За ценой не постоим

Кому не нравится ярмарочная торговля в регионе?

Лыко – в строку…

В середине августа на Северном рынке, услугами которого часто пользуюсь, решил купить десяток-другой початков кукурузы. Сезон выдался урожайным, предложений много. Цена початка – от трех до 5 рублей. И тут вижу на самодельном ценнике – 12.

– Ого! Не дороговато? – спрашиваю продавца.

– Нет, в самый раз, – невозмутимо отвечает он и выдвигает три аргумента в защиту высокой цены. Кукуруза выращена на его собственном огороде. Она без нитратов и прочей химии, а значит – экологически чистая. И самое главное, все сорняки он выдергивал собственными руками. Картина огородовладельца, выдергивающего траву на многочисленных грядках, конечно, меня впечатлила. Но не настолько, чтобы приобретать товар вдвое дороже, чем установлено на рынке. Перешел в ряд напротив и сторговал за 4 рубля за кукурузину да еще со скидкой за объем. Что ж, владелец товара вправе самостоятельно назначать цену и нести полную ответственность за сбыт. Какую бы цифру он ни назвал, цену определяют два фактора – спрос и предложения. Это мое мнение как рядового покупателя.

У некоего Валерия Алексеевича, оставившего на сайте нашей газеты свой комментарий, похоже, другая точка зрения. Он пишет:

– Все фикция! «Медовые ярмарки» – мед дороже в 1,5 раза, чем в обычные дни на рынке. Работаете для «галочки», а не для людей. В субботу на рынке на улице Литовской картофель по 12 рублей за 1 кг. Уверен, на «ярмарке» будет 35-40 рублей. Может, не нужны подобные «ярмарки»?

Чем ему ярмарки-то не угодили? Большинство курян считают их явлением положительным и предпочитают делать там закупки, особенно осенью с запасом на грядущую зиму. В ином случае горожан туда даже на аркане не затянешь. Глянут на завышенные цены и пойдут искать более приемлемые варианты, благо таких сегодня хватает в избытке. Уверенность Валерия Алексеевича насчет 35-40 рублей за килограмм картофеля на поверку оказалась чисто фантазийным допущением.

Следует уточнить: комментарий появился в дни, когда шла предвыборная борьба за депутатские места в Государственной Думе, в региональных и муниципальных органах самоуправления. (Кстати, как показали итоги выборов, фальшивые фантазии так и не помогли тем кандидатам, которые пытались разжечь в народе вирус недовольства. – ред.) Между тем действующая областная власть приложила немало усилий для организации ярмарок в регионе, чтобы с их помощью создать свободный доступ к торговым местам производителям сельхозпродукции, фермерам, владельцам личных подсобных хозяйств. В политической борьбе всякое «негативное лыко» идет в строку. А позитивное – словно шило в известное место.

Это – версия политическая. Но есть и экономическая. По словам заместителя начальника управления комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области Ирины Трощинской, сегодня в регионе действует 63 ярмарочные площадки. Места для торговли сельхозпроизводителям, фермерским и личным хозяйствам предоставляются там бесплатно. Площадки эти стали реальным конкурентом сетевым магазинам, которым они вряд ли нравятся. Хочешь-не хочешь, а подчиняйся общим правилам ценообразования. Маленький пример. В сетевых магазинах килограмм помидоров «сливка» в среднем стоит 40 рублей, на площадке Северного рынка – 25. Угадайте с трех раз, куда пойдет покупатель?

Сам вырастил –сам продавай

На минувшей неделе мониторинговая группа, созданная в рамках проекта «Народный контроль» партии «Единая Россия», провела брифинг для журналистов. Речь шла о надлежащем исполнении Федерального закона «О торговле». С августа группа участвует в федеральном проекте партии «Честная торговля – честная цена» и проводит мониторинг курских рынков. Работа ведется совместно с представителями региональной администрации, комитета потребительского рынка, управления ФАС.

– Одной из наших целей является максимальное содействие в продвижении товаров местных производителей. В первую очередь, мелких. В их числе индивидуальные предприниматели, владельцы подсобных хозяйств, члены дачных кооперативов. У них продукции сегодня много. На Северном рынке создано почти 90 мест для реализации сезонной продукции именно для подсобных хозяйств и дачников. Продукции много. Мы проверили ее качество с помощью нитратомера. Весь ряд фруктово-овощной продукции по замерам соответствует допустимым нормам, а нередко и ниже их. Это говорит о качестве и безопасности выращенного руками курян. Они сами вырастили и сами должны продать без посредников и наценок, – сообщил руководитель мониторинговой группы Анатолий Григоров.

