Доклад руководителя Управления ФАС по Курской области о результатах деятельности в сфере контроля за размещением государственного заказа

Размещение заказов является одной из самых уязвимых в отношении коррупции сфер экономики. В данной области годами складывались взаимоотношения между заказчиками и поставщиками, напоминавшие «закрытый клуб», в который вход для рядового предпринимателя представляется практически невозможным.

С вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) ситуация с размещением государственного и муниципального заказа в Российской Федерации принципиально изменилась.

Законодательно были установлены принципы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственными и муниципальными заказчиками с целью развития добросовестной конкуренции, эффективного расходования средств и предотвращения злоупотреблений.

В соответствии с положениями статьи 17 Закона о размещении заказов контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства о размещении заказов осуществляется Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) и ее территориальными органами. Реализация контрольных полномочий антимонопольных органов в данной сфере происходит путем проведения плановых и внеплановых проверок; рассмотрения жалоб участников размещения государственных и муниципальных заказов; рассмотрения обращений о согласовании способа размещения заказов, а так же уведомлений о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);ведения реестра недобросовестных поставщиков; осуществления административной практики, связанной с нарушениями законодательства о размещении заказов.

Основные показатели, характеризующие работу Курского территориального управления ФАС России по указанным направлениям в 2010г. выглядят следующим образом:

 

1.     Осуществление контроля соблюдения законодательства при размещении заказов путем проведения проверок.

В 2010г. УФАС России по Курской области проведено:

-       7 плановых проверок в отношении федеральных заказчиков;

-       4 внеплановых проверок в отношении федеральных заказчиков;

-       55 внеплановых проверок размещения заказов для нужд субъекта Российской Федерации;

-       87 внеплановых проверок размещения заказов для муниципальных нужд.

Так же проведено 2 выездных контрольных мероприятия с участием сотрудников прокуратуры Курской области и 1 выездное контрольное мероприятие с участием военного прокурора 56 военной прокуратуры (гарнизона). Проведена внеплановая проверка по информации, представленной УФСБ по Курской области.

В ходе проведения контрольных мероприятий проверено 139 случаев размещения заказов, из которых в 61 случае (43,9%) установлены нарушения законодательства о размещении заказов.

 

2. Обжалование результатов размещения заказов.

В целях защиты прав и законных интересов участников размещения государственных и муниципальных заказов, а также повышения эффективности размещения государственных и муниципальных заказов органами ФАС России осуществлялась работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов в соответствии с главой 8 Закона о размещении заказов.

В 2010г. в Курское УФАС России поступило 167 жалоб от участников размещения заказов, из которых 40 возвращены в адрес заявителя, 8 отозваны заявителями. Рассмотрены 119 жалоб, из них: 51 жалоба признана обоснованной, 68 – необоснованными.

В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок в соответствии со ст. 17 Закона о размещении заказов выявлены 77 нарушений при размещении 122 заказов (лотов) для государственных и муниципальных нужд, выдано 103 предписания.

Основная часть жалоб от участников размещения заказа поступила в Управление на государственных заказчиков субъекта РФ (55) и муниципальных заказчиков – органов местного самоуправления (87), в то время как на федеральных государственных заказчиков – 25.

Необходимо отметить, что количество жалоб участников размещения заказов из года в год существенно растет. Так, если в 2008г. было зарегистрировано 56  жалоб, то в 2010г. –  167.

Как показывает анализ, количество жалоб растет не потому, что стало больше нарушений, а потому, что предприниматели увидели – появился эффективный механизм защиты их прав и стали активно им пользоваться.

Основными нарушениями, выявленными комиссией Курского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов при рассмотрении жалоб являются:

-       требования к участникам, либо к конкурсной (аукционной), либо котировочной заявке, противоречащие закону;

-       необоснованный допуск участника;

-       необоснованный отказ в допуске участника;

-       отсутствие в аукционной документации объема выполняемых работ;

-       отсутствие описания выполняемых работ (оказания услуг), являющихся предметом торгов.

Практика применения законодательства о размещении заказов свидетельствует о том, что в основном, выявляемые нарушения носят неумышленный характер.

Однако в ряде случаев, обстоятельства дел позволяют предположить коррупционную составляющую в действиях тех или иных участников процесса размещения заказа. Так, например, некоторые заказчики преднамеренно искажают информацию о торгах на официальном сайте; «затачивают» документацию по торгам под конкретного поставщика или подрядчика; уклоняются от исполнения предписаний антимонопольных органов, заключая контракты с грубейшими нарушениями законодательства о размещении заказов; умышленно игнорируют процедуры публичного размещения заказа.

