Антимонопольные утряски

Шестого октября текущего года был опубликован Федеральный закон

№275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», более известный как «четвертый антимонопольный пакет».

Изменения, внесенные указанным законом, вступают в силу с 5 января 2016 года. Основанием для его разработки стала Дорожная карта по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики, а также рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития. Об основных изменениях в законе журналистам на пресс-конференции рассказал руководитель Курского УФАС России Юрий Комов.

В частности, закон предусматривает существенное сокращение административных ограничений для бизнеса и одновременное снижение участия государства в экономике, он содержит комплекс мер, направленных на либерализацию и совершенствование антимонопольного законодательства в России. При этом его действие будет распространяться только на субъекты предпринимательской деятельности, физические лица из сферы антимонопольного регулирования выводятся. Но тут есть определенные исключения из правила. Если, допустим, условный гражданин Иванов обратился в антимонопольную службу по личному вопросу, но он при этом касается неограниченного круга лиц, является не частной проблемой Иванова, а системной, то антимонопольные органы обязаны реагировать на подобные нарушения. Больше всего таких случаев происходит в сфере ЖКХ.

Существенным образом расширен институт предупреждений. Ранее он действовал в качестве эксперимента, теперь же закреплен законодательно. В частности, если устанавливается факт нарушения антимонопольного законодательства, к нарушителям административная ответственность применяется не сразу, а сначала выносится предупреждение. Выполнив все его предписания, хозяйствующий субъект избегает санкций. Этот институт себя успешно зарекомендовал. Практика показала, что более чем в 90 процентах случаев все предписания, изложенные в предупреждении, хозяйствующими субъектами исполняются. С января наступающего года институт предупреждения распространяется на органы государственной и муниципальной власти в случае нарушения ими норм антимонопольного законодательства. В течение 10 дней они должны исправить нарушения. Если этого не произойдет, вступают в силу дальнейшие санкции, предусмотренные законом.

Институт предупреждения весьма важен в нелегкие экономические времена. Он позволяет хозяйствующим субъектам избежать существенных финансовых потерь при устранении допущенных нарушений. Также исключается двойная ответственность хозяйствующих субъектов за допущенные нарушения. Ранее они могли быть подвергнуты такому наказанию: перечислению в доход федерального бюджета незаконно полученной прибыли и штрафу. Теперь же к хозяйствующему субъекту может быть применена лишь одна из двух обозначенных выше мер.

Расширен и перечень лиц, которым направляется предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства: в него включены должностные лица органов власти различных уровней. За ФАС России закреплены функции по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов. Теперь в составе ФАС России появится коллегиальный орган, призванный давать разъяснения по вопросам практики применения антимонопольного законодательства и рассматривать жалобы на решения территориальных антимонопольных органов.

«Четвертым антимонопольным пакетом» также предполагается выведение из-под норм антимонопольного законодательства компаний со стоимостью активов до 400 миллионов рублей. Это малые и средние предприятия, которые не оказывают существенного влияния на экономику в силу своей небольшой величины. Исключением из этого правила станут компании, которые относятся к категории естественных монополий независимо от стоимости активов. Например, блочная газовая котельная, которая отапливает всю жилую и нежилую инфраструктуру поселка городского типа. Стоимость активов там будет невелика, но вид деятельности относится к естественно монопольному.

Новыми нормами вводится такое понятие, как «картель покупателей». По определению «картель» – это соглашение хозяйствующих субъектов, направленное на ограничение или устранение конкуренции. Если до настоящего времени законодательно такие действия квалифицировались только в отношении товаропроизводителей, то теперь норма закреплена и в отношении покупателей. В основном это касается агропромышленного комплекса. Например, довольно часто встречаются такие ситуации, когда переработчики молока или другой сельскохозяйственной продукции договариваются между собой о единой закупочной цене на сырье. Чаще всего она невелика, что приводит к тому, что сельскохозяйственная деятельность товаропроизводителей становится экономически невыгодной.

Еще одно важное нововведение. С первого июля 2016 года создание муниципальных унитарных предприятий будет осуществляться только с разрешения антимонопольной службы. Смысл нововведения состоит в следующем. Действие таких предприятий, как правило, является планово убыточным. Это такие сферы деятельности, которые по определению не могут принести доход. Предприниматели туда не пойдут, потому что там нельзя заработать. Эти сферы деятельности связаны с охраной здоровья и жизнедеятельности людей, экологической безопасности и т. д. Функции по выполнению данных обязательств берет на себя государство. А вот на финансово привлекательных рынках унитарные предприятия присутствовать не должны, так как они действуют в условиях преференций.

Правительству РФ предоставлено право определять правила недискриминационного доступа к товарам не только естественных монополий, как это делается сейчас, но и для компаний, которые естественными монополиями не являются, но доля которых на соответствующем товарном рынке составляет 70 процентов (высококонцентрированные товарные рынки). Кроме того, законом отменена норма о возможности признания доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на определенном товарном рынке менее 35 процентов, и исключено ведение реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов.

Также в ФЗ от 26 июля 2006 года №153 ФЗ «О защите конкуренции» появится отдельная глава, посвященная описанию случаев недопустимой практики недобросовестной конкуренции. В ней будут конкретизированы запреты на недобросовестную конкуренцию различными способами: путем дискредитации, введения в заблуждение, некорректного сравнения и т. д. Сопутствующие поправки внесены и в КоАП РФ. В частности, повышена до 50 тысяч рублей сумма штрафа, налагаемого на должностных лиц органов власти в случае, если их действия приводят к ограничению конкуренции и свободы экономической деятельности. Если же должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное правонарушение, то предусматривается их дисквалификация на срок до трех лет.

Помимо того, устанавливается административная ответственность за нарушение процедуры торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам их проведения. Однако допускается смягчение административной ответственности для лиц, содействующих в расследовании антимонопольного нарушения.

Это основные изменения в законодательстве. Их значительно больше, но все остальные носят технический характер.

Владимир СОГАЧЕВ