ОАО "Ростелеком" обещает вернуть бесплатную справочную службу "09"

Сфера деятельности: Транспорт и связь

 

ОАО «Ростелеком» обещает вернуть бесплатную справочную службу «09»

 

            23 января 2013 года Федеральный арбитражный суд Центрального округа согласился с судами первой и апелляционной инстанций и отказал ОАО «Ростелеком» в удовлетворении требования о признании незаконными решения Курского УФАС России, которым данный оператор связи признан нарушившим антимонопольное законодательство при оказании на территории Курской области услуг по информационно-справочному обслуживанию,и выданного на его основе предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

            Напомним, что еще в октябре 2011 года Комиссия Курского УФАС России признала нарушившим антимонопольное законодательства крупнейшего оператора телефонной связи ОАО «Ростелеком» (в лице Курского филиала).

            По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО «Ростелеком» ненадлежащим образом исполняется обязанность по информационно-справочному обслуживанию пользователей услуг телефонной связи.

            Решение Курского УФАС России о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО « Ростелеком» было принято в связи с многочисленными устными и письменными жалобами жителей Курской области, возмущенных недобросовестным поведением монополиста, который при оказании информационно-справочных услуг вынуждал пользователей для получения справки о номере телефона абонента ОАО «Ростелеком» обращаться в платную справочную службу, сведя возможность получения аналогичной бесплатной справки к минимуму.

            Курским УФАС России было установлено, что деятельность ОАО «Ростелеком» в сфере оказания информационно-справочных услуг носит монополистический характер и направлена на извлечение дополнительной прибыли.

            Организованная ОАО «Ростелеком» система платного информационного обслуживания исключала возможность перерасчета стоимости оказанных услуг после выставления платы за неоказанные справочные услуги при отсутствии обращения соответствующего лица, что позволяло монополисту получать незаконный доход.

            То есть при оказании платных информационно-справочных услуг ОАО «Ростелеком» были созданы такие условия обслуживания, при которых потребителям приходилось оплачивать платные справочные услуги независимо от их качества и полезного результата, с последующим перерасчетом лишь по итогам письменного обращения, и тем самым вынужденно авансировать деятельность монополиста. А обеспечивало себе получение дополнительного монопольного дохода ОАО «Ростелеком» недобросовестными действиями при осуществлении деятельности по бесплатному информационно-справочному обслуживанию.

            Так, еще на этапе, предшествующем общению с оператором службы «09», ОАО «Ростелеком» навязываются обратившемуся в бесплатную службу услуги платной справочной.

            Для этого ОАО «Ростелеком» затягивается время ожидания ответа оператора (до 8 минут) и одновременно осуществляется информационное воздействие на обратившегося в бесплатную службу «09», из которого следует, что в платной справочной можно получить любые сведения на основании каких-угодно исходных данных, а для получения бесплатной справки нужно представить так называемые «полные данные» либо запрос должен касаться так называемых «социально - значимых объектов».

            Зная о том, что кроме службы «09» иной бесплатной справочной нет, что нормативно понятия «полные данные» и «социально - значимые объекты» не закреплены, отсутствует их однозначное толкование и общепринятое понимание, которое было бы известно неограниченному кругу лиц, ОАО «Ростелеком» установило незаконные дополнительные требования к содержанию запроса обращающихся в службу «09» лиц и необоснованно ограничило количество предоставляемых бесплатных информационно-справочных услуг, вынуждая их обратиться к услугам платной справочной «138».

            Подтверждением вывода о навязывании услуг платной справочной послужило также то обстоятельство, что ни ОАО «ЦентрТелеком», ни ОАО «Ростелеком» после присоединения к нему ОАО «ЦентрТелеком» на протяжении более 15 лет ни разу не издавали на территории Курской области информационно-справочных печатных изданий (телефонных справочников) для абонентов и (или) пользователей услуг телефонной связи.

