Аналитический отчёт по обзору состояния конкурентной среды на рынке технического обслуживания лифтов 2010-2011 годы

Сфера деятельности: ЖКХ

Анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов в г. Курске за 2010-2011 годы.

 

Во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 №66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы» и в соответствии с поручением ФАС России от 05.12.2011 г. №АЦ/45092 управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области проведено исследование состояния конкуренции на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов в г. Курске.

Анализ рынков  проведен в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды данных рынков, разработанными ФАС России и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России  от 28.04.2010 г. №220.

Цель проводимого исследования – оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов, проверка соблюдения антимонопольного законодательства на соответствующих рынках.

Временным интервалом проводимого исследования являются 2010-2011 годы.

Продуктовые границы товарных рынков.

Продуктовые границы товарного рынка определяются исходя из предварительного определения товара, выявления свойств товара, определяющих выбор приобретателя, возможности взаимозаменяемости товаров.

 Лифт, являясь транспортным средством, которым управляет непосредственно пользователь при подъеме и спуске с одного уровня на другой, требует повышенного внимания к вопросам его эксплуатации. Совершенно необходимо, чтобы работа лифтов была надежной и безопасной.

Для того чтобы выполнить эти основные условия, следует организовать технически правильное их обслуживание, неукоснительно осуществлять систему планово-предупредительных ремонтов лифтов, своевременно производить диагностическое обследование лифтов, отработавших нормативный срок службы, ремонт, реконструкцию, модернизацию или замену лифтов и диспетчерского оборудования.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г.

№782 «Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов» (далее – Регламент о безопасности лифтов) определены следующие основные понятия:

        - лифт - устройство, предназначенное для транспортировки людей и (или) грузов в зданиях (сооружениях) с одного уровня на другой в кабине, перемещающейся по жестким направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°;

 - паспорт лифта - документ, содержащий сведения об изготовителе, дате изготовления лифта и его заводском номере, основные технические данные и характеристики лифта и его оборудования, сведения об устройствах безопасности, назначенном сроке службы лифта;

        - техническое обслуживание лифта - комплекс операций по поддержанию работоспособности и безопасности лифта при его эксплуатации;

        - эксплуатация лифта - стадия жизненного цикла, включающая использование по назначению, осмотры, техническое обслуживание и ремонт лифта.

        Техническое освидетельствование - экспертиза различных технических объектов специалистами, обычно комиссией, представляющими государственные надзорные органы или имеющими государственную лицензию на право проведения или участия в таких экспертизах.

        В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) к опасным производственным объектам относятся объекты, при функционировании которых при сложившихся обстоятельствах могут возникнуть аварии и (или) инциденты.

 К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

 Согласно части 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в том числе, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

 Согласно части 2 статьи 2 Закона о промышленной безопасности опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

 Идентификация опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре опасных производственный объектов производится на основании Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011 г.        № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов» (с изменениями от 16.11.2011 г.). Вышеуказанные требования не распространяются на объекты, на которых эксплуатируются лифты, относящиеся к жилищному фонду, а также на объекты розничной торговли.

На основании вышеизложенного, техническое освидетельствование лифтов, относящихся к жилищному фонду и объектам розничной торговли, к деятельности на опасных производственный объектах не относится.

        Регламентом о безопасности лифтов установлены минимально необходимые требования к безопасности лифтов при проектировании, производстве, монтаже, эксплуатации, модернизации и утилизации, правила, формы оценки и схемы подтверждения соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям, установленным настоящим техническим регламентом, а также требования по энергетической эффективности лифтов.

Согласно подпункту 1 пункта 12 Регламента о безопасности лифтов при эксплуатации лифта выполняются следующие требования:

1) проведение осмотров, технического обслуживания и ремонта лифта в соответствии с прилагаемой документацией по эксплуатации, а также оценки его соответствия в порядке, установленном пунктом 17 Регламента о безопасности лифтов;

       2) осуществление осмотра лифта или контроля за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии), технического обслуживания и ремонта специализированной лифтовой организацией;

        3) допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию, ремонту и осмотру лифта, контролю за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии) только обслуживающего персонала, аттестованного в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

        4) недопущение эксплуатации лифта по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте лифта. Для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифт подвергается оценке соответствия в порядке, установленном пунктом 18 Регламента о безопасности лифтов;

        5) подтверждение соответствия лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, но не отработавшего назначенного срока службы, в порядке, установленном пунктом 19 Регламента о безопасности лифтов.

        Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД) 029-2007, услуга по техническому обслуживанию лифтов принадлежит к подгруппе 29.22.9 «Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования» группы 29.22 «Производство подъемно – транспортного оборудования» класса 29 «Производство машин и оборудования».

        В соответствии с пунктом 16 Регламента о безопасности лифтов, аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит оценку соответствия в форме полного технического освидетельствования лифта, в сроки, определенные договором с заявителем. Результаты полного технического освидетельствования записываются в паспорт лифта и оформляются актом, который передается специализированной лифтовой организации.

