Лёд тронулся?.. (к вопросу о ситуации на рынке наружной рекламы в городе Курске)

           Почти двухлетняя борьба Курского УФАС за соответствие распространения наружной рекламы на территории города Курска требованиям федерального законодательства, похоже, начала давать первые результаты.

            Напомним, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламных конструкций (щитов, стендов, транспарантов и т.п.) на зданиях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, допускается при наличии выдаваемого органом местного самоуправления разрешения и договора, заключаемого по результатам торгов.

            После истечения в 2011-2013гг. сроков действия ранее выданных разрешений и договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Курске сложилась ситуация, когда  более 90% рекламных конструкций, установленных на объектах муниципальной собственности, эксплуатировались их владельцами незаконно. В результате, по данным Контрольно-счетной палаты города Курска, муниципальному бюджету был причинен убыток на сумму, исчисляемую миллионами рублей, а недобросовестные рекламораспространители получали доход от своей предпринимательской деятельности без внесения предусмотренных законом платежей в городской бюджет. При этом, по самым осторожным оценкам экспертов, примерный месячный оборот рынка услуг по распространению наружной рекламы в городе Курске составляет около трех миллионов рублей.

            Ещё в мае 2013 года Курским УФАС по результатам проведенной ранее плановой проверки было рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства (ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» - бездействие, имеющее своим результатом ограничение конкуренции на рынке услуг по распространению наружной рекламы в г.Курске) и выдано предписание Комитету архитектуры и градостроительства г.Курска, как уполномоченному в сфере наружной рекламы органу местного самоуправления, по принятию мер, направленных на пресечение распространения наружной рекламы и удаление рекламной информации, размещенной на рекламных конструкциях, установленных на объектах муниципальной собственности города Курска, с истекшими сроками действия разрешений  и договоров на их установку и эксплуатацию.

            Постановлением Администрации города Курска от 09.09.2013г. был установлен Порядок демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Курска без действующих разрешений, а также порядок удаления размещенной на рекламных конструкциях информации, обязывающий владельцев незаконно эксплуатируемых средств размещения наружной рекламы демонтировать их по предписанию уполномоченного органа местного самоуправления, а при невыполнении ими указанных предписаний   устанавливающий обязанность самого органа местного самоуправления демонтировать такие рекламные конструкции и размещенную на них рекламную информацию.

            Однако до последнего времени Курск продолжал пестреть постоянно обновляющейся наружной рекламой, распространяемой в большинстве случаев с нарушением норм федерального закона. Неоднократные обращения Курского УФАС в адрес Администрации города Курска,  правоохранительных органов долгое время не могли развернуть ситуацию в сторону соблюдения законности, хотя все необходимые для этого правовые механизмы, включая  административную ответственность за эксплуатацию рекламных конструкций без наличия действующего разрешения органа местного самоуправления (статья 14.37 КоАП РФ), закреплены действующим законодательством и могли бы с успехом применяться. Тем не менее, отдельные эпизоды борьбы городских властей и полиции с незаконной рекламой чаще всего имели место на окраинах Курска и не затрагивали интересов крупных рекламных агентств, чьи щиты и баннеры размещены на центральных улицах города.

            И вот наконец, согласно информации, размещенной на сайтах курских информационных агентств, в марте 2014 года Комитетом архитектуры и градостроительства г.Курска начались поэтапные работы по принудительному демонтажу незаконных рекламных конструкций, установленных в «красных зонах», которые согласно градостроительному законодательству должны оставаться свободными от таких сооружений. В «чёрные списки» попали прежде всего конструкции, установленные на улицах Ленина, Садовой, Дзержинского, Карла Маркса, а также на разделительных полосах автодорог по улице Энгельса, проспектах Победы, Энтузиастов, Клыкова. По данным Комитета архитектуры и градостроительства г.Курска, демонтажу на данном этапе подлежат 160 незаконно эксплуатируемых рекламных конструкций. Всего 160 из более чем 850, не имеющих действующих разрешений и договоров, позволяющих использовать данные конструкции для распространения наружной рекламы на законных основаниях...

            Такие темпы наведения порядка в сфере распространения наружной рекламы на улицах города вряд ли позволят в ближайшее время существенно пополнить местный бюджет за счет выставления на торги освободившихся от незаконной рекламы объектов муниципальной недвижимости.

            Кроме того, предусмотренные статьей 19 ФЗ «О рекламе» торги являются единственной регламентированной законом открытой и конкурентной процедурой, позволяющей всем заинтересованным субъектам предпринимательской деятельности на равных и заранее определенных условиях претендовать на право установки рекламных конструкций на объектах муниципального имущества. Непроведение данных торгов в течение длительного периода (двух-трех лет, прошедших со времени истечения сроков действия ранее заключенных договоров) создает необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности владельцев рекламных конструкций, продолжающих незаконно использовать их без наличия предусмотренных законом разрешительных документов, и препятствует доступу на рынок наружной рекламы возможных конкурентов действующих рекламораспространителей. 

            Согласно Федерального закона  «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.05.2013г. №98-ФЗ, до 01.01.2014г. органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций, в соответствии с которыми должны проводиться торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

            Справочно: по информации СМИ, при проведении аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в г.Москве в августе 2013 года в среднем размер платы за установку рекламной конструкции в ходе проведения торгов увеличился в 3,7 раза относительно начальной цены, всего за установку 4000 рекламных щитов на объектах государственной собственности бюджет Москвы по результатам торгов получил более 67 миллиардов рублей.

            Даже с поправкой на специфику рынка услуг наружной рекламы в Московском регионе, проведение таких торгов определенно должно принести в бюджет города Курска так необходимые ему финансовые ресурсы, которые будут направлены на решение социально значимых задач и вопросов местного значения.

            Таким образом, следующим этапом в восстановлении законности на рекламном рынке города Курска должно стать проведение торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности. Положение о порядке проведения таких торгов (конкурсов и аукционов) утверждено постановлением Администрации города Курска от 11.11.2013г. №3934, в соответствии с которым выступать организатором торгов уполномочен Комитет архитектуры и градостроительства г.Курска. В то же время, до настоящего момента такие торги не были объявлены ни по одному объекту муниципальной собственности, предназначенному для установки средств наружной рекламы.