Решение и предписание в отношении МУП "К"

Номер дела: 03-05/16-2011
Дата публикации: 30 августа 2011, 00:00

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу № 03-05/16-2011

 

23 августа 2011 года                                                                                                                     г. Курск

            

Резолютивная часть решения оглашена  23.08.2011 г.

Решение в полном объеме изготовлено  30.08.2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: 

<…>            

рассмотрев дело 03-05/16-2011, возбужденное  по признакам нарушения МУП ч.1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии:  директора МУП «К», представителей СОАО, представителя ОАО.

УСТАНОВИЛА:

            МУП осуществляет услуги  по передаче тепловой энергии и является субъектом  естественной монополии согласно ст. 3 , п.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ "О естественных монополиях», включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

            Между МУП и ОАО заключен 13 сентября 2007г. договор банковского счета. 24 августа 2010 г МУП заключило договор страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты с ОАО. Вышеперечисленные договоры заключены  МУП без проведения открытых конкурсов.

            Статья 18 ФЗ «О защите конкуренции»  предусматривает  обязанность субъекта естественной монополии осуществлять отбор финансовых организаций путем  проведения открытого конкурса  для оказания финансовых  услуг. 

           Председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев вышеперечисленные договора, а также, акт по результатам планового контрольного мероприятия в отношении МУП от 01.07.2011 г. и приложенные к нему материалы, признал полученные материалы достаточными для возбуждения дела.

            В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

            МУП осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии и в соответствии со  ст. 4 Федерального закона  от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом естественной монополии. МУП включено в  Реестр субъектов естественных монополий по позиции «Услуги по теплоснабжению, распределению пара и горячей воды в пределах административных границ муниципального образования «К»», в отношении которых осуществляется  государственное регулирование и контроль.

            Статьей 18 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральные органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;

2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;

3) предоставление кредита; 

4) инкассация денежных средств; векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

5) выдача банковских гарантий;

6) услуги на рынке ценных бумаг;

7) услуги по договору лизинга;

8) страхование имущества;

7) личное страхование, в том числе медицинское страхование;

8) негосударственное пенсионное страхование;

9) страхование ответственности.

            Согласно данной норме Закона субъекты естественных монополий обязаны заключать договоры на оказание финансовых услуг, указанных в части 1 названной статьи, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

            Исходя из того, что МУП является субъектом естественной монополии в силу оказания услуг по передаче тепловой энергии (п.1 ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях»), договор банковского счета, заключенный с ОАО 13 сентября 2007г., а также договор страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты от 24 августа 2010 г. с ОАО, должны были быть заключены исключительно по результатам проведения открытого конкурса согласно части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции».

            Из представленных пояснений ОАО следует,  что расчетный счет МУП был открыт без участия Банка в конкурсе, так как на момент открытия указанного расчетного счета каких-либо сведений от МУП о необходимости участия Банка в конкурсе не поступало.

             Из устных пояснений директора МУП  на  рассмотрении дела 23.08.2011г. следует, что договор банковского счета между МУП и ОАО от 13.09.2007г. был заключен для осуществления общехозяйственных расчетов. Также  пояснил, что МУП  не ведет раздельного учета доходов и расходов по основному и естественно-монопольному виду деятельности в порядке, определенном   Постановлением Правительства РФ от 22.09.08г № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий».

            При таких обстоятельствах, открытые МУП расчетные счета используются не исключительно для расчетов, связанных с естественно-монопольным видом деятельности, но и для иных расчетов. Для осуществления расчетов субъекты естественных монополий обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с естественно-монопольным видом деятельности в соответствии Постановлением Правительства РФ от 22.09.08г № 707.

            В материалы дела были представлены документы о переименовании ОАО на СОАО.

            На рассмотрении дела представители СОАО не отрицали, что открытый конкурс МУП  для отбора страховой организации не проводился.     

МУП, являясь владельцем объектов системы теплоснабжения, которые предназначены для оказания услуг по передаче тепловой энергии, т.е. естественно-монопольного вида деятельности,  обязано было для заключения договора страхования опасных производственных объектов провести отбор финансовой организации (страховой организации) на основании открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии со ст.18 ФЗ «О защите конкуренции».

            Статьей 18 ФЗ «О защите конкуренции» установлены требования обязательные в т.ч. и к субъектам естественных монополий  о проведении открытого конкурса или открытого аукциона при отборе финансовых организаций, в т.ч. страховых организаций для оказания услуг по страхованию ответственности, в целях обеспечения равного доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг, в том  числе страховых услуг.

Таким образом, МУП, заключив с СОАО договор страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты от 24 августа 2010 г., без проведения открытого конкурса или открытого  аукциона, нарушило требование ч.1 ст. 18 ФЗ «О защите конкуренции», что может привести к ограничению конкуренции на рынке страховых услуг, а также ущемлению интересов других финансовых организаций. Срок действия указанного договора страхования истекает 03.09.2011г.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 4 ст. 41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

   РЕШИЛА:

1. Признать МУП нарушившим ч.1 ст.18  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, от 24 августа 2010 г., без проведения открытого конкурса.

            2.  Нарушение положений ч. 1 ст. 18 ФЗ «О защите конкуренции» является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. Учитывая тот факт, что срок действия договора страхования истекает 03.09.2011 г., с иском в суд о расторжении договора не обращаться.

            3. Выдать МУП предписание о прекращении нарушения  антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при отборе финансовых организаций для получения финансовых услуг, необходимых при осуществлении естественно-монопольного вида деятельности. 

 4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии Букатину С.В.         

Примечание:

В соответствии со ст. 52 ФЗ  «О защите конкуренции» Решение может быть обжаловано в  течение трех месяцев со дня его  принятия  в суд или в арбитражный суд

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

 ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

№03-05/16-2011

 

 23 августа  2011 года                                                                                                               г. Курск    

         

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

<…>                                  

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 23.08.2011 г. по делу №03-05/16-2011 о нарушении МУП ч.1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

           1. МУП в срок до 30 октября 2011гпрекратить нарушение ч.1 ст.18  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», обеспечив  страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, используемые для естественно-монопольного вида деятельности (передачи тепловой энергии), путем отбора страховой организации на основании открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

            2. Документированную информацию об исполнении пункта 1 Предписания представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области  в срок до 03 ноября 2011г.

             3. МУП при осуществлении деятельности  в сфере естественной монополии (передачи тепловой энергии), не допускать нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего принять меры:

 

- по  ведению  раздельного  учета   доходов  и  расходов  по  естественно - монопольному  виду

деятельности и другим видам деятельности в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 22.09.08г №707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий»;

 

- по приобретению финансовых услуг, перечисленных в ст.18 ФЗ «О защите конкуренции» (при осуществлении естественно-монопольного вида деятельности), исключительно путем проведения открытого конкурса (открытого аукциона).

              4. Документированную информацию о мерах, принятых во исполнение пункта 3 настоящего Предписания, представить в управление Федеральной антимонопольной  службы по Курской области в срок  до 03 ноября 2011 г.

<…>                                                                   

                 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 6637 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении МУП "К" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6637 [type] => solution [language] => ru [created] => 1327319321 [changed] => 1368702290 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368702290 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу № 03-05/16-2011

 

23 августа 2011 года                                                                                                                     г. Курск

            

Резолютивная часть решения оглашена  23.08.2011 г.

Решение в полном объеме изготовлено  30.08.2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: 

<…>            

рассмотрев дело 03-05/16-2011, возбужденное  по признакам нарушения МУП ч.1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии:  директора МУП «К», представителей СОАО, представителя ОАО.

УСТАНОВИЛА:

            МУП осуществляет услуги  по передаче тепловой энергии и является субъектом  естественной монополии согласно ст. 3 , п.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ "О естественных монополиях», включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

            Между МУП и ОАО заключен 13 сентября 2007г. договор банковского счета. 24 августа 2010 г МУП заключило договор страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты с ОАО. Вышеперечисленные договоры заключены  МУП без проведения открытых конкурсов.

            Статья 18 ФЗ «О защите конкуренции»  предусматривает  обязанность субъекта естественной монополии осуществлять отбор финансовых организаций путем  проведения открытого конкурса  для оказания финансовых  услуг. 

           Председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев вышеперечисленные договора, а также, акт по результатам планового контрольного мероприятия в отношении МУП от 01.07.2011 г. и приложенные к нему материалы, признал полученные материалы достаточными для возбуждения дела.