Сомнительно, что малые партии выращенного смогут попасть на прилавки сетевой торговли. Невыгодно обеим сторонам. У сетевиков свои своеобразные понятия о взаимовыгодном сотрудничестве, которые способны, скорее, оставить мелких поставщиков без штанов. В основной массе дачники и огородники – люди пенсионного возраста, и реализация на рынке дает неплохой приработок. В советское время многие предпочитали сдавать урожай оптом столовым и предприятиям общепита, и все оставались довольны сделкой. Сейчас, если малому предпринимателю удается договориться с владельцем какого-либо кафе, ресторана, считай, повезло. У крупных товаропроизводителей головная боль иного рода. Договориться с сетевиками можно, но считать договор взаимовыгодным способен только неисправимый оптимист.

Честная торговля – честная цена

– С нового года в полную силу вступит пакет поправок к закону о торговле. Изменятся в большом объеме договоры, по которым работают с поставщиками сети. Будут существенно ограничены те денежные средства, которые получает торговая сеть за свои услуги от поставщиков, – проинформировала участников брифинга начальник отдела товарных и финансовых рынков управления ФАС по Курской области Екатерина Лихушина.

Складывается впечатление, что сетевиков по части цен обкладывают по всем направлениям. В частности, законодательство о конкуренции запрещает им дальнейший рост, если их доля на рынке превышает 25 процентов. В некоторых районах области такой запрет уже вступил в силу в отношении одной из федеральных сетей. УФАС внимательно наблюдает за наценками на товары и в случаях их резкого скачка запрашивает объяснения. А объясняться становится все труднее. Как проинформировала Екатерина Лихушина, за минувший год УФАС не зафиксировала ни одного факта резкого скачка цен. Законодательные ограничения, контроль за наценками на ряд продовольственных товаров и конкуренция со стороны ярмарочных площадок, создающих альтернативные торговые места, лишают возможностей получать сверхприбыли, к которым уже успели привыкнуть. И, наверное, хотели бы их сохранить. На межрегиональном форуме «Честная торговля – честная цена» председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая подчеркнула следующее:

– Мониторинг показал, что федеральные торговые сети, в отличие от местных, которые приняли новые правила игры, пытаются сохранить свою маржинальность, ищут новые формы взыскания тех же поборов с поставщиков, только в иных вариантах.

Рычаг влияния

Как выглядят цены на продовольствие в нашем регионе в разрезе РФ? Как сообщила на брифинге Ирина Трощинская, по уровню низких цен на социально значимые товары область находится на 84 месте. Это данные Министерства экономического развития РФ. Догадываюсь, что отдельные недоброжелатели уже с удовлетворением потирают руки: ага, так мы и знали, даже здесь мы почти на последнем месте. Вот только в данном случае число 84 означает совсем другое: места выстраиваются по уровню снижения, а не повышения цен, и первыми идут самые дорогие регионы Российской Федерации. Фактически наша область – в числе лидеров. У нас дешевле стоят, например, сахар, хлеб, картофель, мясо птицы, свинина, хлебобулочные изделия из муки первого и второго сортов, говядина, масло подсолнечное и многое другое. Пятый год у нас самая низкая стоимость продуктовой корзины в стране. Минимальный набор обходится в 3066 рублей, в ЦФО – 3958. Разница, как видите, существенная. Все, кто побывал за пределами области, признают, что у нас продукты дешевле. Иногородние спрашивают: почему и как удалось?

По мнению Анатолия Григорова и Ирины Трощинской, главную роль здесь сыграли два фактора. Первый – высокая обеспеченность области продуктами питания местного производства. Пищевая и перерабатывающая промышленность из года в год наращивает объемы выпуска, и этот процесс ускорился после введения контрсанкций для некоторых европейских стран.

Второй – растущая внутренняя конкуренция среди производителей и продавцов. Одна из ее действенных форм – ярмарочная торговля, дающая шанс выжить и развиваться малому и среднему предпринимательству. И это, выясняется, далеко не фикция, какой ее пытается представить Валерий Алексеевич, а реальный и эффективный рычаг влияния на ценовую политику в регионе. Или он не нужен?!

Борис Киряев Фото Александра Шмакова