Согласно пункту 17 Регламента о безопасности лифтов оценка соответствия лифта в течение всего срока его эксплуатации осуществляется в следующем порядке:

1) оценка соответствия лифта при эксплуатации осуществляется в форме периодического технического освидетельствования не реже 1 раза в 12 месяцев органом по сертификации в сроки, определенные договором с заявителем. Результаты периодического технического освидетельствования оформляются актом и записываются в паспорт лифта специалистом органа по сертификации;

       2) лифт при эксплуатации подвергается частичному техническому освидетельствованию органом по сертификации при замене узлов и механизмов лифта. Сведения о замененных узлах и механизмах указываются в паспорте лифта специалистом организации, осуществившей их замену.

       На основании изложенного, продуктовыми границами анализируемых рынков являются:

-         услуга по техническому обслуживанию лифтов;

-         услуга по техническому освидетельствованию лифтов.

        Географические границы товарных рынков.

        Согласно Методическим рекомендациям по проведению анализа состояния конкурентной среды на товарных рынках исследование рынков услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов проводится в городах с населением более 100 тысяч жителей и административных центрах субъектов Российской Федерации. 

        На территории Курской области расположен один город с населением более 100 тысяч человекг. Курск, административные границы которого являются географическими границами рынков услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов.

        Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар и такая возможность отсутствует за ее пределами.

        Географические границы исследуемых рынков в силу специфики услуг привязаны к территориальной расположенности лифтов и неразрывно связаны с жилищным фондом и торговой инфраструктурой.

        Возможность приобретения рассматриваемых услуг ограничена территорией муниципального образования, исходя из экономической нецелесообразности приобретать услуги за ее пределами.

       Географические границы рынков установлены в соответствии с п. 4.5 Порядка по месту продаж (т.е. по месту оказания услуг).

         На основании изложенного, а также в соответствии с Методическими указаниями ФАС России географическими границами анализируемых товарных рынков являются административные границы города Курска.

       Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках.

       В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала.

Состав продавцов в административных границах г. Курска определен на основании информации, представленной:

- территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Курской  области (Курскстатом);

-         Верхне-Донским управлением Ростехнадзора;

-         Саморегулируемой организацией Некоммерческим партнерством «Курская организация строителей», Некоммерческим партнерством «Саморегулируемой организацией «Союз дорожников и строителей Курской области»;

-         хозяйствующими субъектами.

       Техническое обслуживание и ремонт лифтов при их эксплуатации, на основании договоров выполняется специализированной по лифтам организацией (предприятием), имеющей в своем составе структурные подразделения по разработке необходимой технической документации, подготовке кадров, контролю качества работ и техники безопасности, аварийную службу, а также квалифицированный персонал.

        Техническое освидетельствование лифтов, электроизмерительные работы на них и обследование технического состояния лифтов, выработавших нормативный срок службы, производится экспертными организациями, имеющими аттестат аккредитации, выданный Федеральной службой по аккредитации.

        В качестве продавцов на соответствующих товарных рынках выступают  специализированные лифтовые организации,  экспертные организации.

        Деятельность по техническому обслуживанию лифтов к лицензируемым видам деятельности не относится.

В соответствии с пунктом 5 Регламента о безопасности лифтов специализированная лифтовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, предметом деятельности которого является осуществление одного или нескольких видов деятельности по проектированию, производству, монтажу (демонтажу), техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и диспетчерскому контролю лифтов.

Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов, постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 № 31, установлено, что деятельность по техническому диагностированию и обследованию лифтов, а также систем диспетчерского контроля осуществляется экспертными организациями, имеющими лицензию на экспертизу промышленной безопасности, выданную Госгортехнадзором России.

       Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – лицензирующий орган).

        Согласно пункта 3 «Положения об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 163, орган по сертификации и испытательная лаборатория (центр) должны иметь аттестат аккредитации.

        В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 г.      № 342 «Об органе по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов», полномочия по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов, переданы Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии.

       При этом указанное постановление  утратило силу с 01.11.2011 г. в связи с изданием постановления Правительства РФ от 17.10.2011 г. № 845, в соответствии с которым, функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, переданы Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации).

       Сводная информация о составе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов, представлена в Таблицах 1,3.*

*Не публикуются   

       В соответствии с пунктом 16 Регламента о безопасности лифтов владелец лифта – собственник (собственники) здания (сооружения) или его части, в котором находится лифт, собственники помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение).

       Покупателями услуги в границах исследуемого рынка являются юридические лица, а также управляющие компании и ТСЖ, имеющие в своей эксплуатации лифты и заключающие договоры на техническое освидетельствование и обслуживание лифтов с  продавцами услуг.      

 

        Расчет объемов товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов. 

