Анализ рынка дорожного строительства за 2008 - 2010 годы

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ  

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ (извлечение)

 

по результатам анализа  рынков

услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту 

дорог, тоннелей, мостов и путепроводов Курской области 

 

за 2008 -  2010 годы

 

 

1. Общие положения.

         Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов Курской области проведен во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011г. № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных  рынках на 2011-2012годы» в соответствии с Методическими рекомендациями по анализу соответствующего товарного рынка, разработанными ФАС России согласно  Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденному  приказом ФАС России от 28.04.2010г.№  220.

2. Определение временного интервала исследования

         Временной интервал исследования рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов Курской области – 2008, 2009, 2010 годы.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка.               

         В целях проведения данного анализа продуктовыми границами рассматриваемых рынков являются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также их составных частей  тоннелей, мостов и путепроводов.

4 . Определение географических границ товарных рынков.     

          Определение географических границ рассматриваемых товарных рынков осуществляется методом установления фактических районов продаж, при этом для целей настоящего исследования районами продаж  являются районы фактически выполненных работ.

Географическими границами исследуемого рынка является территория в административных границах  Курской области

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном  рынке.

          В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I-го  уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.

         Согласно   информации,  представленной о генеральных подрядчиках по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог  за период 2008 – 2010 годы,  на территории Курской области  в соответствии с заключенными государственными контрактами действовали ЗАО «Суджанское ДРСУ №2»  и ООО «Курскспецдорстрой» . Сведения о видах  работ, объектах строительства, стоимости и объемах работ, выполненных генподрядчиками по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, за исследуемый период представлены в табл.1.*

*не публикуется

Сведения о видах  работ, объектах строительства, стоимости и объемах работ, выполненных генподрядчиками по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений представлены в табл.1.1.*

*не публикуется

В 2010 году работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений в Курской области не проводились.

                Все работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог за 2008 – 2010 гг. выполнены  генеральными подрядчиками собственными силами, без привлечения субподрядных строительных организаций (табл.2). За исследуемый период к исполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений на территории Курской области были привлечены следующие субподрядчики 1-го уровня: ООО «Курскмостстрой» и ООО «Центр дорожных технологий».        Сведения о видах работ, объектах строительства, стоимости и объемах работ, выполненных субподрядчикам  по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений представлены в табл. 2.1.   Сведения о реализации договоров по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов за 2008 – 2010 годы представлены в табл.3.*

* не публикуется

         Постановлением Администрации Курской области от  02.02.2009г. № 22 утверждена областная целевая программа  «Модернизация сети автомобильных дорог Курской области (2009-2011годы)». Источниками финансирования Программы являются областной бюджет и субсидии из федерального бюджета. Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы по формированию сети автомобильных дорог общего пользования, соответствующей потребностям экономики и населения области, составляет 1831,934 млн.руб в 2009г. и 2106,134 млн.руб. – в 2010г.

Сводные объемы работ по содержанию и ремонту дорог в разрезе районов Курской области, финансируемых за счет  предусмотренных в областном бюджете средств на реализацию областной целевой программы «Модернизация сети автомобильных дорог Курской области (2009 – 2011годы)», утверждены соответствующими постановлениями администрации Курской области.

         Содержание и ремонт автомобильных дорог  Курской области в рамках указанной программы осуществляют дорожные предприятия различных форм собственности, определяемые на конкурсной  основе в соответствии с Федеральным законом  от 21.07.2005г. № 94-ФЗ.  

         Областным казенным учреждением «Комитет строительства и эксплуатации  автомобильных дорог Курской области» в адрес Курского УФАС представлены сведения за период 2008 – 2010гг.  о хозяйствующих субъектах, осуществляющих ремонт  дорог межмуниципального и местного значения, объектах ремонта, стоимости и объемах выполненных работ за указанный период (приложения №1, №2, №3).*

* не публикуется  

6. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынках.

