчет стоимости электроэнергии, потребленной в жилом помещении и учтенной общеквартирным прибором учета, производился по тарифу 2,58 руб./кВт.ч.

            При рассмотрении дела ОАО «Курскрегионэнергосбыт» представлена документированная информация (исх.№10-05/1715 от 28.05.2012г.) о том, что в марте 2012 года для всех потребителей, проживающих в жилом доме …. области, был произведен перерасчет стоимости  потребленной с 01.01.2012г. электроэнергии по тарифу, установленному для потребителей, проживающих в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами (1,81 руб. за 1 кВт.ч). Для осуществления дальнейших расчетов потребителям были направлены новые квитанционные книжки на оплату электроэнергии с указанием тарифа  1,81 руб. за 1 кВт.ч.

            От гр-на Ш. поступило заявление (вх.№2862 от 28.05.2012г.) с просьбой прекратить рассмотрение дела в связи с устранением ОАО «Курскрегионэнергосбыт» нарушений законодательства.

            Исходя из системного толкования законодательства (ФЗ от 23.03.2006г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», ФЗ от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. №109, Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 21 августа 2009 года №201-э/1), регламентирующего правоотношения субъектов при государственном регулировании тарифов, процесс ценообразования включает в себя расчет размера тарифа и его установление, а также порядок применения соответствующего тарифа организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности.

            В ст.2 Основ ценообразования определено понятие «регулируемой деятельности» как  деятельности, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию.

            ОАО «Курскрегионэнергосбыт»» является доминирующим хозяйствующим субъектом, имеет статус гарантирующего поставщика, расчеты за услуги энергоснабжения осуществляет по регулируемым тарифам (ценам), в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере электроэнергетики.

            Нормативное определение понятия «установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования» в действующем законодательстве отсутствует.

            В то же время ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение порядка ценообразования определяет завышение (или занижение) регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

            В соответствии со ст.23.1 ФЗ «Об электроэнергетике» цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.

            Регулирующим органом для населения Курской области и потребителей, приравненных к населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками на 2011 год и 1-е полугодие 2012 года установлен тариф в размере 1,81 руб/кВт.ч.

            ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при расчете стоимости электроэнергии, потребленной с 01.01.2012г. жителями дома …, оборудованного электроплитами, применялся тариф 2,58 руб./кВт.ч., что свидетельствует о нарушении  установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем завышения регулируемой государством цены.

            П.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

            Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

            При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО «Курскрегионэнергосбыт»  п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением, а именно в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов жителей многоквартирного дома по адресу: …, в том числе проживающего в кв… гр-на Ш., путем завышения регулируемого государством тарифа на электроэнергию.

            В соответствии со ст.22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются не только выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, но и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

 

            До принятия Комиссией решения по настоящему делу ОАО «Курскрегионэнергосбыт» для всех потребителей, проживающих в жилом доме …, был произведен перерасчет стоимости  потребленной с 01.01.2012г. электроэнергии, что свидетельствует о признании гарантирующим поставщиком факта нарушения требований антимонопольного законодательства и об устранении в добровольном порядке его последствий.

            Вместе с тем, в целях предупреждения монополистической деятельности Комиссия считает необходимым выдать ОАО «Курскрегионэнергосбыт» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

           1. Признать ОАО «Курскрегионэнергосбыт» нарушившим п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов жителей многоквартирного дома по адресу: …, в том числе проживающего в кв.№… гр-на Ш., путем завышения регулируемого государством тарифа на электроэнергию.

           2. Выдать ОАО «Курскрегионэнергосбыт» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                 М.В.Волкова

Члены Комиссии                                                                                             Н.В.Исаенко

                                                                                                                          Д.В.Свиридов

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть предписания объявлена 30 мая 2012 года                                      

Предписание в полном объеме изготовлено 08 июня 2012 года                                                                                                                                                                                              г. Курск

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Волкова М.В.– зам. руководителя Управления,

Члены комиссии:

Исаенко Н.В. – начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №04-05/04-2012 о нарушении ОАО «Курскрегионэнергосбыт» п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1. ОАО «Курскрегионэнергосбыт» не допускать действий, которые могут привести к нарушению п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем завышения регулируемого государством тарифа на электроэнергию, для чего при расчете стоимости электроэнергии для жителей многоквартирного дома по адресу: …, в том числе проживающего в кв.№.. гр-на Ш. применять тариф, утвержденный регулирующим органом для населения Курской области, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.