            В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

            МУП осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии и в соответствии со  ст. 4 Федерального закона  от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом естественной монополии. МУП включено в  Реестр субъектов естественных монополий по позиции «Услуги по теплоснабжению, распределению пара и горячей воды в пределах административных границ муниципального образования «К»», в отношении которых осуществляется  государственное регулирование и контроль.

            Статьей 18 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральные органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;

2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;

3) предоставление кредита; 

4) инкассация денежных средств; векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

5) выдача банковских гарантий;

6) услуги на рынке ценных бумаг;

7) услуги по договору лизинга;

8) страхование имущества;

7) личное страхование, в том числе медицинское страхование;

8) негосударственное пенсионное страхование;

9) страхование ответственности.

            Согласно данной норме Закона субъекты естественных монополий обязаны заключать договоры на оказание финансовых услуг, указанных в части 1 названной статьи, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

            Исходя из того, что МУП является субъектом естественной монополии в силу оказания услуг по передаче тепловой энергии (п.1 ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях»), договор банковского счета, заключенный с ОАО 13 сентября 2007г., а также договор страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты от 24 августа 2010 г. с ОАО, должны были быть заключены исключительно по результатам проведения открытого конкурса согласно части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции».

            Из представленных пояснений ОАО следует,  что расчетный счет МУП был открыт без участия Банка в конкурсе, так как на момент открытия указанного расчетного счета каких-либо сведений от МУП о необходимости участия Банка в конкурсе не поступало.

             Из устных пояснений директора МУП  на  рассмотрении дела 23.08.2011г. следует, что договор банковского счета между МУП и ОАО от 13.09.2007г. был заключен для осуществления общехозяйственных расчетов. Также  пояснил, что МУП  не ведет раздельного учета доходов и расходов по основному и естественно-монопольному виду деятельности в порядке, определенном   Постановлением Правительства РФ от 22.09.08г № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий».

            При таких обстоятельствах, открытые МУП расчетные счета используются не исключительно для расчетов, связанных с естественно-монопольным видом деятельности, но и для иных расчетов. Для осуществления расчетов субъекты естественных монополий обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с естественно-монопольным видом деятельности в соответствии Постановлением Правительства РФ от 22.09.08г № 707.

            В материалы дела были представлены документы о переименовании ОАО на СОАО.

            На рассмотрении дела представители СОАО не отрицали, что открытый конкурс МУП  для отбора страховой организации не проводился.     

МУП, являясь владельцем объектов системы теплоснабжения, которые предназначены для оказания услуг по передаче тепловой энергии, т.е. естественно-монопольного вида деятельности,  обязано было для заключения договора страхования опасных производственных объектов провести отбор финансовой организации (страховой организации) на основании открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии со ст.18 ФЗ «О защите конкуренции».

            Статьей 18 ФЗ «О защите конкуренции» установлены требования обязательные в т.ч. и к субъектам естественных монополий  о проведении открытого конкурса или открытого аукциона при отборе финансовых организаций, в т.ч. страховых организаций для оказания услуг по страхованию ответственности, в целях обеспечения равного доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг, в том  числе страховых услуг.

Таким образом, МУП, заключив с СОАО договор страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты от 24 августа 2010 г., без проведения открытого конкурса или открытого  аукциона, нарушило требование ч.1 ст. 18 ФЗ «О защите конкуренции», что может привести к ограничению конкуренции на рынке страховых услуг, а также ущемлению интересов других финансовых организаций. Срок действия указанного договора страхования истекает 03.09.2011г.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 4 ст. 41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

   РЕШИЛА:

1. Признать МУП нарушившим ч.1 ст.18  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, от 24 августа 2010 г., без проведения открытого конкурса.

            2.  Нарушение положений ч. 1 ст. 18 ФЗ «О защите конкуренции» является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. Учитывая тот факт, что срок действия договора страхования истекает 03.09.2011 г., с иском в суд о расторжении договора не обращаться.

            3. Выдать МУП предписание о прекращении нарушения  антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при отборе финансовых организаций для получения финансовых услуг, необходимых при осуществлении естественно-монопольного вида деятельности. 

 4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии Букатину С.В.         