 Расчет общего объема произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов за 2008-2010 годы в продуктовых и географических границах рассматриваемых рынков и долей хозяйствующих субъектов на указанных рынках осуществляется на основании следующих показателей объема продаж в стоимостном и натуральном выражении, а именно:

1)суммарной стоимости выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам, а также договоров строительного подряда, заключенных владельцами частных автомобильных дорог;

2) суммарного количества (площади) построенных автодорог или тоннелей, мостов и путепроводов.

Доля хозяйствующего субъекта на данных рынках рассчитывается как выраженное в процентах отношение объема продаж, данного хозяйствующего субъекта на рассматриваемых рынках к общему объему продаж рассматриваемых рынков отдельно в стоимостном и натуральном выражении. Особенность данного анализа заключается в том, что осуществляется расчет долей субподрядчиков и генеральных подрядчиков, выполнивших работы самостоятельно (в отношении работ, выполненных своими силами).

         Доли генеральных подрядчиков на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог Курской области за 2008 – 2010 годы представлены в таблице 4.*

* не публикуется

Так, в 2008 и 2009годах доминирующее положение на соответствующем товарном рынке занимала группа лиц ЗАО «Суджанское ДРСУ №2»,  ЗАО «Дорожное снабжение» и физ. лицо «…» Ее доли за указанный период составили соответственно в стоимостном (стоимость выполненных работ) выражении и в натуральном (объем выполненных работ) выражении превысили 65%.

         В 2010 году доминирующее положение на соответствующем товарном рынке области по объему выполненных работ (в натуральном выражении) занимало ООО «Курскспецдорстрой» с долей более 65%, а по стоимости выполненных работ ЗАО «Суджанское ДРСУ №2» с долей более 65%. Доля общества в натуральном выражении в 2010 году равна нулю, в связи с тем, что ввод в эксплуатацию построенных объектов запланирован на  2011 год. ООО «Курскспецдорстрой» входит в группу лиц с физ. лицом «…».

         Доли генеральных подрядчиков на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений  Курской области за 2008 – 2010 годы представлены в таблице 4.1.*

*не публикуется

Так, в 2008 и 2009 годах на соответствующем товарном рынке области действовал один хозяйствующий субъект - ООО «Курскспецдорстрой». Его доля в стоимостном выражении в 2008 и 2009 годах превысила 65 % в стоимостном и натуральном выражении. В 2010 году строительство, реконструкция, капитальный ремонт искусственных дорожных сооружений в Курской области не проводились.

         Все работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в Курской области в 2008 – 2010 годах проводились генподрядчиками собственными силами, без привлечения субподрядчиков.  

         Доли  субподрядчиков на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений  Курской области за 2008 – 2010 годы представлены в таблице 4.1.*

*не публикуется  

Так, в 2008 году на соответствующем товарном рынке области действовали два хозяйствующих субъекта:  ООО «КурскМостстрой» и ООО «Центр дорожных технологий». Их доли в стоимостном выражении составили более 35%. В натуральном выражении доля ООО «КурскМостстрой» превысила 65 %. В 2009 году доминирующее положение в стоимостном и натуральном выражении занимало ООО «КурскМостстрой» соответственно с долями более 60 %.

         В 2010 году ООО «КурскМостстрой»  было единственным субподрядчиком в Курской области на рынке строительства, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений. Его доля в стоимостном выражении на соответствующем рынке составила  100%.

         Таким образом, по результатам проведенных расчетов долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также искусственных дорожных сооружений Курской области в 2008 – 2010 годах подлежат включению в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее Реестр), следующие хозяйствующие субъекты (приложение №4):

- группа лиц ЗАО «Суджанское ДРСУ №2»,  ЗАО «Дорожное снабжение»;

- ООО «Курскспецдорстрой»;

-  ООО «КурскМостстрой».

7. Определение барьеров входа на товарные рынки.