 2. Представить в Курское УФАС России доказательства исполнения предписания в срок до 25.12.2012г.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

                                                                                                                                           г.Курск

 

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2012 года                                             

Решение в полном объеме изготовлено 08 июня 2012 года

Комиссия Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Волкова М.В. –  зам.руководителя Управления,

Члены комиссии:

Исаенко Н.В. – начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

рассмотрев дело №04-05/04-2012 по признакам нарушения ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОАО «Курскрегионэнергосбыт», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей многоквартирного дома по адресу:, в том числе проживающего в кв.. гр-на Ш., а именно в осуществлении расчетов за оказанные в 2011-2012гг. услуги энергоснабжения с нарушением требований действующего законодательства, в присутствии представителя ОАО «Курскрегионэнергосбыт» (по доверенности) Л.

УСТАНОВИЛА:

В Курское УФАС России от имени жильцов дома … обратился гр-н Ш. с жалобой на неправомерные действия ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при осуществлении расчётов за энергоснабжение  выразившиеся в применении тарифа на электроэнергию без учёта понижающего коэффициента 0,7.

При рассмотрении заявления Курским УФАС России было установлено следующее.

ОАО «Курскрегионэнергосбыт при расчётах за оказывавшиеся в октябре-декабре 2011г. услуги энергоснабжения дома … применялся тариф 1,81 руб/кВт.ч., с января 2012г. расчёт стоимости потребленной электроэнергии производился по тарифу 2,58 руб/кВт.ч.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998г. №1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.

В соответствии с Постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.11.2010г. № 132 и Постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 31.10.2011г. № 106 для населения и потребителей, приравненных к населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками на 2011 год и 1-е полугодие 2012 года установлен тариф в размере 1, 81 руб/кВт.ч.

Таким образом, ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при расчете платы за оказанные услуги электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: …, не соблюдаются требования, установленные постановлением Правительства РФ от 07.12.1998  № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии».

В соответствии с «Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530 (далее – Правила) ОАО «Курскрегионэнергосбыт» постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области №69 от 05.10.2006 г. присвоен статус гарантирующего поставщика.

ОАО «Курскрегионэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 27.07.2007г. №122).

По этой причине ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

            Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ОАО «Курскрегионэнергосбыт» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей многоквартирного дома по адресу: …, в том числе проживающего в кВ.. гр-на Ш, а именно в осуществлении расчетов за оказанные в 2011-2012гг. услуги энергоснабжения с нарушением требований действующего законодательства.

            28 мая 2012 года в Курское УФАС России от гр-на Ш. поступило заявление с просьбой прекратить рассмотрение дела в связи с устранением ОАО «Курскрегионэнергосбыт» нарушений законодательства.

            На заседании Комиссии, состоявшемся 30 мая 2012 года, представитель ОАО «Курскрегионэнергосбыт» пояснила, что жилой дом …оборудован электроплитами. В связи с наличием в квартирах этого дома двух приборов учета электроэнергии (отдельно на электроплиту и отдельно на остальные электроприборы) начисление за электричество производилось по двум тарифам. В марте 2012 года для всех потребителей, проживающих в жилом доме …, был произведен перерасчет стоимости  потребленной с 01.01.2012г. электроэнергии по тарифу, установленному для потребителей, проживающих в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами (1,81 руб. за 1 кВт). Для осуществления дальнейших расчетов потребителям были направлены новые квитанционные книжки на оплату электроэнергии с указанием тарифа  1,81 руб. за 1 кВт.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

            В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            В соответствии с «Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530 (далее – Правила) ОАО «Курскрегионэнергосбыт» постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области №69 от 05.10.2006 г. присвоен статус гарантирующего поставщика.