Информация о подобных нарушениях передается Курским УФАС в органы внутренних дел и Прокуратуру. Так, в 2010г. по результатам рассмотрения жалоб на действия государственных и муниципальных заказчиков в УВД по Курской области и в прокуратуру Курской области было направлено 16 и 17 материалов соответственно.

 

3.Административная практика.

За 2010 г. Курским УФАС России по результатам рассмотрения жалоб и проведенных контрольных мероприятий возбуждено в отношении должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков 119 дел об административных правонарушениях.

В том числе 25 должностных лиц привлечены Курским УФАС к административной ответственности по постановлениям, вынесенным прокурорами Курской области.

Общая сумма наложенных административных штрафов за 2010г. составила более 832 000 (восьмисот тридцати двух тысяч) рублей.

Наибольшее количество нарушений приходится на ст. 7.30 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В 23-х случаях  решения антимонопольного органа обжаловались в соответствующие судебные инстанции и в 4-х случаях (17%) были отменены судом. Это свидетельствует о высоком качестве рассмотрения административных дел  и о правовой позиции Курского УФАС, основанной на требованиях действующего законодательства.

 

4. Ведение реестра недобросовестных поставщиков.

В 2010 году Курским УФАС России рассмотрено 23 обращения государственных и муниципальных заказчиков по включению участников размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков. Из которых сведения по 14 обращениям включены в реестр недобросовестных поставщиков.

В частности, по обращению ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курской области» в Реестр недобросовестных поставщиков включено ОАО «КОМСТАР – Объединенные ТелеСистемы» - крупнейший оператор интегрированных телекоммуникационных услуг в России и СНГ. Действия Курского УФАС были обжалованы последним в судебном порядке, однако решениями судов, в том числе и постановлением кассационной инстанции признаны законными и оставлены без изменения.

 

5. Рассмотрение обращений о согласовании способа размещения заказов, а также уведомлений о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Всего Курским УФАС рассмотрено 142 обращения о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком.

Принято решений о согласовании – 135.

Принято решений об отказе в согласовании – 7.

Уведомлений о размещении заказа у единственного поставщика рассмотрено – 182.

 

6. Разъяснительная работа по вопросам применения законодательства о размещении заказов.

Курским УФАС России в 2010г. наряду с осуществлением контрольных полномочий проводилась значительная работа по разъяснению и популяризации законодательства  о размещении заказов.

Так, были подготовлены и даны письменные разъяснения о применении законодательства по 305 запросам государственных и муниципальных заказчиков, правоохранительных органов, хозяйствующих субъектов.

Силами сотрудников Управления или с их участием организовано и проведено 5  круглых столов; 1 он-лайн конференция, 18 учебных семинаров.

Деятельность Курского УФАС по осуществлению контроля в сфере размещения заказов, новости законодательства, вопросы правоприменительной практики в рассматриваемой сфере постоянно освещается средствами массовой информации, находит отражение на сайте управления, доводятся персонально до сведения государственных и муниципальных заказчиков.

К числу причин, способствующих нарушениям законодательства о размещении заказов, и требующих в связи с этим проведения системных мероприятий по их устранению относятся:

-       низкий уровень профессиональной подготовки лиц, обеспечивающих деятельность по размещению муниципальных заказов;

-       недостаточная техническая оснащенность муниципальных заказчиков средствами связи и телекоммуникаций;

-       неудовлетворительное ведение официальных сайтов муниципальных образований (либо их отсутствие) для публикации информации о размещении заказов (с 01.01.2011г. неразмещение информации на общероссийском портале);

-       отсутствие в ряде муниципальных образований органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов;

-       многочисленные необоснованные отказы государственных и муниципальных заказчиков от применения санкций, предусмотренных действующим законодательством к недобросовестным поставщикам (подрядчикам) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по заключенным государственным (муниципальным) контрактам;

-       многочисленные отступления государственных и муниципальных заказчиков от требований законодательства о размещении заказов у субъектов малого предпринимательства (не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров).

 

Предложения Курского УФАС относительно решения поставленных проблем включены в проект решения Межведомственного Совета Курской области по предметам совместного ведения по вопросу «Об исполнении органами государственной власти и местного самоуправления требований федерального законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд».