Курское УФАС России пресекло картель, действовавший на электронных аукционах в течение 2 лет

27 мая 2014 года Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курского УФАС России) завершено рассмотрение дела о соглашении (картеле) участников открытых аукционов в электронной форме по размещению заказов для государственных нужд, которое действовало в течение 2012 и 2013 годов.

Антимонопольным органом раскрыта схема, известная среди участников размещения государственного и муниципального заказа как так называемый «таран». Это форма согласованного поведения участников электронного аукциона, направленного на поддержание цены в ходе торгов и обеспечение победы в аукционе участнику, состоящему в сговоре.

Действуют «таранщики» следующим образом: двое участников соглашения в самом начале аукциона подают заведомо заниженные ценовые предложения, чтобы добросовестные участники торгов утратили интерес к дальнейшему участию в торгах. Снижение начальной/максимальной цены контракта такими участниками может достигать 70-80 процентов. Затем в последние секунды дополнительного времени аукциона состоящий в сговоре третий участник соглашения (запланированный победитель) подает ценовое предложение с незначительным снижением цены. Его цель – занять третье место при ранжировании ценовых предложений после своих соучастников.

Далее при рассмотрении вторых частей заявок участников аукциона комиссией государственного заказчика выясняется, что вторые части заявок участников, подавших заниженные ценовые предложения, и занявших первое и второе места при оценке заявок, не соответствуют требованиям закона и аукционной документации (например, не приложены доверенности или учредительные документы и т.п.) В результате заявки «таранщиков», занявшие первое и второе места, обоснованно отклоняются комиссией заказчика. В итоге побеждает в аукционе заявка, занявшая третье место (заявка запланированного победителя).

При этом, подавая заведомо невыполнимые предложения о цене контракта, «таранщики», конечно, не собираются его выполнять по такой цене, поскольку это невозможно. Все участники соглашения, в отличие от добросовестных участников торгов, осведомлены о том, что заявки с заниженной ценой, занявшие первое и второе места, будут отклонены заказчиком и контракт с ними заключен не будет. Для этого возможность положительного рассмотрения вторых частей заявок и заключения контракта участниками соглашения преднамеренно исключена.

Независимые участники торгов, не состоящие в соглашении, при подаче своих ценовых предложений должны учитывать необходимость получения прибыли при выполнении контракта, что ограничивает их возможности по снижению цены. Какое бы снижение не предложили добросовестные участники торгов, участники соглашения всегда могут предложить еще большее снижение цены. Для них фактор прибыли при подаче ценового предложения никакого значения не имеет, поскольку они заведомо не намерены заключать контракт и выполнять заказ по предложенной ими заниженной цене.

 Таким образом, «таран» заведомо обеспечивает участникам сговора 1, 2 и 3 места при ранжировании ценовых предложений, после чего «заниженные» заявки, занявшие 1 и 2 места, отклоняются, и побеждает участник соглашения, занявший 3 место. При этом от участия в аукционе с самого начала торгов «отсекается» большинство добросовестных участников, которые могли бы торговаться, предлагая снижение цены, а побеждает заранее определенный участниками сговора хозсубъект с незначительным снижением цены контракта.

 

Комиссией Курского УФАС России установлено, что хозяйствующие субъекты: ООО «ПК «Технолоджи», ООО «Деметрион», ООО «Сервис+», ООО «Строительно-Торговая Компания», ООО «Фирма «Энергосервис», ООО «СтройПрестиж», ООО «Интеграция» в течение 2012-2013 годов участвовали в 9 электронных аукционах на общую сумму 27,04 млн. руб., в каждом из которых победы добились либо ООО «Деметрион» (в 5 аукционах в 2013 году), либо ООО «ПК «Технолоджи» (в 3 аукционах в 2012 году и в 1 аукционе в 2013году).

Данные лица во всех аукционах применяли единую стратегию поведения, а именно:  в каждом из аукционов всегда действовало двое из участников соглашения, функцией которых являлась подача заниженных предложений о цене контракта с целью занять первое и второе места при ранжировании заявок, без фактического намерения заключить контракт (например, ООО «СтройПрестиж» и ООО «Строительно-торговая компания»); а также третий участник соглашения - запланированный участниками соглашения победитель - либо ООО «Деметрион» (в 5 аукционах), либо ООО «ПК Технолоджи» (в 4 аукционах).

Двое из участников соглашения с первых минут торгов поочередно снижали цену лота на существенную величину (снижение достигало 80,5 процентов), пока не убеждались, что добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, отказались от конкурентной борьбы в ходе аукциона.

Далее либо ООО «ПК Технолоджи», либо ООО «Деметрион» (запланированный победитель) на последних секундах аукциона предлагало цену, незначительно ниже цены, предложенной добросовестными участниками аукциона.

По итогам рассмотрения вторых частей поступивших заявок документация двух участников сговора, которые существенно снижали цену и занимали 1 и 2 места, признавалась не соответствующей  требованиям законодательства о размещении заказов в связи с отсутствием необходимых документов, что делало невозможным заключение с ними государственных контрактов.

В итоге по результатам каждого аукциона государственный контракт заключался государственными заказчиками либо с ООО «ПК Технолоджи», либо с ООО «Деметрион».

Так, например, в ходе аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту хирургического отделения ОБУЗ «Обоянская ЦРБ» (начальная/максимальная цена контракта – 8 млн. руб.) ООО «Деметрион» и ООО «Фирма «Энергосервис» предложили цену 3,9 млн. руб. (снижение составило 50,5 процентов). В результате из 13 допущенных к участию в аукционе добросовестных участников свои ценовые предложения подали только 3, а 10 утратили интерес к торгам. В последние секунды аукциона ООО «ПК «Технолоджи» подало ценовое предложение со снижением на 8,7 процентов (7,3 млн. руб.), заняв третье место после своих соучастников. После отклонения комиссией государственного заказчика заявок ООО «Деметрион» и ООО «Фирма «Энергосервис» госконтракт был заключен с ООО «ПК Технолоджи». Аналогичная схема была реализована и в остальных аукционах.

           

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению или поддержанию цен на торгах.

 

ООО «ПК «Технолоджи», ООО «Деметрион», ООО «Сервис+», ООО «Строительно-Торговая Компания», ООО «Фирма «Энергосервис», ООО «СтройПрестиж», ООО «Интеграция» решением Комиссии Курского УФАС России по делу № 03-05/07-2014 признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», в настоящее время решается вопрос о привлечении к административной ответственности.

            В соответствии с ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ виновным юридическим лицам грозит штраф от 10 до 50 процентов начальной стоимости торгов, должностным лицам – штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей.

            Кроме того, материалы будут переданы в Управление МВД России по Курской области для проверки на предмет наличия признаков преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, поскольку при наличии совокупности ряда признаков противоправные действия по ограничению конкуренции могут быть квалифицированы как уголовное преступление, ответственность за которое – до 3 лет лишения свободы.