ФАС ослабляет прессинг

Федеральная антимонопольная службы (ФАС) РФ опубликовала третий пакет поправок в антимонопольное законодательство. В проекте закона, вносящего изменения в ФЗ "О защите конкуренции", предлагается освободить бизнес от чрезмерного контроля.

ФАС готовила третий пакет глобальных поправок в антимонопольное законодательство с 2009 года. После первых двух пакетов, которые существенно осложнили жизнь картелям (были введены оборотные штрафы и уголовная ответственность за монопольно высокие цены), казалось, что ничего хорошего ждать не приходится. Но ФАС удивила. "Третий антимонопольный пакет" законов направлен на либерализацию норм антимонопольного законодательства, в том числе и в части вертикальных соглашений, сообщает служба. Кроме того поправки предусматривают разделение понятий соглашения и согласованные действия на две разные статьи закона.

Теперь, как следует из вносимых в правительство поправок, "цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась на товарной бирже, но при условии, что объем продаваемого товара, "должен составлять не менее 20 процентов от объема производства хозяйствующего субъекта (его группы лиц), не занимающего доминирующего положения на рынке такого товара, и не менее 10 процентов от объема производства хозяйствующего субъекта (его группы лиц), занимающего доминирующего положения на рынке такого товара". При этом информация о лицах, подавших соответствующие заявки, засекречена до окончания торгов, а число участников торгов должно быть не менее трех.

Тем самым ФАС стимулирует монополии к более активному выходу на биржу с товаром. Глава ФАС Игорь Артемьев и раньше заявлял, что видит разрешение проблемы в развитии биржевой торговли. Так что биржевые торги, по идее, должны примирить ФАС и нефтяников.

"Антимонопольное ведомство при определении монопольно высокой цены товара обязано использовать не только затратный метод, но и метод сопоставимых рынков. При этом цена, сложившаяся при проведении биржевых торгов, не может являться монопольно высокой", - указывается в комментариях ФАС к проекту поправок в закон.

Стоит отметить, что предложения ФАС об обязательной продаже на бирже до 10% производимой продукции ранее не встретило большого восторга у производителей нефтепродуктов. Так, в апреле заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам ОАО "Газпром нефть" Елена Илюхина в рамках "Недели российского бизнеса - 2010" раскритиковала его. "С точки зрения биржевых торгов вместо свободной биржевой торговли мы получаем некие ограничения. Почему именно 10%? Почему не 15% или не 5%? Объяснений (от ФАС ) нет", - отмечала она в беседе с журналистами. И в целом, заявляла она, новые пакеты поправок в антимонопольное законодательство создают все больше неопределенностей для нефтяных компаний. "Третий, четвертый антимонопольные пакеты. Сколько их еще будет?" - задалась тогда вопросом Е.Илюхина.

ФАС тем временем продолжает ослаблять закрученные гайки. Как следует из сообщения службы, поправками уточнено понятие согласованных действий: в определение будут добавлены квалифицирующие критерии, по которым можно будет отличить просто параллельные действия на рынке, вызванные общими для всех условиями, от согласованных действий. Поправки предусматривают разделение понятий соглашения и согласованные действия на две разные статьи закона.

Поправки также направлены на либерализацию на рынке финансовых услуг. Предлагается отказаться от так называемой нотификации соглашений - необходимости участников рынка уведомлять ФАС о заключенных соглашениях. "В тех случаях, когда у сторон есть сомнения в соблюдении всех антиконкурентных требований в соглашении, они могут его прислать на экспертизу",-- отмечает руководитель ФАС России Игорь Артемьев, цитируемый в сообщении службы.

Проект поправок предусматривает выведение согласованных действий из уголовно наказуемых в сферу административной ответственности. Также планируется заменить оборотные штрафы фиксированными для тех отраслей, которые работают с большим оборотом и минимальной рентабельностью.

"Таким образом, примерно в половине случаев "оборотный штраф" применяться не будет. За нарушения, которые не привели к ограничению конкуренции предлагается введение фиксированные штрафы, например, 1 млн рублей. Тем самым мы снимем для бизнеса часть рисков", - заключил Игорь Артемьев.

"Третий антимонопольный пакет законов", как указывается в сообщении ФАС, уточняет:

* - порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации и оказывающих влияние на конкуренцию в России. В частности, четко определен круг сделок иностранных компаний, подлежащих согласованию с антимонопольным органом (критерий — объем товарооборота на территории РФ).

* - понятие координации экономической деятельности — она возможна только лицом, не осуществляющим деятельности на том товарном рынке, на котором осуществляется координация.

* - понятие соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию. Они не распространяются на хозсубъекты, входящие в одну группу лиц или контролируемые одним лицом.

* - перечень финансовых услуг, в отношении которых необходимо проводить торги по отбору финансовых организаций.

* - порядок уведомления лица о проведении проверки в отношении него, направления о предоставлении документов и информации.

Также "третий антимонопольный пакет законов":

* - устанавливает дополнительные критерии, которые должны быть включены в правила недискриминационного доступа на рынки, а также к товарам/услугам естественных монополий. Они направлены на повышение уровня доступности информации для потребителей; определение условий доступа к товарам и услугам естественных монополий; применение типовых договоров.

* - исключает применение уголовного наказания за согласованные действия.

* - вводит фиксированные штрафы за злоупотреблением доминирующим положением по делам, не связанным с ограничением конкуренции.

И еще ФАС запретила компаниям использовать при реализации товара для его характеристики слова в превосходной степени - «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «первый», «единственный» и словосочетаний с их использованием, а также слов «номер один», «лидер» и иных аналогичных слов и словосочетаний».