            Этот факт явился еще одним свидетельством того, что при отказе службы «09» предоставить справку о номере телефона абонента ОАО «Ростелеком» единственной возможностью получения такой информации являлась платная служба ОАО «Ростелеком» «138».       Таким образом, осуществляемые ОАО «Ростелеком» в процессе оказания бесплатного информационного обслуживания действия по неоперативному реагированию на звонок потребителя в службу «09», незаконному ограничению количества выдаваемых справок о номере телефона абонентов ОАО «Ростелеком», установлению дополнительных требований к запросу потребителя, а также длительное неисполнение императивных требований закона в части издания телефонных справочников и непроведение их актуализации создали для потребителей Курской области ситуацию, при которой они вынуждены были обращаться для получения информации о номере телефона интересующего абонента в платную службу «138».

            В этой связи Комиссия Курского УФАС России пришла к выводу о нарушении ОАО «Ростелеком» ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» и ущемлении интересов жителей Курской области путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в навязывании платных информационно-справочных услуг путем непредоставления бесплатных справок о номерах телефонов абонентов ОАО «Ростелеком» и несоблюдении требований законодательства по изданию телефонных справочников и  актуализации размещенной в них информации не реже 1 раза в год.

            На основании вынесенного решения Комиссия Курского УФАС России выдала ОАО «Ростелеком» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым монополист обязан устранить выявленные антимонопольным органом нарушения, и не создавать условий, вынуждающих пользователей услуг телефонной связи Курской области обращаться в платную справочную службу ОАО «Ростелеком».

            После длительного (почти 1,5 летнего) рассмотрения судебный спор о законности ненормативных актов антимонопольного органа завершился полной победой Курского УФАС России — первая, апелляционная и кассационная судебные инстанции были солидарны, подтверждая правомерность абсолютно всех выводов Курского УФАС России.

            Стоит отметить, что ОАО «Ростелеком» приступило к исполнению выданного Курским УФАС России предписания, не дожидаясь решения суда кассационной инстанции. Так, ОАО «Ростелеком» был издан электронный телефонный справочник с информацией о номерах телефонов всех его абонентов, а в целях улучшения качества и повышения эффективности в сфере информационно-справочного обслуживания населения всего Центрального региона разработано Положение о предоставлении бесплатных информационно-справочных услуг. ОАО «Ростелеком» уверяет, что кардинально изменило подход к порядку оказания бесплатных справочных услуг, и обещает приложить максимум усилий для создания возможности бесплатного получения справочной информации не только абонентам в Курской области, но и в других регионах Российской Федерации.»

 

Комментарий руководителя Курского УФАС России Комова Ю.А.:

            «Действующим законодательством, к сожалению, не урегулированы многие вопросы бесплатного предоставления пользователям услуг телефонной связи справочной информации.

            Воспользовавшись законодательными пробелами, ОАО «Ростелеком» попыталось ограничить доступ пользователей к своей бесплатной справочной службе «09», вынуждая их для получения необходимой информации пользоваться услугами платной справочной службы.     Внимательно отслеживая ситуацию на данном рынке, Курское УФАС России еще в начале 2011 года начало борьбу за бесплатную справочную службу «09», в связи с чем приняло решение, которым установило в указанных действиях ОАО «Ростелеком» нарушение требований антимонопольного законодательства, а также выдало данному оператору связи обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений.

            Радует то, что судами принято справедливое решение по результатам рассмотрения заявления ОАО «Ростелеком», отвечающее интересам жителей Курской области, пользующихся бесплатной справочной службой ОАО «Ростелеком». Считаем, что суд ответственно подошел к рассмотрению данного дела, объективно оценил имеющие в деле доказательства и принял обоснованное решение о правомерности ненормативных актов Курского УФАС России.»

 

Справочно: Для ознакомления с Положением о предоставлении бесплатных информационно-справочных услуг абонентам ОАО «Ростелеком», утвержденным Приказом от 22.01.2013г. №03/01/26-13, нужно перейти по ссылке.

Файлы для скачивания

press-reliz_po_sudu_s_oao_rostelekom_09.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.04 МБ