            ОАО «Курскрегионэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 27.07.2007г. №122).

По этой причине ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

            В соответствии с п.64 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530 (далее - Основные положения) действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

            Как следует из материалов дела, в 2011-2012гг. ОАО «Курскрегионэнергосбыт» осуществляло энергоснабжение потребителей, проживающих в жилом доме ... Для оплаты электроэнергии потребителям были открыты лицевые счета. Договоры энергоснабжения являются заключенными в соответствии со ст.540 ГК РФ и п.64 Основных положений.

            Согласно п.4 Основных положений для снабжения населения и приравненных к нему категорий потребителей продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

            В соответствии со ст.23.1 ФЗ «Об электроэнергетике» цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.

            Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей,

В соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 21.06.2005 №458 органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирования тарифов (цен), является Комитет по тарифам и ценам Курской области.

Согласно пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 г. №1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.

Постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.11.2010г. №132 и от 31.10.2011г. №106 для населения Курской области и потребителей, приравненных к населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками на 2011 год и 1-е полугодие 2012 года установлен тариф в размере 1,81 руб/кВт.ч.

            Как следует из заключения уполномоченного в сфере регулирования и применения тарифов органа исполнительной власти — Комитета по тарифам им ценам Курской области (исх.№02.1-03-01/1999 от 23.05.2012г.) в жилых домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, весь объем электроэнергии, потребляемой гражданами этого жилого дома (без разделения а потребление внутри квартир и на общедомовые технические нужды), вне зависимости от количества приборов учета, установленных в каждой квартире, оплачивается проживающими в нем гражданами по тарифу для населения с применением понижающего коэффициента 0,7.

            Материалами дела установлено, что квартиры жилого дома … были оборудованы электрическими плитами изначально при строительстве объекта, что подтверждается разделом 2 «Благоустройство жилой площади» технического паспорта на указанный жилой дом.

            При таких обстоятельствах ОАО «Курскрегионэнергосбыт» должно было продавать весь объем электроэнергии, потребленной жителями дома …, с применением понижающего коэффициента 0,7 по тарифу 1,81 руб./кВт.ч.

            Гр-ном Ш. представлена документированная информация (вх.№796 от 17.02.2012г, вх.№1164 от 11.03.2012г.) о том, что ОАО «Курскрегионэнергосбыт» с января 2012 года  жителям дома … выставлялись счета для оплаты электроэнергии по тарифу 2,58 руб./кВт.ч.

            Согласно письменных пояснений ОАО «Курскрегионэнергосбыт» (исх.№10-05/757 от 12.03.2012г.), учитывая наличие в квартирах дома … двух приборов учета электроэнергии (отдельно на электроплиту и отдельно на общее квартирное потребление), потребителям были открыты по два лицевых счета. Расчет стоимости электроэнергии, учтенной приборами учета, установленными на электроплите, производился по тарифу 1,81 руб./кВт.ч (с применением понижающего коэффициента), расчет стоимости электроэнергии, потребленной в жилом помещении и учтенной общеквартирным прибором учета, производился по тарифу 2,58 руб./кВт.ч.

            При рассмотрении дела ОАО «Курскрегионэнергосбыт» представлена документированная информация (исх.№10-05/1715 от 28.05.2012г.) о том, что в марте 2012 года для всех потребителей, проживающих в жилом доме …. области, был произведен перерасчет стоимости  потребленной с 01.01.2012г. электроэнергии по тарифу, установленному для потребителей, проживающих в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами (1,81 руб. за 1 кВт.ч). Для осуществления дальнейших расчетов потребителям были направлены новые квитанционные книжки на оплату электроэнергии с указанием тарифа  1,81 руб. за 1 кВт.ч.

            От гр-на Ш. поступило заявление (вх.№2862 от 28.05.2012г.) с просьбой прекратить рассмотрение дела в связи с устранением ОАО «Курскрегионэнергосбыт» нарушений законодательства.