Примечание:

В соответствии со ст. 52 ФЗ  «О защите конкуренции» Решение может быть обжаловано в  течение трех месяцев со дня его  принятия  в суд или в арбитражный суд

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

 ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

№03-05/16-2011

 

 23 августа  2011 года                                                                                                               г. Курск    

         

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

<…>                                  

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 23.08.2011 г. по делу №03-05/16-2011 о нарушении МУП ч.1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

           1. МУП в срок до 30 октября 2011гпрекратить нарушение ч.1 ст.18  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», обеспечив  страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, используемые для естественно-монопольного вида деятельности (передачи тепловой энергии), путем отбора страховой организации на основании открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

            2. Документированную информацию об исполнении пункта 1 Предписания представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области  в срок до 03 ноября 2011г.

             3. МУП при осуществлении деятельности  в сфере естественной монополии (передачи тепловой энергии), не допускать нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего принять меры:

 

- по  ведению  раздельного  учета   доходов  и  расходов  по  естественно - монопольному  виду

деятельности и другим видам деятельности в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 22.09.08г №707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий»;

 

- по приобретению финансовых услуг, перечисленных в ст.18 ФЗ «О защите конкуренции» (при осуществлении естественно-монопольного вида деятельности), исключительно путем проведения открытого конкурса (открытого аукциона).

              4. Документированную информацию о мерах, принятых во исполнение пункта 3 настоящего Предписания, представить в управление Федеральной антимонопольной  службы по Курской области в срок  до 03 ноября 2011 г.

<…>                                                                   

                 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу № 03-05/16-2011

 

23 августа 2011 года                                                                                                                     г. Курск

            

Резолютивная часть решения оглашена  23.08.2011 г.

Решение в полном объеме изготовлено  30.08.2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: 

<…>            

рассмотрев дело 03-05/16-2011, возбужденное  по признакам нарушения МУП ч.1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии:  директора МУП «К», представителей СОАО, представителя ОАО.

УСТАНОВИЛА:

            МУП осуществляет услуги  по передаче тепловой энергии и является субъектом  естественной монополии согласно ст. 3 , п.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ "О естественных монополиях», включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

            Между МУП и ОАО заключен 13 сентября 2007г. договор банковского счета. 24 августа 2010 г МУП заключило договор страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты с ОАО. Вышеперечисленные договоры заключены  МУП без проведения открытых конкурсов.

            Статья 18 ФЗ «О защите конкуренции»  предусматривает  обязанность субъекта естественной монополии осуществлять отбор финансовых организаций путем  проведения открытого конкурса  для оказания финансовых  услуг. 

           Председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев вышеперечисленные договора, а также, акт по результатам планового контрольного мероприятия в отношении МУП от 01.07.2011 г. и приложенные к нему материалы, признал полученные материалы достаточными для возбуждения дела.

            В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

            МУП осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии и в соответствии со  ст. 4 Федерального закона  от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом естественной монополии. МУП включено в  Реестр субъектов естественных монополий по позиции «Услуги по теплоснабжению, распределению пара и горячей воды в пределах административных границ муниципального образования «К»», в отношении которых осуществляется  государственное регулирование и контроль.

            Статьей 18 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральные органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;

2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;

3) предоставление кредита; 

4) инкассация денежных средств; векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

5) выдача банковских гарантий;

6) услуги на рынке ценных бумаг;

7) услуги по договору лизинга;

8) страхование имущества;

7) личное страхование, в том числе медицинское страхование;

8) негосударственное пенсионное страхование;

9) страхование ответственности.

            Согласно данной норме Закона субъекты естественных монополий обязаны заключать договоры на оказание финансовых услуг, указанных в части 1 названной статьи, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

            Исходя из того, что МУП является субъектом естественной монополии в силу оказания услуг по передаче тепловой энергии (п.1 ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях»), договор банковского счета, заключенный с ОАО 13 сентября 2007г., а также договор страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты от 24 августа 2010 г. с ОАО, должны были быть заключены исключительно по результатам проведения открытого конкурса согласно части 1 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции».

            Из представленных пояснений ОАО следует,  что расчетный счет МУП был открыт без участия Банка в конкурсе, так как на момент открытия указанного расчетного счета каких-либо сведений от МУП о необходимости участия Банка в конкурсе не поступало.

