Суд подтвердил выявленные Курским УФАС России нарушения в сфере организации питания школьников

В 2019 и 2020 годах в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курское УФАС России) неоднократно поступали обращения Прокуратуры г. Курска, Контрольно-счетной палаты г. Курска, жалобы родителей о нарушениях требований законодательства при организации питания детей из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей в общеобразовательных учреждениях города Курска.

По итогам рассмотрения указанных обращений, материалов и дел о нарушении антимонопольного законодательства, Курским УФАС России установлено, что с 2017 года по настоящее время практически всеми школами г.Курска систематически допускались нарушения требований антимонопольного законодательства при организации оказания услуги по питанию данной категории детей.

Как установлено Курским УФАС России, закупка услуги по организации питания осуществлялась школами без проведения конкурентных процедур (торгов, запросов котировок), способом заключения договоров с единственным поставщиком.

При этом, единственный поставщик - хозяйствующий субъект, который организовывал питание детей в школе, выбирался должностными лицами школ произвольно, по собственному усмотрению.

Отсутствие конкурентного отбора поставщика путем проведения торгов и заключение договора напрямую с единственным поставщиком полностью исключает возможность конкуренции за муниципальный заказ, создает необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности единственному хозяйствующему субъекту и устраняет возможность других лиц, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение такого договора.

Действия заказчика и поставщика по реализации такого соглашения, ограничивающего конкуренцию, квалифицируются как нарушение ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, субъективный отбор единственного поставщика единолично должностным лицом муниципального заказчика создает предпосылки для возникновения злоупотреблений коррупционного характера.

 

Курским УФАС России приняты решения о нарушении статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении хозяйствующих субъектов – организаторов питания и школ г.Курска, которые были обжалованы хозсубъектами в судебном порядке.

Арбитражный суд Курской области признал законными и обоснованными правовые акты Курского УФАС России, которыми установлены антиконкурентные соглашения школы №51 и школы №10 с индивидуальными предпринимателями (дело №А35-11261/2019 и А35-13002/2019).

Предприниматели и должностные лица школ подлежат привлечению к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в виде штрафа от 15 до 30 тысяч рублей. Ответственность должностных лиц школ существенней – штраф от 20 до 50 тысяч рублей. При этом директор одной из школ признал факт нарушения и подал заявление о заключении антиконкурентного соглашения до принятия антимонопольным органом решения по делу, в связи с чем подлежит освобождению от административной ответственности на основании Примечания к статье 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Антимонопольным органом установлено, что подобные нарушения требований законодательства со стороны школ г.Курска носили системный и продолжительный характер. Такая ситуация влечет негативные последствия для состояния конкуренции на рынке оказания услуг по организации питания отдельных категорий учащихся, а также может привести к ухудшению качества оказания таких услуг, так как единственный поставщик, участвующий в незаконном антиконкурентном соглашении, уверен в продолжении взаимоотношений с заказчиком, вне зависимости от качества выполнения своих обязательств.

 

Комментарий руководителя Курского УФАС России Юрия Алексеевича Комова: «Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи Курским УФАС России Предостережения Комитету образования города Курска о необходимости принятия мер, направленных на исключение возможности необоснованного предоставления преимуществ предпринимательской деятельности отдельным хозяйствующим субъектам и ограничению конкуренции, в сфере оказания услуг по организации питания детей из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей в школах города Курска. В целях недопущения нарушений антимонопольного законодательства, Комитету образования города Курска необходимо принять меры по регулированию порядка определения поставщиков услуги питания в школах путем проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом О контрактной системе.»