                Важным барьером входа на рынки услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов  является  значительный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта в данной отрасли. В первую очередь, наличие специализированной дорогостоящей техники и оборудования, обусловленной технологическими, техническими характеристиками и  особенностями производственного процесса.   Наряду с экономическими, большое значение для входа на рассматриваемые рынки имеют административные барьеры, возникающие при получении разрешительных документов, в том числе, разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также трудности, связанные с введением института саморегулирования.

          В целях определения барьеров входа на рассматриваемые товарные рынки Курской области,  Курским УФАС были направлены запросы в адрес хозяйствующих субъектов,  действующих на соответствующих рынках, а также           в органы исполнительной власти Курской области и подведомственные государственные учреждения Курской области, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации, инженерных изысканий, осуществление государственного строительного надзора, выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. 

         Согласно информации, представленной областным   казенным учреждением  «Комитет строительства и эксплуатации  автомобильных дорог Курской области», Государственной инспекцией строительного надзора Курской области,  Комитетом  строительства  и архитектуры Курской области, областным  государственным  учреждением       «Государственная  экспертиза       проектов Курской области», а также генподрядчиками и субподрядчиками,  действующими на рынке в период 2008 – 2010 годы было установлено следующее.

         К существенным барьерам в сфере дорожного строительства относятся ряд  факторов, ограничивающих возможность участия средних и малых компаний в конкурсах,  аукционах или  запросах котировок работ, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом дорог и мостов, тоннелей, путепроводов. Наиболее значимым из  них большинство опрошенных называют крупную сумму требуемого задатка (10 баллов);  размер лота свыше 100 млн. руб. (8-10 баллов); отсутствие аванса (7-10 баллов). К менее значимым факторам относятся мощности, не достаточные для выполнения требуемых объемов работ в установленные сроки (5-8 баллов) и требования, предъявляемые заказчиком к объекту при приемке работ (3-6 баллов). Такие факторы как наличие требований об использовании определенной техники при  выполнении строительных и ремонтных работ и требования к качеству материалов, которые необходимо использовать при строительстве и ремонте дорог и мостов были оценены участниками опроса на 2-5 баллов. Проблемы, связанные с получением разрешительных документов при прохождении государственной экспертизы, при получении разрешения на строительство, при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, при осуществлении государственного строительного надзора, а также на этапе сдачи объекта получили оценку 1 балл (табл.6).*

*не публикуется

         Ряд строительных организаций указывают на проблемы, существующие при получении разрешений (лицензий) на осуществлении уставной деятельности в государственных органах. Это обилие документов, необходимых для выдачи разрешений (лицензий), высокая стоимость проектов, необходимых для получения лицензий.

         Существенной проблемой является нестабильность рынка строительных материалов и ГСМ. Многие контракты, заключенные по результатам торгов,  имеют небольшую цену и прибыль. Исполнение их рассчитано на несколько строительных сезонов,  в течение которых существенно возрастают цены на ресурсы по сравнению с заложенными в аукционную документацию на момент проведения торгов, что приводит к уменьшению прибыли строительных организаций по результатам выполнения контракта.

         Кроме того, по мнению строительных организаций (генподрядчиков) основным критерием отбора при проведении конкурсов (электронных аукционов) должны быть не только цена, а наилучшие показатели по позиции «цена-качество», а также квалификация, «послужной список» претендента.

         Комитет строительства и архитектуры Курской области является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Информация о рассмотренных заявлениях о выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в период с 01.01.2008г. по 31.12.2010г. представлена в табл.7.*

*не публикуется

 За исследуемый период отказов в выдаче разрешений не было.

         Государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для строительства объектов капитального строительства  на территории Курской области осуществляет автономное учреждение Курской области «Государственная экспертиза проектов Курской области». Информация о выданных заключениях государственной экспертизы в период с 01.01.2008г по 31.12.2010г. представлена в табл.8.*

*не публикуется

 Жалобы хозяйствующих субъектов на действия уполномоченных учреждений при выдаче заключений государственной экспертизы инженерных изысканий и проектной документации, выполненных для строительства объектов капитального строительства за исследуемый период не поступали.