             Из устных пояснений директора МУП  на  рассмотрении дела 23.08.2011г. следует, что договор банковского счета между МУП и ОАО от 13.09.2007г. был заключен для осуществления общехозяйственных расчетов. Также  пояснил, что МУП  не ведет раздельного учета доходов и расходов по основному и естественно-монопольному виду деятельности в порядке, определенном   Постановлением Правительства РФ от 22.09.08г № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий».

            При таких обстоятельствах, открытые МУП расчетные счета используются не исключительно для расчетов, связанных с естественно-монопольным видом деятельности, но и для иных расчетов. Для осуществления расчетов субъекты естественных монополий обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с естественно-монопольным видом деятельности в соответствии Постановлением Правительства РФ от 22.09.08г № 707.

            В материалы дела были представлены документы о переименовании ОАО на СОАО.

            На рассмотрении дела представители СОАО не отрицали, что открытый конкурс МУП  для отбора страховой организации не проводился.     

МУП, являясь владельцем объектов системы теплоснабжения, которые предназначены для оказания услуг по передаче тепловой энергии, т.е. естественно-монопольного вида деятельности,  обязано было для заключения договора страхования опасных производственных объектов провести отбор финансовой организации (страховой организации) на основании открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии со ст.18 ФЗ «О защите конкуренции».

            Статьей 18 ФЗ «О защите конкуренции» установлены требования обязательные в т.ч. и к субъектам естественных монополий  о проведении открытого конкурса или открытого аукциона при отборе финансовых организаций, в т.ч. страховых организаций для оказания услуг по страхованию ответственности, в целях обеспечения равного доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг, в том  числе страховых услуг.

Таким образом, МУП, заключив с СОАО договор страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты от 24 августа 2010 г., без проведения открытого конкурса или открытого  аукциона, нарушило требование ч.1 ст. 18 ФЗ «О защите конкуренции», что может привести к ограничению конкуренции на рынке страховых услуг, а также ущемлению интересов других финансовых организаций. Срок действия указанного договора страхования истекает 03.09.2011г.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 4 ст. 41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

   РЕШИЛА:

1. Признать МУП нарушившим ч.1 ст.18  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, от 24 августа 2010 г., без проведения открытого конкурса.

            2.  Нарушение положений ч. 1 ст. 18 ФЗ «О защите конкуренции» является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. Учитывая тот факт, что срок действия договора страхования истекает 03.09.2011 г., с иском в суд о расторжении договора не обращаться.

            3. Выдать МУП предписание о прекращении нарушения  антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при отборе финансовых организаций для получения финансовых услуг, необходимых при осуществлении естественно-монопольного вида деятельности. 

 4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии Букатину С.В.         

Примечание:

В соответствии со ст. 52 ФЗ  «О защите конкуренции» Решение может быть обжаловано в  течение трех месяцев со дня его  принятия  в суд или в арбитражный суд

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

 ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

№03-05/16-2011

 

 23 августа  2011 года                                                                                                               г. Курск    

         

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

<…>                                  

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 23.08.2011 г. по делу №03-05/16-2011 о нарушении МУП ч.1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

           1. МУП в срок до 30 октября 2011гпрекратить нарушение ч.1 ст.18  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», обеспечив  страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, используемые для естественно-монопольного вида деятельности (передачи тепловой энергии), путем отбора страховой организации на основании открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

            2. Документированную информацию об исполнении пункта 1 Предписания представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области  в срок до 03 ноября 2011г.

             3. МУП при осуществлении деятельности  в сфере естественной монополии (передачи тепловой энергии), не допускать нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего принять меры:

 

- по  ведению  раздельного  учета   доходов  и  расходов  по  естественно - монопольному  виду

деятельности и другим видам деятельности в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 22.09.08г №707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий»;

 

- по приобретению финансовых услуг, перечисленных в ст.18 ФЗ «О защите конкуренции» (при осуществлении естественно-монопольного вида деятельности), исключительно путем проведения открытого конкурса (открытого аукциона).

              4. Документированную информацию о мерах, принятых во исполнение пункта 3 настоящего Предписания, представить в управление Федеральной антимонопольной  службы по Курской области в срок  до 03 ноября 2011 г.

<…>                                                                   

                 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-05/16-2011 [format] => [safe_value] => 03-05/16-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль финансовых рынков [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-29 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-29 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1327319321 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Курское УФАС России )