            Исходя из системного толкования законодательства (ФЗ от 23.03.2006г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», ФЗ от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. №109, Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 21 августа 2009 года №201-э/1), регламентирующего правоотношения субъектов при государственном регулировании тарифов, процесс ценообразования включает в себя расчет размера тарифа и его установление, а также порядок применения соответствующего тарифа организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности.

            В ст.2 Основ ценообразования определено понятие «регулируемой деятельности» как  деятельности, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию.

            ОАО «Курскрегионэнергосбыт»» является доминирующим хозяйствующим субъектом, имеет статус гарантирующего поставщика, расчеты за услуги энергоснабжения осуществляет по регулируемым тарифам (ценам), в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере электроэнергетики.

            Нормативное определение понятия «установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования» в действующем законодательстве отсутствует.

            В то же время ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение порядка ценообразования определяет завышение (или занижение) регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

            В соответствии со ст.23.1 ФЗ «Об электроэнергетике» цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.

            Регулирующим органом для населения Курской области и потребителей, приравненных к населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками на 2011 год и 1-е полугодие 2012 года установлен тариф в размере 1,81 руб/кВт.ч.

            ОАО «Курскрегионэнергосбыт» при расчете стоимости электроэнергии, потребленной с 01.01.2012г. жителями дома …, оборудованного электроплитами, применялся тариф 2,58 руб./кВт.ч., что свидетельствует о нарушении  установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем завышения регулируемой государством цены.

            П.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

            Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

            При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО «Курскрегионэнергосбыт»  п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением, а именно в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов жителей многоквартирного дома по адресу: …, в том числе проживающего в кв… гр-на Ш., путем завышения регулируемого государством тарифа на электроэнергию.

            В соответствии со ст.22 ФЗ «О защите конкуренции» основными функциями антимонопольных органов являются не только выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, но и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

 

            До принятия Комиссией решения по настоящему делу ОАО «Курскрегионэнергосбыт» для всех потребителей, проживающих в жилом доме …, был произведен перерасчет стоимости  потребленной с 01.01.2012г. электроэнергии, что свидетельствует о признании гарантирующим поставщиком факта нарушения требований антимонопольного законодательства и об устранении в добровольном порядке его последствий.

            Вместе с тем, в целях предупреждения монополистической деятельности Комиссия считает необходимым выдать ОАО «Курскрегионэнергосбыт» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

           1. Признать ОАО «Курскрегионэнергосбыт» нарушившим п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов жителей многоквартирного дома по адресу: …, в том числе проживающего в кв.№… гр-на Ш., путем завышения регулируемого государством тарифа на электроэнергию.

           2. Выдать ОАО «Курскрегионэнергосбыт» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                 М.В.Волкова

Члены Комиссии                                                                                             Н.В.Исаенко

                                                                                                                          Д.В.Свиридов

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть предписания объявлена 30 мая 2012 года                                      

Предписание в полном объеме изготовлено 08 июня 2012 года                                                                                                                                                                                              г. Курск

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Волкова М.В.– зам. руководителя Управления,

Члены комиссии:

Исаенко Н.В. – начальник отдела естественных монополий,

Свиридов Д.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,

руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №04-05/04-2012 о нарушении ОАО «Курскрегионэнергосбыт» п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1. ОАО «Курскрегионэнергосбыт» не допускать действий, которые могут привести к нарушению п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем завышения регулируемого государством тарифа на электроэнергию, для чего при расчете стоимости электроэнергии для жителей многоквартирного дома по адресу: …, в том числе проживающего в кв.№.. гр-на Ш. применять тариф, утвержденный регулирующим органом для населения Курской области, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.

 2. Представить в Курское УФАС России доказательства исполнения предписания в срок до 25.12.2012г.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-05/04-2012 [format] => [safe_value] => 04-05/04-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 56 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 56 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-08 07:09:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-08 07:09:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1343977937 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курское УФАС России )