         Информация об осуществлении государственного строительного надзора  объектов капитального строительства (дорог, мостов, путепроводов)  на территории Курской области за исследуемый период представлена Государственной инспекцией строительного надзора Курской области  в табл.9*.

*не публикуется

         Отказ от лицензирования строительных организаций и введение саморегулирования – это принципиально новый подход к организации строительной деятельности. СРО открывает возможности для конструктивного сотрудничества и взаимодействия между членами организации, государственными органами и органами местного самоуправления. Участие в СРО обеспечивает сотрудникам компаний-участниц профессиональный рост, своевременное повышение уровня квалификации. Саморегулирование повышает безопасность и качество строительства, ответственность строительных компаний на всех этапах строительства четко определена.

         В целом, вступление в СРО по ряду признаков отличается от ранее существующего получения лицензии. Одним из важнейших моментов является соответствие организации заявленным видам работ – это наличие определенной материально-технической базы организации, наличие сведений о системе контроля качества на предприятии. К преимуществам СРО следует отнести  более оперативное решение вопросов, связанных с получением разрешительных документов на строительство. Необходимо отметить   повышенные требования к профессиональным качествам специалистов, вступающих в СРО, которое требует дополнительных расходов организации.  Кроме того,  членство в СРО требует значительных денежных вложений  в виде вступительных и членских взносов. 

8. Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка  состояния конкурентной среды на товарных рынках. Анализ состояния конкуренции.          

         Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

         1). Коэффициент рыночной концентрации CR – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

         2). Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженная в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

         а). Рассматриваемый рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог Курской области в 2008-2010гг. является высококонцентрированным. Сумма долей действующих на нем хозяйствующих субъектов – генподрядчиков  в 2008-2010 гг. составляет CR = 100%.

         Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана :

В 2008 году HHI = 7888;

в 2009 году HHI =  6076;

в 2010 году HHI =9664.

         Услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог Курской области   в 2008-2010гг. субподрядчиками не оказывались.

         б). Рассматриваемый рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений Курской области в 2008-2010 гг. также является высококонцентрированным. На нем действовал один хозяйствующий субъект – генподрядчик.

         Коэффициент рыночной концентрации CR в 2008 и 2009 годах составляет 100%.  В 2010 году услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений в Курской области генподрядчиками не оказывались. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2008 и 2009гг. составил 10000.

         Сумма долей действующих на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений в  Курской области   субподрядчиков  в 2008-2010 гг. составляет CR = 100%.

         Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана :

В 2008 году HHI = 5005;

в 2009 году HHI =  6058;

в 2010 году HHI =10000.

         Таким образом,  на основании показателей уровня концентрации исследуемых рынков,  анализа  наличия и преодолимости барьеров входа на рынки можно сделать вывод о том,  что рынки услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов  Курской области в 2008 – 2010 годах на уровне генеральных подрядчиков и субподрядчиков 1 уровня являются высококонцентрированными и относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

            Рынок ремонта дорог  межмуниципального и местного значения  Курской области является  умеренно-концентрированным, с развитой конкуренцией.  В 2008-2010 годах в целях формирования сети автомобильных дорог общего пользования на территории области, увеличения их пропускной способности и  обеспечения круглогодичной связи между населенными пунктами, ремонт автомобильных дорог общего пользования в Курской области осуществляли 12 дорожных предприятий различных форм собственности, определенных  на конкурсной основе. Укрепление производственной базы дорожного хозяйства Курской области и его техническое оснащение за счет значительных капитальных вложений, предусмотренных программой   «Модернизации  сети автомобильных дорог Курской области (2009-2011годы)», способствует дальнейшему развитию рынка строительства и ремонта дорог межмуниципального и местного значения.