        В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, а также Методическими рекомендациями ФАС России  оценка объемов рынков осуществляется на основании объемов продаж (поставок) на рассматриваемых товарных рынках в натуральном (количество

обслуживаемых и освидетельствованных лифтов) и в стоимостном выражении (объем продаж).

        Объем рынков и доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих техническое освидетельствование и техническое обслуживание лифтов по    г. Курску рассчитаны на основании информации, представленной хозяйствующими субъектами, согласно Таблиц 2, 4.*

*Не публикуются

       Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

       Стоимость работ, услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов определяется договорами специализированных лифтовых организаций и экспертных организаций с покупателями услуг.

       Учитывая, что стоимость услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов зависит от объема выполненных работ, трудоемкости, при проведении анализа рынков стоимостной показатель объективно не отражает фактическую долю хозяйствующего субъекта на исследуемом рынке. Курское УФАС России считает целесообразным использовать при расчете долей и выявлении доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке фактическое количество лифтов (натуральный показатель).

       В общее количество обслуживаемых и освидетельствованных лифтов входят лифты жилищного фонда, торговых организаций, предприятий промышленности и других строений, в которых эксплуатируются лифты.

        По результатам проведенного анализа рынка услуг по техническому  обслуживанию лифтов, установлено, что долю более 50% на рынке занимает группа лиц: ООО «КОМПЛЕКС-ЛИФТ», ООО «Спецлифтремонт», ООО «СервисЛифт-Центр» от общего объема обслуживаемых лифтов в границах г. Курска.

        На рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов доли более 50% имеет ООО фирма «Курсклифт».

        Уровень концентрации рынков услуг по техническому освидетельствованию и  обслуживанию лифтов.

        Для определения уровня концентрации товарного рынка рассчитаем основные показатели, исходя из данных таблиц 2,4:

1) Коэффициент рыночной концентрации (CR);

2) Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

 

Таблица 5 – Показатели концентрации товарных рынков

Показатель

2010 г.

2011 г.

 

Техническое обслуживание лифтов

 

CR3

94,73

95,60

 

HHI

3767,40

4020,75

 

Техническое освидетельствование

 

CR3

99,64

100

 

HHI

4502,34

4280,76

 

 

        Данные значения показателей свидетельствуют о высоком уровне концентрации товарного рынка услуг по техническому обслуживанию лифтов в г. Курске.       

       Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру анализируемых товарных рынков, показали, что рынок услуг по техническому обслуживанию лифтов и рынок услуг по техническому освидетельствованию в пределах географических границ являются монополизированными, высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией.

        Барьеры  входа на товарные рынки.

        Для потенциальных участников рынка услуг по техническому обслуживанию  лифтов основными проблемами являются:

- высокие требования к профессиональному уровню персонала, с учетом специфики деятельности;

- условия прохождения аттестации и получение соответствующего свидетельства на право ведения аварийных, ремонтных работ по обслуживанию лифтов;

- лица, оказывающие данные виды услуг, должны быть обучены по соответствующим программам и аттестованы в учебном заведении или организации, имеющей разрешение органа Ростехнадзора на проведение обучения и аттестации.

        В качестве основных существующих проблем экспертные организации, осуществляющие техническое освидетельствование лифтов, назвали следующие:

- органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), выполняющие работы по подтверждению соответствия, должны иметь аттестат аккредитации, выданный Федеральной службой по аккредитации;

- экспертные организации, для осуществления деятельности по техническому диагностированию и обследования лифтов, а также систем диспетчерского контроля должны иметь лицензию на экспертизу промышленной безопасности, выданную Ростехнадзором;

- лица, оказывающие данные виды услуг, должны быть профессионально обучены по соответствующим программам и аттестованы в учебном заведении или организации, имеющей разрешение органа Ростехнадзора на проведение обучения и аттестации.

Органами государственной власти Курской области и органами местного самоуправления г. Курска административных, экономических и иных ограничений не вводилось.

       В совокупности перечисленные факторы делают доступ на товарные рынки для других хозяйствующих субъектов затруднительным, что является основным барьером для развития конкуренции на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов.

       Оценка состояния конкуренции на товарных рынках.

        В рамках проведения анализа состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов в                         г. Курске за 2010-2011 годы, Курское УФАС России пришло к следующим выводам:

1) Рынок услуг по техническому обслуживанию лифтов является монополизированным, высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

2) Рынок услуг по техническому освидетельствованию лифтов является монополизированным, высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

        Основными препятствиями развитию конкурентной среды на рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов являются: необходимая материально-техническая база, подготовка кадров, квалифицированный персонал, наличие аварийной службы. Экспертные организации, осуществляющие деятельность по техническому диагностированию и обследованию лифтов, а также систем диспетчерского контроля должны иметь лицензию на экспертизу промышленной безопасности, выданную Ростехнадзором; органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), выполняющие работы по подтверждению соответствия должны иметь аттестат аккредитации, выданный Федеральной службой по аккредитации.

Файлы для скачивания

fayl1.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.1 МБ